Глава 17. Экзистенциальные аспекты консультирования
Когда находят мысль, О словах забывают, Где бы найти второго, Забывшего о словах, И поговорить с ним. Лао Цзы «Книга пути» «В чем смысл жизни?», «Как жить дальше?», «Зачем живем?». С этими вопросами часто обращаются в службу неотложной телефонной помощи люди, для которых драматические коллизии жизни сделали актуальными экзистенциальные проблемы бытия. Часто беседа начинается с обычных конфликтных ситуаций, за фасадом которых скрываются более глубокие проблемы ценностей и смысла жизни. У философов есть понятие «плохо сформулированная проблема». К ним относятся те, над которыми человечество бьется сотни и тысячи лет, например, смысл жизни1.
1 Есть, по крайней мере, еще два понятия, как представляется, не менее, если не более, продуктивные в этом обсуждении: 1) «размытые проблемы», смысл которых не удается формализовать, но он всем интуитивно понятен и 2) «рамочные понятия», не только не формализуемые в конкретных вещах, но и теряющие свой смысл при попытке такой конкретизации.
Он является такой же данностью, как и сама жизнь: жить, в той или иной мере, означает переживать осмысленность без доказательств и обсуждения. Блаженный Августин как-то воскликнул: «Господи! Когда я не задумываюсь о том, что есть время, я прекрасно понимаю, что оно такое, но стоит мне войти в рассуждение о времени, и это понимание моментально ускользает от меня». Если заменить слово «время» на слово «смысл жизни», получится именно то, чему мы являемся свидетелями: большинство людей живут так, как если бы знали тайну смысла своего существования, правда, до тех пор, пока не окажутся на «экзистенциальном кресте», образованном горизонтальностью обыденного хода жизни и вертикалью мучительного прорыва к абсолютному смыслу бытия (Трубецкой, 1994). Но стоит даже мудрейшим из мудрейших начать рассуждать о смысле жизни, как он ускользает. С философской точки зрения, смысл жизни неизбежно должен располагаться за пределами этой жизни; в психологической плоскости он находится вне человека, в особом ноэтическом измерении, как писал В.Франкл, где находятся смыслы, неподвластные наследственности или внешней среде. Он считает стремление к поиску и реализации смысла жизни основным мотивом и двигателем поведения человека. Чтобы жить, человек должен найти смысл своих поступков. Один из основных тезисов В.Франкла состоит в том, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию, если не может его реализовать. Утрата смысла жизни ведет к возникновению экзистенциального вакуума, рождающего «ноогенные» неврозы. Осознание смысла доступно любому человеку, однако его нельзя создать, изобрести или сделать своей собственностью. Его можно только искать и находить в призвании или объективной реальности (Франкл, 1990).
Смысл жизни каждой личности уникален и неповторим. Более двух тысяч лет назад еврейский мудрец Гиллель говорил: «Если я не сделаю этого — кто сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас — то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого — то кто же я?» Жизнь человека делают осмысленной ценности творчества (то, что мы даем жизни), переживания (то, что мы берем от мира) и отношения (позиция, занимаемая нами по отношению к судьбе, которую нельзя изменить). Ценности творчества реализуются в труде, в который вносится личностная неповторимость. Ценность переживания, прежде всего, заключается в любви к другому человеку, означающей проникновение в глубины его сущности. Человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к обстоятельствам, над которыми не властен, и придать смысл даже страданиям — в этом состоят ценности отношения. Они имеют особое значение в телефонном консультировании людей в кризисном состоянии.
Консультант имеет дело не со смыслом жизни вообще, но всегда — с конкретным смыслом жизни этого человека в этот момент. Он меняется от человека к человеку, от ситуации к ситуации. Отыскать его помогает такая интуитивная способность как совесть. Она приводит к возникновению новых ценностей. Человек должен не только найти, но и реализовать смысл своей жизни. Он ответственен за его осуществление в условиях конечности и необратимости жизни, неповторимости предоставленных ему возможностей. Принимая решение, человек одновременно проявляет свободу и ответственность, свою неповторимую уникальность. Для еврейского мудреца — рабби Зуси из Ганиполя — перед смертью самым трудным был вопрос: «Если меня спросят, почему я не был Моисеем, — я знаю, что ответить. Но если меня спросят, почему я не был Зусей, — я ничего не смогу сказать». В консультативных беседах о смысле жизни следует учитывать по меньшей мере три обстоятельства: (а) позицию абонента, (б) позицию консультанта и (в) возрастные особенности собеседников. Беседуя о смысле жизни, абонент может использовать три подхода, определяющих тактику консультирования: (я) креативный, (б) маргинальный и (в) манипулятивный. При креативной позиции человека действительно волнует поиск истины и смысла жизни, он заинтересован в созидательной беседе и искренне желает услышать, что думает другой, хочет понять и принять его взгляды, а также определиться в своем отношении к экзистенциальным сущностям. Марганальный абонент по-своему занят поисками смысла, но обычно на запутанных путях. Это, как правило, акцентуированные личности с особыми чертами характера и своеобразным отношением к взглядам других людей (часто не приемлющие их). Быть в диалоге с такими людьми сложно. Они с глубоким сомнением относятся к тому, что для других является само собой разумеющимися истинами, и высказывают противоречивые мнения по поводу соображений консультанта. Их отношение похоже на поведение пробуждающегося человека, который понимает, что следует проснуться, но из-за боязни, что свет ослепит его и разрушит утреннюю негу, сопротивляется тому, чтобы открыли ставни. От нежелания самораскрытия, разрушения «оболочки» {Роджерс, 1994) до проявления спонтанных чувств и изменений они часто проходят длинный путь, не всегда преодолимый за одну беседу. Самой сложной бывает манипулятивная позиция абонента с жесткой внутренней установкой на то, что проблемы смысла жизни решены быть не могут, а мнения других по этому поводу мало что значат. При этом часто переоцениваются собственные способности и возможности. Эти абоненты не скрывают желания конфликтовать, а иногда кажется, что они стремятся «извести» или «помучить» собеседника. В разговоре быстро становится ясно, что у абонента нет желания сотрудничать для достижения хотя бы незначительных результатов. Они противятся переменам и нередко виртуозно манипулируют консультантом. При неплохом интеллектуальном уровне их изощренность становится почти фантастической.
Второе обстоятельство заключается в позиции консультанта. Трудно представить существование консультантов-манипуляторов2, но маргинальная позиция не является казуистикой.
1 Это, действительно, идет вразрез с основными канонами консультирования. Однако, как показывает супервизорский опыт, за хорошо освоенными «ритуалами консультирования» нередко скрывается манипулятивная установка.
Раздосадованный своими проблемами, недовольный препирающимся собеседником, сам с трудом ищущий истину маргинальный консультант, естественно, окажется плохим собеседником. Креативный абонент быстро почувствует наложение своих сложностей и проблем консультанта, а результатом, скорее всего, будет нарастающая неудовлетворенность и обоюдное разочарование. Если на обоих концах провода окажутся «маргиналы», то итоги беседы будут еще более печальными. В последнем случае очень трудно исключить возникновение конфликта в виде незавершенного диалога с его последующим распадом.
Беседуя о смысле жизни, следует считаться с возрастными особенностями абонентов. Как правило, эти вопросы становятся актуальными не только в силу конкретных проблемных ситуаций, но и в определенные периоды возрастных кризисов (пубертатного, кризиса тридцатилетних, сорокалетних или пожилых людей). Подростковый кризис прежде всего связан с осознанием своей идентичности и уникальности. Он отражает вхождение человека в мир взрослых и является кризисом желаний — в основном стремления считаться независимым и самостоятельным. Тактика консультирования заключается в том, чтобы «открыть» вместе с подростком то, что остается для него «закрытым», поддержать установку на взрослую жизнь, укрепить самоуважение и толерантность к окружающим. При этом важно принять его максималистскую позицию, показать ее правомерность в контексте ответственности, мягко и ненавязчиво отметить, что и другие точки зрения взрослых имеют право на существование без ущерба для его самоуважения и независимости. Кризис сорокалетних имеет иные психологические особенности. Он возникает, когда, «земную жизнь прой-Дя до половины», собеседник оказывается в «сумеречном лесу» сомнений по поводу того, что не смог самореализоваться, достичь желаемых результатов, стать в жизни тем, кем намеревался. В этом возрасте наиболее острым является экзистенциальное чувство конечности Жизни, понимание, что она заключена между рождением и смертью. В это время жизнь человека как бы заключена в пространстве между первым и последним ударом часов, бьющих двенадцать. Чувствуя эти ограничения, он мечется по времени своей жизни. Каждый из бросков, вперед или назад, является по-своему мучительным и вызывает страдание. Если он стремится вперед, его неминуемо охватывают мысли о смерти, если назад — он сокрушается неудачами прошлой жизни. Тактика консультирования состоит не в «открытии» того, что и так ясно, а в рассмотрении жизни как Дара, дающегося один раз. Поэтому следует показать собеседнику, что многие его возможности еще можно реализовать, что осознание конечности жизни является важным открытием, позволяющим вступить в ее вторую половину, многое переосмыслив и обогатившись прошлым опытом. В ходе беседы необходимо суммировать все, даже самые незаметные достижения собеседника и экстраполировать их в будущее, где они станут конструктивными деталями, позволяющими создать модель дальнейшей жизни. В оказании этой поддержки и состоят задачи консультанта, требующие внимания, наблюдательности и настойчивости3.
3 Кризисы тридцати- и сорокалетних имеют отчетливую тендерную окраску, протекая при всей их общности у мужчин и женщин очень по-разному, что в неотложных ситуациях консультирования обретает особо важное значение.
Психологический кризис пожилых возникает на фоне утрат родных, друзей, здоровья, профессии и т.д. При сохранной критичности наибольшую остроту приобретают переживания одиночества, а также психической или физической неполноценности и беспомощности. Задачей консультирования является уменьшение психической боли от перенесенных потерь. При появлении позитивных перемен следует обсудить с собеседником благоприятные итоги жизни, то положительное, что было в прошлом и имеет смысл в настоящем. Сложности могут возникнуть из-за разницы в возрасте и объеме жизненного опыта собеседников. Поэтому в беседах с пожилыми абонентами основное внимание следует сосредоточить на коррекции эмоциональных переживаний — различие в годах не властно над утешением4. Затем, следуя желаниям абонента, можно обратится к проблемам смысла жизни, стремясь адекватно оценить уникальность жизненного опыта собеседника, показав его необходимость для окружающих.
4 Одна из трудностей состоит в том, что для многих «проблемных» пожилых людей сама их проблемность становится способом компенсации. От консультанта требуются известные осторожность и осмотрительность, умение различать компенсирующие и декомпенсирующие состояние абонента проблемы, чтобы работать со вторыми, опираясь на первые.
Важным в беседе о смысле жизни является не только форма, но и содержание. Философы полагают, что существует более десятка экзистенциальных ценностей или благ, данных человеку: Жизнь, Любовь, Надежда, Удача, Дети, Творчество, Работа, Свобода, Милосердие, Уединение, Воспоминания, Сны и Отдых. Следует обсудить те из них, которые находят отклик у собеседника. Если не выделить темы, например, из числа приведенных, беседа станет недостаточно конструктивной. Жизнь — основная ценность, которая дана человеку. Однако важен не сам по себе факт жизни, а то, каким образом он обходится, что делает с ней, как радость жизни превращает в бремя или страдание. Основатель геш-тальт-терапии Фриц Перлз утверждал: «Современный человек живет на низком уровне жизненности. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже — как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни» {Перлз, 1996. С. 10). Любовь в качестве ценности является основным стимулом и движущей силой в жизни человека. Она представляет собой способность устанавливать и сохранять открытые, поддерживающие, нежные и заботливые отношения с другим человеком или миром без страха утраты своего Я, собственной идентичности или независимости. С собеседником стоит обсудить вопросы о том, каково место любви в его жизни, как он осуществляет ее, каковы результаты, что можно сделать для приведения в соответствие идеалов любви с ее реальными ликами. Надежда состоит в прочной и длительной уверенности в позитивном характере течения жизни, например, в том, что от другого можно добиться глубоких и искренних чувств или найти свое место в жизни и реализовать себя. Как полагал Эрик Эриксон, она является эго-каче-ством, появляющимся у человека после успешного разрешения кризиса младенчества и обретения базисного доверия к миру. С собеседником важно определить значение надежды в его жизни, то, как она помогает ему преодолевать трудности, обозначить сферы деятельности, в которых она достаточно сильна или, наоборот, отмечается ее дефицит. Дети как экзистенциальная ценность свидетельствуют о творческих возможностях человека в смысле порождения, сохранения и развития новой жизни. Ценностью является не только их появление на свет (мы до сих пор говорим о «чуде рождения», то есть уникальности и непостижимости этого феномена), но и их воспитание в семье. Благодаря детям у человека, как говорил Э.Эриксон, появляется осознание психоисторической перспективы, своего уникального и законного места в череде сменяющихся поколений. Творчество является способностью человека к созданию нового в широком смысле этого слова: новых людей, оригинальных вещей, уникальных связей, неординарных идей или чего-то нового в себе самом. Оно связано с вдохновением, страстностью, экстазом. Творческими могут быть чувства, намерения, действия или обязательства. Важной темой в этом смысле является творчество как элемент повседневной жизни, например в работе, воспитании детей или ведении домашнего хозяйства. Свобода представляет собой фундаментальную способность человека быть свободным всегда, везде и во всех своих проявлениях (чувствах, желаниях, выборах, действиях и формировании жизненного пути), если для этого нет объективных и абсолютно непреодолимых препятствий. Можно обсудить, чем она является для собеседника, как он переживает и относится к состояниям, в которых свободен, что они дают ему как личности, как соотносится свобода в его жизни с разумом, потребностями, доброжелательностью, милосердием, риском, стабильностью и ответственностью. Важно помнить, что у некоторых собеседников может вообще не оказаться опыта свободы или она, наконец обретенная, становится непосильной ношей или даже настоящим бедствием. Милосердие представляет собой ценность вынесения в окружающую реальность таких свойств человеческой личности, как чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие и сопереживание. В этом смысле оно является экзистенциальной заботой о другом человеке. Не лишне поговорить о том, позволяет ли себе собеседник быть в отношениях бескорыстным, стремится ли он узнать и понять другого, как заботится о нем, насколько активен в проявлениях заботы, что получает от этого. Уединение является правом человека находиться в состоянии принадлежности самому себе, отделейности и отстраненности, состоянии, которое никем и ничем не нарушается. Это особая область сосредоточенности и покоя, в которой человек глубже, полнее узнает себя и раскрывает свои творческие возможности. В отечественном менталитете уединение в качестве ценности известно и принимается далеко не всеми из-за последствий тоталитарного прошлого, подчинявшего все сферы жизни диктату коллективистских ценностей. Формой уединения является отдых, ценность которого состоит в возможности восстановления жизненных сил человека. Важно обсудить, разрешает ли себе собеседник уединение, что происходит с ним наедине с самим собой и т.д. Воспоминания являются ценностью, если носят интег-Ративный характер. Будучи мостом между прошлым и будущим, они служат ступенчатому осмыслению жизненных событий и оценке их значения для формирования своей личности и использованию прошлого опыта в актуальном настоящем. Сны. Сон является естественной ценностью, благодаря которой восстанавливаются физические, психические силы и здоровье человека. Сновидения представляют собой экзистенциальные послания, составленные особым символическим языком, с которыми человек обращается к самому себе, своему настоящему или совершенно определенному адресату. В них отражаются важные для потенциальных изменений в жизни человека чувства, персонажи или фабулы. Каждая из этих экзистенциальных тем имеет свою значимость в определенном возрасте. Подростки могут искать смысл жизни в Любви, Милосердии, Уединении или Удаче. Для тридцати-сорокалетних уникальными открытиями становятся Надежда, Жизнь, Работа, Творчество, Свобода или Удача. Воспоминания, Надежда, Отдых или Дети составляют важные ценности пожилых. Естественно, следует эмпатически обсуждать и другие значимые личностные смыслы. Аналитический подход к консультированию важно сохранять до конца беседы. В завершение можно позволить на основе обсуждения и прояснения ценностных приоритетов восхождение к конкретному смыслу жизни абонента в данный момент, памятуя, что смысл жизни не слагается из смысла поступков. Общее же правило этих бесед формулируется следующим образом: спускаться в долину, идти вместе с собеседником по тропинке твердыми шагами, не оборачиваясь без необходимости назад, замечать все, что встречается на пути, и твердо видеть впереди вершину5.
5 В группу экзистенциальных проблем можно отнести и те, которые в DSM-IV кодируются как 313.82 — Проблемы идентичности, V. 62.89 — Религиозные или духовные проблемы, V. 62.4 — Проблемы аккультурации. Они могут возникать у мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев, покидающих либо покинувших ту или иную группу (религиозную, дружескую, клубную и пр.), имевшую для них особое значение. Сами эти проблемы порой маскируются стрессовыми проявлениями, нередко «сбивающими» консультанта на путь поиска проблемы во внешних по отношению к клиенту обстоятельствах (см. главу 22.5 «Религиозные и духовные проблемы»).
Рекомендуемая литература Ассаджоли Р. Психосинтез. М; К.: Рефл-бук—Ваклер, 1997. Белорусов С.А. Религиозно-ориентированное консультирование // Моск. психотерапевтич. журнал. 1999. № 1(21). С. 155-172. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. М.: Смысл; Академический проект, 1999. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. М.: Академический проект, 1999. Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.; М.: Алетейя; Логос, 1998. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой деятельности. М.: Смысл, 1999. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1994. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Пер. с англ. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Изд. группа «Прогресс—Универс», 1994. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. Фенько А.Б. Психология ностальгии // Моск. психотерапевтич. журнал. 1993. № 3. С. 93—116. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М.Па-пуш. Пер. с англ. М.: Ин-т Общегуманитарных Исследований, 1995. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|