Глава 16. Механизмы психологической защиты и телефонная помощь
Выкиньте из головы, будто вы в ответе за все, что происходит в мире. Каждый из нас в ответе только перед своей бессмертной душой. Мераб Мамардашвили З.Фрейд писал о трех основных, взаимосвязанных, взаимозависимых и часто соперничающих компонентах психики: Я, Оно и Сверх-Я. Они не связаны впрямую с анатомическими структурами мозга, а представляют собой основные принципы работы психики и сознания. По З.Фрейду, психика, особенно из-за ее бессознательной части, требующей немедленного удовлетворения желаний, является постоянным полем битвы, на котором бесконечно сражаются Я, Оно и Сверх-Я. Этот внутренний конфликт в силу различной степени осознава-ния принимает множество форм, отражаясь на способности человека разрешать сложные жизненные ситуации. Очевидно, еще один постулат психоанализа является важным для телефонного консультирования: психика Ребенка никогда не умирает в человеке, а, наоборот, Формирует ее несущую основу. На рисунке 16.1 показано, что Я, Оно и Сверх-Я занимают различные уровни. Оно полностью бессознательно, и его содержание обычно недоступно человеку в бодрствующем состоянии. Влияние Сверх-Я распространяется на оба уровня — сознания и бессознательного, так же как и на подсознание, содержащее мысли, воспоминания и переживания, которые могут при определенном волевом усилии и сосредоточении внимания преодолеть порог сознания. Я, как и Сверх-Я может проникать во все три уровня психической жизни, хотя степень его воздействия на бессознательное не столь велика, как у Сверх-Я. Рассмотрим основные свойства Я, Оно и Сверх-Я. Оно является психической структурой, аккумулирующей бессознательную психическую энергию, которая реализуется в биологических влечениях. Человек обладает двумя первичными влечениями: влечением к жизни и любви (стремлением к поддержанию жизнедеятельности и продолжению рода) и влечением к смерти (стремлением к разрушению и агрессии, направленной на себя или окружающих). З.Фрейд называл их Эросом и Тана-тосом. Оно является прежде всего источником энергии для других структур психики. Обработка информации в Оно отличается сказочностью, отсутствием правил формальной логики и склонностью к магическим толкованиям. Магическая реальность, присутствующая в человеке, опирается прежде всего на эту часть личности. Оно существует в соответствии с «принципом удовольствия», направленном на немедленное, сиюминутное удовлетворение любых желаний, какую бы форму они ни принимали. Наиболее ярким примером может служить психическая жизнь младенца, для которого не существует ничего, кроме его желаний, и никакого иного удовольствия, кроме их немедленной реализации. Разумеется, Оно не считается с правилами и ценностями общества, но со временем научается довольствоваться символическим удовлетворением желаний и может в определенных ситуациях подлежать контролю Сверх-Я. Во власти Оно человек остается до 5 лет жизни. Затем Оно прорывается в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях «психопатологии обыденной жизни».
Рис. 16.1. Структура личности по З.Фрейду Если Оно хаотично, малоструктурировано и импульсивно, то Сверх-Я, наоборот, является в высшей степени организованным. Его формирование начинается с детских «нельзя», «надо» или «должен». Сверх-Я является носителем моральных ценностей: наполнено велениями совести, законами, нормами и санкциями того общества, в котором живет человек. Оно формируется и функционирует сразу после появления человека на свет, Сверх-Я как часть личности развивается позже и противопоставляется Оно. Когда Оно зовет индивида: «Сделай это сейчас же», то Сверх-Я возражает: «Не делай этого, если это противоречит морали». Сверх-Я состоит из двух частей — сознательной и Я-Идеала. Я-Идеал включает стандарты добродетели, нормы морали и нравственности, которых стремится достичь человек, и формируется путем уподобления родителям и другим героям или значимым лицам нашего детства. В то время как Оно толкает искать удовлетворения в соответствии с «принципом удовольствия», Сверх-Я направляет к Я-Идеалу, олицетворенному, например, фигурами матери и отца. Являясь сначала внешними, моральные нормы и налагаемые за их нарушения санкции постепенно становятся внутренней неотъемлемой частью личности человека. Сверх-Я противопоставляет их сексуальным, аутоагрес-сивным или деструктивным побуждениям Оно.
Я — по преимуществу познавательная структура, используемая для обработки информации о себе и окружающем мире, для здравой оценки реальности в плане Реализации наших желаний. Таким образом, Я предстает посредником между человеком и внешней средой и отвечает за самосознание. Я вырабатывает линию поведения личности и принимает решения по поводу удовольствий, источником которых является Оно, и в отношении моральных санкций, которые должны быть соблюдены под воздействием Сверх-Я. Я также учитывает ограничения, накладываемые внешней реальностью: основной принцип его функционирования — «принцип реальности», заключающийся в удовлетворении требований Оно реалистическим образом: через отсроченное исполнение его желаний или смягчение требований и запретов Сверх-Я. Таким образом, будучи руководящей инстанцией личности, Я, в соответствии с метафорой З.Фрейда, является полем боя, сценой непрекращающегося конфликта: «Бедное Я чувствует себя окруженным с трех сторон, подвергающимся трем опасностям и при сильном нажиме на него реагирует увеличивающейся тревогой. Таким образом, Я, понуждаемое Оно, сдерживаемое Сверх-Я и отвергаемое реальностью, борется за выполнение своей экономической работы по приведению к гармонии всех сил и влияний, действующих в нем и на него; и теперь можно понять, почему так часто мы не можем подавить крик: "Жизнь нелегка!"» (Фрейд, 1933/1964). З.Фрейд полагал, что Я может быть сильным и слабым. Сила Я, по его мнению, определяется способностью:
1) воспринимать реальность; 2) формировать суждения; 3) регулировать и контролировать влечения; 4) улаживать межличностные отношения; 5) адаптивно регрессировать; 6) создавать барьеры для стимулов; 7) обеспечивать себя механизмами психологической защиты (Фрейд,, 1933/1964). Следовательно, чтобы логика могла справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с другими частями личности, Я располагает особыми механизмами психологической защиты, которые помогают разрешить конфликты между Оно и Сверх-Я, замещают удовлетворение потребности и предотвращают до поры до времени развитие невроза или других психических нарушений. Механизмы психологической защиты являются диалектическими: они в одно и то же время могут развивать личность на путях совершенства или вести к неврозу. Адаптивность их действия зависит от того, сколь зрелые механизмы психологической защиты вовлечены в работу и как долго они используются в качестве щита, защищающего от вредоносных влияний. Наиболее совершенными являются зрелые механизмы психологической защиты. К ним относятся: 1) альтруизм; 2) юмор; 3) стоицизм (сознательное подавление); 4) идентификация; 5) сублимация. В телефонном консультировании часто приходится сталкиваться с необходимостью использования юмора и смеха. Иммануил Кант полагал, что «смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто» {Кант, 1966). По мере приближения консультативной беседы к наиболее травмирующим абонента переживаниям его внутреннее напряжение растет. Возможно, что раскрытие травмы может иметь катастрофические последствия. В этой ситуации внезапный обрыв логики высказываний и перевод беседы в юмористическую плоскость может оказаться целительным, разрядить напряженную до предела ситуацию, а также заставить абонента посмотреть на нее со стороны, что снизит напряженность конфликтных переживаний. Более того, остроты доставляют собеседнику удовольствие, поскольку символически удовлетворяют потребности Оно, обхо-Дя при этом в силу своей специфики запреты Сверх-Я. Наконец, может оказаться, что дальнейшее обсуждение в шутливой манере станет более продуктивным, и начнется разговор о таких вещах, о которых не принято говорить всерьез. Таким образом, использование юмора в качестве психологической защиты может обеспечить терапевтический прорыв в консультативной беседе. Юмор может стать утешением в ситуации невротического конфликта, влекущего за собой личные неудачи и разочарования, или своего рода компенсацией за испытанные абонентом унижение, страх или поражение. Следует отметить, что всем зрелым механизмам психологической защиты сопутствует катартический (очищающий) эффект, позволяющий в силу разрядки напряженных эмоциональных переживаний испытать облегчение и умиротворение. Важно помнить, что использование юмора должно уменьшать страх или беспомощность, но не являться орудием мести, враждебности или скрытого негодования консультанта. Юмористические высказывания в начале телефонного диалога нередко позволяют преодолеть обоюдную скованность, а в дальнейшем — найти выход из сложного, порой щекотливого, положения. Использование консультантом самоиронии, способности взглянуть со стороны на собственные неудачи часто становится важным терапевтическим приемом в отношении переживаний абонента.
В случаях невротического конфликта, зачастую выходящего на поверхность телефонного диалога, в работу включаются промежуточные механизмы психологической защиты. К их числу относятся: 1) рационализация (интеллектуализация), выражающаяся в долгом бесплодном «рассуждательстве», достигающем своего пика при различного рода навязчивостях; 2) вытеснение; 3) смещение, если накопившиеся агрессивные побуждения срываются на случайных, не имеющих отношения к ситуации конфликта объектах; 4) регрессия, при которой поведение и высказывания абонента отражают его возвращение на более раннюю стадию возрастного развития, где есть надежда обрести утраченное чувство безопасности и комфорта; 5) невротическое отрицание, которое, к примеру, проявляется «остроумием на лестнице» (отреагирование происходит не непосредственно в ситуации конфликта, а после его завершения). В ходе телефонной беседы консультанту приходится не только сталкиваться с промежуточными механизмами психологической защиты, но и обсуждать их во время поиска выхода из конфликтной ситуации. В этих случаях до абонента важно донести, что проявлений защиты не следует бояться или испытывать фрустрацию по поводу того, что они замечены в беседе. Их необходимо принять, поскольку они: (/) позволяют справиться с невыносимыми страхами, (2) противодействуют непреодолимым желаниям и (3) помогают приспособиться к существующему положению вещей. Не следует, однако, забывать, что в силу незрелости этих механизмов их адаптивная роль часто очень относительна.
Существуют, кроме того, незрелые механизмы психологической защиты, свойственные прежде всего людям с психопатическим складом характера и эмоциональными расстройствами в структуре затяжных или хронических неврозов. С ними консультант встречается чаще всего при беседах с регулярными или мани-пулятивными абонентами. Это такие механизмы, как: (/) проекция — приписывание и перенос на других людей своих собственных черт, характеристик или мотивов, которые по понятным причинам конфликта со сверх-Я почти невозможно обнаружить в себе, но очень легко, порой захватывающе привлекательно, обнаружить в других. По поводу этого механизма психологической защиты датский философ Серен Кьеркегор писал: «То, что Иоганн говорит о Иоахиме, говорит нам больше о Иоганне, чем о Иоахиме»; (2) шизоидное фантазирование, дающее на определенный период времени полное символическое удовлетворение и замещающее реальную активность по выходу из конфликтной ситуации; (5) соматизация (или ипохондрия) — телесные проявления, невербально способствующие защите путем различных движений, изменений позы, иногда навязчиво повторяющихся, или уход от реальной действительности в мир тела (поиск телесного неблагополучия или, реже, серьезных болезней). Ими укрываются от реальной жизни, но следует помнить, что это пуховое одеяло имеет шипы; (4) пассивная агрессия, состоящая в подсознательном промедлении, забывчивости, саботаже, которым подыскиваются правдоподобные объяснения1.
1 По существу, автор описывает здесь не собственно механизмы психологической защиты, а особенности их проявления при расстройствах типа тяжелых неврозов — нажитых психопатий — ядерных психопатий. Отсюда и смешение психологических и психопатических критериев и интерпретаций, которое объединяет столь несходные психопатологические расстройства, как соматизация и ипохондрия.
Наконец, последняя группа механизмов психологической защиты характерна для людей с обострением психического заболевания (см. глава 24). К этой группе относятся: 1) бредовая проекция — с ее помощью вместо тягостно мучительной бредовой растерянности формируется озарение (инсайт), например преследования, что субъективно переживается намного легче; 2) психотическое отрицание — возникает при психозах, а также тяжелых, грозящих серьезным исходом телесных заболеваниях либо при алкогольной или наркотической зависимости и проявляется прежде всего в виде анозогнозии или появлении конверсионных симптомов; 3) реактивные образования — изменение знака ключевых невротических переживаний с «—» на «+». Они могут появляться и в ситуации психоза, обеспечивая полярность болезненной симптоматики, и в случаях психической нормы, когда внезапно возникающие забота, вежливость или другие положительные эмоциональные переживания могут оказаться лишь защитой от собственных агрессивных тенденций субъекта2.
2 Для волонтера-непрофессионала это вполне «работающие» ориентиры. Но психолога, и тем более — психиатра, вряд ли удовлетворит объединение «под одной крышей» бреда, анозогнозии, конверсионной симптоматики и «нормальных» реактивных образований.
В телефонном консультировании владение знанием механизмов психологической защиты и опыт работы с ними позволяют оптимизировать пути помощи абоненту. Во время беседы очень важно определить, какие механизмы психологической защиты задействованы, есть ли у клиента желание осознать, понять их сложность и двойственность и начать работать над изменением своего состояния. Интенсивность травматических переживаний часто возрастает параллельно с усилением работы механизмов психологической защиты, и поэтому не следует стараться вызывать очень быстрые, внезапные перемены: они могут трансформироваться в иные драматические коллизии. С другой стороны, раскрытие механизмов психологической защиты освобождает абонента, например, от сильных чувств страха или тревоги, делает их понятными и позволяет начать работу с ними. Таким образом, абоненту бывает важно понять: (/) что у него имеется психологическая защита; (2) в каких случаях и от чего он себя защищает; (3) каким образом осуществляется эта защита; (4) к каким позитивным и негативным результатам приводит действие психологической защиты; (5) чего ему ждать в будущем от своих механизмов психологической защиты. На основании этого распознавания консультант может работать над ослаблением интенсивности эмоциональных переживаний, устраняя деструктивно действующие механизмы психологической защиты. Возникающие изменения вызывают рост конструктивности, интеграции и большей свободы личностных проявлений абонента (способности мыслить, чувствовать или желать)3. 3 Представляется уместным и необходимым подчеркнуть, что этот заключающий главу абзац содержит вполне правомерные интерпретации внутренних механизмов работы с психологической защитой в ходе телефонного консультирования, но не описание самой ткани телефонного консультирования как помогающего диалога и, тем более, не его рабочие приемы.
Рекомендуемая литература Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Гослитиздат, 1965. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. Дземидок Б. О комическом / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1974. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 349—583. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. Нюнберг Г. Процессы защиты. Защитный барьер против раздражителей и принцип удовольствия-неудовольствия // Г.Нюнберг. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. Пер. с англ. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. С. 202—239. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либ-рис, 1996. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // А.Фрейд. Теория и практика детского психоанализа / Пер. с англ. и нем. М.: Апрель Пресс; Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 115—244. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. Freud S. New Introductory Lectures on Psychoanalysis / J.Strachey (Ed.). The standard edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud (Vol.22). London: Hogarth, 1933/1964.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|