Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источник Всех Святых близ церкви Архангела Михаила.

В настоящее время изменилось отношение к церкви, к святым местам в лучшую сторону. И чтобы проверить, насколько мы правы, летом 2006 года отправились в одно живописное место нашего района – Михайловский погост, расположенный при впадении реки Кухвы в Великую. Близ погоста находится целебный источник «Всех Святых».

Название источника появилось 22 июня 2006 года. До этого дня мы называли его Михайловским, так как родник находится недалеко от церкви Михаила Архангела, одного из древнейших храмов Островской земли.

О том, что источник на Кухве существовал, нам было уже известно. Еще в 2002 году в эту же местность была предпринята экспедиция, изучалась старинная церковь Михаила Архангела, выявлялись старые захоронения.

Целью работы стало изучение и благоустройство родника близ церкви Михаила Архангела. Прежде всего, нас интересовал вопрос: есть ли в письменных источниках упоминание о роднике? Прочитав «Летопись города Острова и его уезда» Николая Панова, сведений о нем не нашли, но встретили упоминание о самом погосте. [2, 204-205].

Перед началом работы мы познакомились с полевым дневником экспедиции 2002 года, где имелись записи о том, что из родника брали воду для питья, просмотрели фотографии/Приложение 16. У источника. Экспедиция – 2002 год./, аудио и видеозаписи.

В период экспедиции 2006 года от местных жителей мы узнали, что «родник тут с незапамятных времен. Вода бьет снизу. И такая вкусная!»[5]. Выяснили, что «вода летом холодная, а зимой теплая», то есть имеет постоянную температуру. В зимнее время вода в роднике не замерзает.

Для определения точного положения источника мы провели съемку местности/Приложение 7. Съемка местности/. Между источником и бродом обнаружили ложбину, в которой, возможно, было старое русло реки. На картах середины ХIХ века очертание русла реки действительно показано другим, изогнутым в кольцо. Подобные изгибы русла реки называются излучиной или меандром [6]. Съемку очертаний старого русла реки и расположения источника мы произвели способом глазомерной маршрутной съемки. По возвращении в лагерь мы осуществили первичную камеральную обработку полученных данных и сопоставили результат съемки с картами конца XIX века и 60-х годов ХХ века. Так было доказано, что в XIX веке река Кухва действительно протекала по этой ложбине, и русло реки имело характерный изгиб. На картах второй половины ХХ века этот изгиб уже отсутствует, что подтверждается воспоминаниями местных жителей. По их словам, во время сильного ледохода река размыла перемычку и «пошла напрямик» к реке Великой. Это место теперь называют «перемоиной». «Это место, где мелко, через него ходят в храм. Речка размыла. Раньше была маленькой. На моем веку речка размыла. Раньше сено возили через перемоину. Как размыло – стало труднее»[6].

Многочисленные почитаемые родники России признаются целительными в первую очередь от глазных болезней. К таким родникам ходят по завету и оставляют у них приношения – деньги, материю, ленты и другие предметы.

Почитаемые родники различаются по статусу и по широте паломничества к ним: родник может быть известен только в одной деревне или небольшом круге соседних поселений, а может пользоваться почитанием большой области. Степень почитания современных родников зависит, в первую очередь, от масштаба той православной святыни, рядом с которой он находится. Так к источникам «Святик» и «Вигины слезы» совершались паломничества в ХIХ и начале ХХ века. После революции они оказались забытыми.

О Михайловском роднике знали жители близлежащих деревень и считали его целебным[7], но, в последнее время, о нем забыли. Оказалось, что его трудно найти: травой заросли тропинки, источник заилился.

Нами были про­изведены работы по благоустрой­ству: выполота трава, убрана вся грязь, накопившаяся за десятилетия, собраны камешки для того, чтобы обложить источник, на спус­ках с обеих сторон сделаны сту­пеньки./Приложение 8. Благоустройство источника. Фотографии/.

К архимандриту Сергию, Благочинному церковного Островского округа, направили письмо с предложением об освящении этого источника.

22 июня 2006 года участники летней экспедиции и местные жите­ли собрались у родника. Ар­химандрит Сергий совершил освя­щение источника, был установлен животворящий крест. Отец Сергий сказал: «Господь так судил, что ус­тановление этого креста и освящение источника пришлось на 22 июня - День скорби и памяти в на­шей стране. В этот день 65 лет назад именно в праздник Всех Свя­тых земли русской, пришедший­ся в 1941 году на 22 июня, фаши­сты веро­ломно напа­ли на нашу Родину. Мно­гие милли­оны людей сложили свои головы на фронтах войны. И, устанавли­вая этот животворящий крест, мы верим, что наши потомки будут по­мнить о павших защитниках зем­ли нашей, что будут знать, что сие место освященное, и над ним вос­сияет благодать»[8].

Затем все участники этого события были окроп­лены водой из святого источника. Местные жители радовались тому, что теперь есть возможность прийти на свя­тое место, к животворящему кре­сту.

На осенних каникулах мы вновь пришли к роднику. По-прежнему «била» снизу струя воды. От родника протоптана тропинка к близлежащей деревни Трушки. Очень тепло встретили нас жители деревни. Жанна Алексеевна Милашевская сообщила, что об этом событии рассказала и в Петербурге. И ее подруги «только ахали: неужели еще такое бывает…»[8].

После публикации в газете «Островские вести» статьи «Живи, родник, живи!» о роднике узнали люди, проживающие и за пределами Бережанской волости./Приложение 9.. Статья из газеты/. Островичи часто навещают это святое место, берут воду, умываются и свято верят в ее благодатную целительную силу. А местные жители считают, что «жизнь в деревне воскресла». Это радует: к роднику не заросла народная тропа.

14 октября 2006 года состоялась наша встреча с настоятельницей Симанского Спасо–Казанского женского монастыря матушкой Маркелой. Она сообщила, что монастырь планирует устроить подворье близ Михайловского погоста и начать восстановление древнего храма. На святом же источнике будет устроена купальня, что, несомненно, привлечет сюда паломников и из других районов области. А значит, труды наши были не напрасны.

В ноябре в газете вновь был опубликован наш материал о церкви Михаила Архангела и об источнике Всех Святых «Чтоб засияли купола». /Приложение 10. Статья из газеты./

В результате исследований, проведенных уже в ХХI веке, были выявлены памятные места Островского района, называемые святыми. Нам удалось проследить, как изменилось отношение к ним в ХХ веке. Период советской власти и атеизм отразился на судьбе бывших почитаемых мест. Они оказались забытыми и заброшенными, чаще – уничтоженными. Об источниках, найденных в ходе экспедиций, были напечатаны статьи, что пробудило интерес местных жителей к ним. Время идет, и меняется отношение к святым местам. Об этом говорит последняя наша работа, проведенная летом 2006 года – освящен источник. И вместе с ним пробудился интерес к древнему памятнику архитектуры ХV века - церкви Михаила Архангела с Кухвы, который ждет своего восстановления. Данное исследование имеет историко-культурное значение.

Составлен новый экскурсионный маршрут «По Святым местам Островского района», возрос интерес местных жителей к памятным местам своего района.

Проведенная нами работа не прошла для нас бесследно. Мы осознали, что можем оставить свой след в истории, восстанавливая то, что было разрушено и утрачено в ХХ веке.

Литература.

 

1. Библейская энциклопедия. Репр.изд. М., 1990. С.902.

2. Панов Н. Летопись г.Острова и его уезда. Репринт. издание. Псков. Псковская обл. типография. 2004. С.544

3. РГИА, Ф.799. Оп.33. Д.1589. Л.л 32-39. «Страховая оценка Николаевской церкви в погосте Гнилки».

4..По следам преданий. Источник «Вигины слезы».//Островские вести, 20 июля 2002.

5. Иванова А.,Терской В.По Святым местам//Островские вести. 9 сентября 2005.

6. Природа районов Псковской области. ЛГПИ им. А.И.Герцена, Л. 1971.

7. Краткая географическая энциклопедия. т..2, М., 1961.

8. Светлова С. Живи, родник, живи.//Островские вести. 27 июня 2006 г.

 

 

Список приложений.

 

  1. Рисунки Светланы Томилиной(ДДТ г.Остров) к легенде «Вигины слезы»
  2. Карта Островского района Псковской области
  3. .Топографическая съемка места нахождения источника «Вигины слезы». Фотографии 2001 года.
  4. Встречи со старожилами. 2005 г.
  5. Фотографии. У источника «Святик». Фото 2005 года.
  6. Статья из газеты «Островские вести» «По Святым места Островского уезда» 9 сентября 2005 г.
  7. Съемка местности. Фотографии церкви Михаила Архангела,
  8. Благоустройство источника. Освящение источника. Фотографии 2006 года
  9. Статья из газеты «Островские вести»27 июня 2006 года «Живи, источник, живи…»
  10. Статья из газеты «Островские вести» 24 ноября 2006 г. «Чтоб засияли купола»

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...