Конспект НОД по экологии «извержение вулкана» в старшей группе
Тема: Извержение вулкана Возрастная группа: старшая Образовательная область: познавательное развитие Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Задачи: Образовательная - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Развивающая - развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. Воспитательная - воспитывать аккуратность, взаимопомощь. Оборудование: картинки с изображением вулканов; карты России на каждую парту; поддоны; картон, сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; чайные ложки; пипетка; глобус. Предварительная работа: изготовление макета горы, конуса из картона и монтажной пены. Логика НОД: Вводная часть Воспитатель предлагает детям встать в круг и показывает глобус. Воспитатель рассказывает детям о том, что сначала планета Земля была покрыта водой, а потом только начала зарождаться суша. Появились равнины, пустыни, горы. Но многие участки суши до сих пор не могут найти своего места и передвигаются под землёй. Из-за этого происходят землетрясения и извержения вулканов. Воспитатель: А вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Знаете, как раз сегодня, заглянув в почтовый ящик, я обнаружила там письмо из туристической фирмы, в котором говорится что нам предлагают бесплатно посетить горы на Камчатке и посмотреть извержение вулкана «Ключевская сопка». Ну что согласны? (Да) Тогда давайте рассмотрим наш маршрут по карте, которые лежат у вас на столах.
Основная часть Дети садятся за столы и рассматривают карты. На карте отмечен маршрут путешествия, который начинается с равнины и проходит через моря, плоскогорья и заканчивается в горах на Камчатке. Дети по ходу исследования отвечают на вопросы: - Какие растения растут на равнинах? Какие животные обитают? - Какие растения растут в пустынях? Какие животные обитают? - Какие растения растут в горах? Какие животные обитают? - Какие растения есть в морях? Какие животные обитают? - Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озёрах? - Где удобнее жить человеку и почему? На половине пути следования проводится физкультминутка. Физкультминутка. Мы шагаем по равнине Раз-два, раз-два. А теперь плывём на льдине Раз-два, раз-два. Вот идём по плоскогорью Раз-два, раз-два. Забираемся на горы Раз-два, раз-два. А теперь мы отдохнём Раз-два, раз-два. (дети сели на свои места) Воспитатель: Ну вот мы и добрались до гор. Ребята посмотрите на них есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы. Как вы думаете, что такое вулканы? (ответы детей) Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане. “Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.” Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да) Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.
Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож? Дети: Похож на пирамиду, конус. Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа? Дети: На большую яму, воронку. Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана? Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана. Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана… Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю. Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Заключительная часть Воспитатель: Но сначала нам надо повторить правила безопасности при проведении опытов. Воспитатель: Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель. Воспитатель: Ну вот ребята, а теперь нам пора возвращаться. Понравилось вам путешествие? А сейчас я приглашаю посетить выставку ваших рисунков про вулканы, которые вы рисовали на прошлом занятии. Дети рассматривают рисунки и вспоминают о том, что было на сегодняшнем занятии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|