Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И всё же очень хочется верить, что однажды вернётся к людям святой родник, вновь поднимется рядом с ним часовня, и придут сюда те,

Ты душою к земле прикоснись,

и воды родниковой испей…

(По святым местам Островского района Псковской области)

 

И всё же очень хочется верить, что однажды вернётся к людям святой родник, вновь поднимется рядом с ним часовня, и придут сюда те,

кто нуждается в исцелении: физическом, а ещё более – духовном…

Все меньше остаетсялюдей, помнящихисторические события, погибают культурные памятники, связанные с ними. Важно именно сейчас найти утраченное, восстановить связующую нить времен. Еще не все памятники исчезли бесследно. От одних остались планы, чертежи, рисунки, карты, фотографии, копии, от других сох­ранились фрагменты, третьи живут в описаниях, легендах, воспоми­наниях..

В памяти людей, проживающих в Островском уезде в местности, нами исследуемой, не сохранились исторические события, но в памяти людей еще живут воспоминания о святых местах…

Родники для людей всегда имели большое значение как источники чистой питьевой и лечебной воды, поэтому их существование овеяно поэтическими мифами и легендами.

Как известно из мифов древних славян, почитание воды и водных источников существовало еще в I тысячелетии до н.э.

После Крещения Руси вода играла одну из главных ролей, так как использовалась в церковных обрядах (крещение, освящение и использование святой воды), что поддерживало священное к ней отношение[1, 128].

С середины XVI в., взгляд на то, что есть священные (почитаемые) родники, как они проявляются в окружающем пространстве, как они должны быть выделены и как с ними нужно “общаться” уже не претерпевал существенных изменений вплоть до нашего времени.

В XIX в. почитаемые источники в России стали рассматриваться как особые, чудодейственные.

Почитание родников сохранилось вплоть до наших дней. Но отношение к ним существенно менялось на протяжении ХХ века. Это было связано с тем, что в период советской власти с отделением церкви от государства и распространением атеизма становились заброшенными святые места, в том числе и родники, считавшиеся целебными.

1.По следам преданий. Источник «Вигины слезы».

С 2000 года в летний период организуются поисковые экспедиции. За эти годы мы побывали в разных местах Островского района, встречались с жителями деревень, записывали их воспоминания. С каждым годом становилось все меньше жителей, а вместе с ними и исчезали целые деревни. На протяжении этих лет мы стремились узнать, насколько местные жители помнят историю родных мест, как относились к памятным местам в течение ХХ века, насколько изменилось их отношение сейчас. А путеводной нитью стала «Летопись г.Острова и Островского уезда» Николая Панова, изданная в 1913 году. Кроме истории погостов, Николай Панов сообщает и ряд интересных фактов, сказаний и преданий, связанных с историей деревень, мест. Прошло почти сто лет. Многое изменилось за это время. И это касается не только названий…

Как переплетается вымысел и реальность? Можно ли в настоящее время найти факты, свидетельствующие об историческом прошлом?

В этой работе исследованы места, почитавшиеся нашими предками. Прежде всего, это источники, к которым приходили не столько напиться воды, а ждали излечения, так как их считали целебными. Так одна из легенд связана была с местностью, где река Синяя впадала в реку Великую – Синее Устье.

Нас заинтересовала легенда о гордой литвинке Виге и ее отце, поселившимися в замке на возвышенности, названной в честь отца – Витоль, о Стефане Батории, разрушившим замок, и о ключе – “лечебнике” /Приложение 1. Рисунки к легенде/.

Так, Николай Панов в летописи города Острова и Островского уезда рассказывает такую легенду:

“В одной версте от погоста, в ста саженях от села Волосова, принадлежащего крестьянам, на правом берегу Великой, находится возвышенность с пятью небольшими курганами. Возвышенность эту народ зовет ”Витоль”. Давным-давно в Литве жил князь Витоль с прекрасною своею дочерью Вигой. Много женихов сваталось за красавицу. Но она была горда, - очень любила своего отца, да и женихи были ей не по сердцу, а потому все они получали отказ от нее. В числе женихов был сын польского короля - он никак не мог примириться с отказом гордой литвинки и поклялся своею жизнью отомстить ей. Вига любила бродить по лесам, а особенно утром и с собою не брала никого из своих слуг. Узнал про эти прогулки жених и решился подкараулить и нанести ей оскорбление, как девице; как задумал, так и сделал. На восходе солнца Вига отправилась по своему обыкновению в лес, там он ее поймал и опорочил. Вига рассказала про случившееся своему отцу, и князь на своем мече дал клятву отплатить польскому королевичу. Витоль оставил свою родину и переселился на Русь; построил замок на самом берегу Великой и вышеозначенном возвышении и обнес его непреступными стенами, а сам стал подговаривать русского царя идти войной на Польшу. Вига приняла православную веру и стала замаливать свой невольный грех. Каждое утро, при восходе она вставала с постели и, обращаясь к востоку, молилась и плакала; она так горько плакала и так много пролила слез, что из них образовался под горою ключ, который теперь называется “лечебник”. Вода из этого ключа исцеляет глаза. Источник не замерзает и в зимнее время. Около источника постоянно можно видеть женские повойники, тесемки, крестики. Это се дар пользующихся из колодца. Когда умерли князь с Вигой, об этом народное предание умалчивает. Замок, говорят, разрушен польским королем Стефаном Баторием [2, с.83-84].

Мы решили исследовать местность /Приложение 2. Карта Островского района/, связанную с этой легендой, расспросили жителей близлежащих деревень.

В легенде упоминается погост и название деревни Волосово, место расположения возвышенности: в одной версте от погоста и в ста саженях от села Волосова.

Погост Синского Устья с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, одним из древнейших храмов Псковской губернии (в настоящее время сохранилась только колокольня церкви) находится на правом берегу Великой.

От жителей деревни Синское мы узнали, что деревня Волосово в настоящее время объединена с Синской и называется Синское Устье. Большинство жителей малонаселенной деревни живут не так давно в этой местности. Кузьмина Полина Лукинична, старожил этой деревни, показала место, где располагалась деревня Волосово. А поле же, близ деревни Синское Устье, расположенное ниже по течению реки Великой, называют издавна “Витоль”, которое в настоящее время распахивается.

От бывшей деревни Волосово отмерили приблизительно сто сажен, то есть 213, 4 метра, вышли к крутому склону холма. Внизу, у его подножия, на протяжении почти ста метров, тянется заболоченное место. Мог ли быть здесь родник?

Марья Дмитриевна Дмитриева[1] помнила, что ее предки ходили к роднику, расположенному у возвышенности “Витоль”, но сама она уже посещала другой, “Светик”, находящийся ниже по течению реки Великой, у деревни Свеклино.

Местный краевед, проживающий в деревне Крюки, Елисеев Иван Степанович, подтвердил, что между деревнями Синское и Приезжево находится поле, рассказал, что в 60-70-х годах ХХ века по склону возвышенности дети и взрослые находили человеческие черепа и кости. Поле представляло собой бывшее кладбище, это было, возможно, массовое захоронение литовцев, которые погибли еще в годы Ливонской войны.

Старожилы помнят, что “рядом с этим местом когда-то стояла деревянная церковь, но однажды вдруг земля разверзлась, - и она провалилась, ничего от нее не осталось. Сейчас на этом месте сочится грязная водичка и стекает к реке Великой. И стоит на этом месте ольховый куст. До революции здесь был чистый родничок, и над ним стояла часовенка с крестом на крыше. Под струей воды находился деревянный сруб колодца, из которого можно было набрать воды. К нему приходили паломники, увечные, больные и убогие, и, в надежде на выздоровление, кидали кто алтын, а кто был побогаче, то не жалел и серебряного пятиалтынного или даже полтинника.”[2] Из исторических источников стало известно, что “в лето 6914 (1406) бысть князь Витовт Литовский мир разверзе со Псковом (Псковичи) на Петров день. Месяца августа в первый день, в четверток, приде Князь Витовт с силою великою Литовскою и с Татары воевати Псковской волости.”[2, c.84].

Предание о святом месте – источнике, у подножия возвышенности “Витоль”, сохранилось в летописи. Современные же жители – не знают о том, что эти места столь поэтичны и связаны с историей нашей страны. В XIX веке под крутым обрывом родник бил струей. Деревянный сруб был постоянно заполнен водой. Над срубом стояла часовня. Воду в Крещение святили и брали как святую. Когда разрушена была часовня? Об этом предание умалчивает, а жители забыли. Одни, говорят, что часовня разрушена после революции, другие считают, что часовня ушла в землю “за грехи человеческие”.

По пути следования от моста в поселке Крюки в сторону деревни Большое Приезжево вдоль берега реки Великой к месту предполагаемого источника нами были измерены буссолью углы поворота реки (азимуты и румбы) и мерной лентой промерены расстояния между наиболее существенными ориентирами /Приложение 3. План, фотографии/. Так мы обнаружили старинный брод через реку Великую. Ведь и деревня Приезжево называлась Переезжево, так как здесь проходила старая дорога из Петербурга на Опочку и Святые Горы.

Возвышенность в этом месте имеет уклон в сторону реки. Если водоупорный пласт, не пропускающий воду, имеет наклон в ту или иную сторону, то вода начинает течь в сторону наклона и обычно где-нибудь в долине выходит на поверхность. На предполагаемом нами месте родника, у крутого, обрывистого берега реки, нас удивило чрезмерное увлажнение верхнего слоя земли, тянущегося вдоль берега на протяжении около 100 метров. Причем, рядом с предполагаемым местом источника с обеих сторон почва была совершенно сухой. Так как место выхода грунтовой воды на поверхность и есть источник, мы пришли к заключению, что здесь и был тот самый “лечебник”, который со временем утратил свою естественную защищенность, полноводность и чистоту. Был ли здесь замок, как говорит об этом предание? Сегодня мы доказать этого не можем. А что же случилось с источником?

В 1987 году была проведена мелиорация на участке в районе деревни Большое Приезжево, которая сказалась на уровне грунтовых вод, он стал гораздо ниже. На охраняемой в прошлом территории были построены жилые дома, скотный двор, водонапорная башня, что сказалось на судьбе источника. Так как подземная гидросфера весьма уязвима ко всякого рода загрязнителям, источник стал непригодным к использованию. Мы доказали это, проделав определенную работу: сняв дерн, увидели множество тонких струек, пробивающихся на поверхность. В верхнем слое мы нашли предметы, которые нас заинтересовали: каменный топорик, камни необычной конфигурации, напоминающие о событиях, происходящих в прошлом.

Нам удалось добраться до водоупорного пласта, но мы не смогли взять пробу воды так, как того требуют санитарные правила и нормы. Пробы воды были взяты после того, как выкопанный нами резервуар наполнился водой, загрязненной вредными веществами, которыми насыщен верхний слой земли. Результаты анализов, сделанных в районном центре Госсанэпидемнадзора города Острова показали непригодность воды для питья. Был составлен паспорт на химический состав воды источника. Загрязнение и засорение, истощение подземного источника привело к изменению химического состава воды. Большая жесткость воды может свидетельствовать о наличии могильника неподалеку от этого места.

Таким образом, нам удалось найти источник, который мы назвали “Вигины слезы”, обозначили его на карте, сделали резервуар для накопления воды, прорыли канавки, облагородили место. В местной газете опубликовали статью [4] об истории местности и об источнике, найденном нами. К сожалению, к жизни источник возродить не смогли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...