Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и классификация организационных структур менеджмента




Введение

 

 

Управление предприятием в условиях рыночной экономики не простое дело, это целая наука получившее название менеджмент.

Между работниками и структурными подразделениями предприятия, управляющей и управляемой группами устанавливаются связи, они носят информационный, технологический, трудовой, финансовый, управленческий характер. Они образуют организационную целостность, некое объединение элементов. Как регулировать данные связи, каковы требования к ним. С одной стороны, для устойчивой работы системы необходимо, чтобы связи были стабильны, устойчивы; с другой- включение новых участников производства, новых факторов производства требует функциональной гибкости, подвижности связей.

Задачами данной работы является:

1. Рассмотреть виды организационных структур и их назначение.

2. Изучить виды и классификация организационных структур менеджмента.

3. Дать определить стратегическому управлению. Видам стратегий.

4. Объяснить мотивацию персонала организации.

5. Рассмотреть этапы процесса планирования.

Совокупность элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей образует структура управления. Производственная структура предприятия непосредственно влияет на состав функциональных служб и численность работников в них, так, число должностей зоотехников устанавливается в зависимости от наличия условных голов скота, а также зональных особенностей производства.

На организационное устройство предприятия влияют разные факторы такие как: природно-климатические условия, размеры хозяйства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства и др.

Виды организационных структур и их назначение

 

 

Организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач.

Исходными данными и обязательными условиями при формировании организационной структуры управления служат:

цели и задачи организации;

производственные и управленческие функции организации;

факторы внутренней среды (внутренние переменные);

факторы внешней среды.

Основными элементами организационной структуры предприятия являются его подразделения (отделы), уровни управления и связи между ними. Все элементы взаимосвязаны между собой. При этом различают горизонтальные и вертикальные связи. Учитывая, что подразделения или отделы представляют функциональные области (функциональные зоны), структура организации может быть определена как совокупность функциональных областей и уровней управления, а также связей между ними. Отдел (звено) - это организационно обособленный самостоятельный орган управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенных (одной или нескольких) функций.

Связи между отделами носят горизонтальный характер.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются как правило одноуровневыми.

Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления.

Уровень менеджмента - группа отделов, занимающих определенную ступень в управленческой иерархии.

Связи между ступенями (уровнями) управления - это связи по вертикали, которые носят ярко выраженный характер последовательного подчинения.

В процессе хозяйственной деятельности организационные структуры предприятия объединяют его человеческие и материальные ресурсы. При этом структуры имеют общее свойство: они формируются для достижения целей, которые, в свою очередь, всегда определяют структуру организации.

В силу этого каждая управленческая структура индивидуальна и обладает своими специфическими особенностями, которые значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей в организации. При изменении цели или появлении признаков нарушения функционирования предприятия первой подвергается реорганизации именно организационно структура менеджмента.

В организационную структуру включают такие понятия, разделение работ (по функциональным признакам и уровням управления), соотношение ответственности и полномочий, делегирование полномочий, централизация и децентрализация управления, ответственность и контроль, нормы управляемости и другие понятия, определяющие ее содержательную сторону. В общем случае содержание организационной структуры определяется целями, которым она служит, и какие управленческие процессы она призвана обеспечивать в конкретной организации.

В то же время все виды организационных структур имеют общие характеристики, определяющие их назначение и отличительные свойства (признаки) по отношению к другим элементам (категориям, понятиям), связанным с организацией эффективного управления предприятием. Общие характеристики организационной структуры могут быть сформулированы следующим образом:

1. Структура организации обеспечивает координацию всех функций менеджмента при осуществлении любой хозяйственной деятельности предприятия, связанной с достижением его целей.

2. Структура организации определяет права и обязанности на всех управленческих уровнях посредством определения (делегирования) полномочий и установления ответственности руководителей всех рангов.

3. Структура, принятая в конкретной организации, определяет поведение ее сотрудников (стиль менеджмента, организационная культура и эффективность труда сотрудников).

4. Организационная структура определяет эффективность деятельности предприятия, его выживание и процветание, определяемые как его успех.

Приведенные характеристики отражают назначение и способность организационных структур влиять на достижение ожидаемых результатов предприятия, определяемых его целями. Кроме того, существуют внутренние свойства структуры, которые определяют условия рационального использования конкретных видов структур с учетом различных ситуационных факторов (внешних и внутренних), имеющих место в конкретной организации.

 

Виды и классификация организационных структур менеджмента

 

 

Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм. Типология базируется на выделении шести основных структурных элементов организации:

1. Операционное ядро организации - осуществляет основные процессы по созданию ценности для конечного потребителя;

2. Стратегическая вершина - руководство организации, осуществляющее, формирование миссии, стратегических целей и стратегии деятельности организации;

3. Средняя линия - промежуточное звено между руководством и операционным ядром;

4. Техноструктура - объединяет аналитиков и специалистов, организующих и поддерживающих информационные потоки, формально организующих взаимодействие подразделений и контроль за их деятельностью;

5. Вспомогательный персонал - службы, обеспечивающие функционирование остальных элементов организации;

6. Идеология - атмосфера организации, связанная с её традициями.

На основании этого выделяется 6 типов сверхструктур:

Простая структура - основной частью выступает стратегическая вершина и организация стремится к централизации

Машинная бюрократия - во главе управления стоит техноструктура с доминирующим стремлением к стандартизации

Профессиональная бюрократия - власть принадлежит операционному ядру, наиболее ценным качеством выступает профессионализм

Дивизиональная форма - главную роль играет средняя линия за счет увеличения роли среднего звена

Адхократия - основной частью является вспомогательный персонал, стремящийся к сотрудничеству с внешними организациями

Миссионерская форма - ценности и идеология ставятся во главу управления организацией.

Критерием наиболее популярной типологии организационных структур является распределение ответственности (способ группирования ответственности). Разделение организационных структур на механистические и органические структуры.

Механистическая структура отражает жесткую иерархию управления, называемую также пирамидой управления. Долгое время эта модель была и остается господствующей в менеджменте. В большей или в меньшей степени она объединяет в себе разнообразные линейные и линейно-штабные формы организационных структур. Основными видами механистических структур организации (предприятия, корпорации) являются: функциональные структуры, дивизиональные структуры и их сочетание (конгломераты).

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. Рис. 1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение. Такая структура плохо совместима с современной философией качества. Основным недостатком линейных структур управления является сложность осуществления требований, которые предъявляет данная структура к руководителю.

Функциональную организационную структуру часто называют традиционной или классической, так как она была первой структурой, изучаемой и разрабатываемой в менеджменте. Функциональная организационная структура и сейчас является рациональной и широко используется в организациях среднего размера.

Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения в данной структуре способствуют наиболее важным направлениям деятельности организации. Традиционными функциональными зонами (областями) деятельности организации являются подразделения маркетинга, производства и финансов. Функциональные области (зоны) деятельности имеются в каждой организации для формулирования в обеспечения достижения целей. Если размер организации или конкретного подразделения велик, то их можно, в свою очередь, разделить на более мелкие функциональные подразделения.

Основная идея такой организационной структуры состоит в том, чтобы максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.

Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования.

Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. Подготовленные штабом решения утверждаются линейным руководителем, а затем передаются непосредственным исполнителям. При таком подходе значительно повышается квалификационный уровень линейного управления. В остальном эта структура соответствует линейной.

Структура ограниченного функционализма, согласно ей штабные подразделения сами могут отдавать распоряжения нижестоящим органам но определенному (ограниченному) кругу вопросов.

Основным преимуществом структуры ограниченного функционализма является повышение компетентности управления наряду с сохранением единства распорядительства. Однако это преимущество достигается путем усложнения связей в системе управления. Звенья остаются практически те же, что и в линейно-штабной структуре, но количество связей между ними возрастает.

Достоинства линейной и функциональной организаций управления наиболее полно реализуются в линейно-функциональной структуре управления.

Суть данной структуры в том, что на каждом уровне линейного руководства создаются специальные подразделения, которые, в отличие от штабов обладают определенными полномочиями в отношении нижестоящих звеньев. Исполнители в данной структуре получают указания не только от линейного руководителя, но и по линии функциональной связи.

Линейное руководство осуществляется в основном в координировании деятельности функциональных служб и выработке управленческих решений для нижестоящих звеньев.

Линейные подразделения, как правило, осуществляют основную производственную деятельность, функциональные подразделения создаются на ресурсной основе (кадры, финансы, сырье и материалы и т. п.) и тем самым обеспечивают деятельность основных подразделений.

Линейно-функциональные схемы организационных структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей "организационной реакцией" на усложнение производства и внешней среды. Усложнение производства привело к необходимости углубления специализации управленческих функций. Появились руководители, которые специализировались либо на общих функциях управления (планирование, контроль), либо на функциях, отражающих специфику горизонтального разделения труда (главный технолог, главный конструктор и т. п.). В отличие от линейных руководителей, которые сосредоточили всю власть в своих руках и несут ответственность за деятельность всего управляемого ими объекта (подразделения), функциональные руководители координируют, контролируют и отвечают за результаты выполнения только одной определенной функции, но в рамках предприятия или стратегического бизнес-подразделения.

Дивизионная структура управления. Уже к концу 20-х годов стала ясна необходимость новых подходов к организации управления, связанная с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности (многопрофильностью), усложнением технологических процессов в условиях динамически меняющегося окружения.

В связи с этим стали возникать дивизионные структуры управления, прежде всего в крупных корпорациях, которые стали предоставлять определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику и т. п.

В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. Пик внедрения дивизионных структур управления пришелся на 60 - 70-е годы.

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы).

Новые адаптивные структуры, называемые также органическими, нельзя считать в любой ситуации более эффективными, чем механистические.

Органическая и механистическая структуры представляют две крайности в континууме таких форм. Рациональные структуры реальных организаций лежат между ними, обладая признаками как тех, так и других, в разных соотношениях. Часто бывает, что в крупных организациях различные подразделения имеют различные (механистические и органические) структуры.

Органическая структура более проста, имеет широкую информационную сеть, менее формализована. Управление органическими структурами децентрализованное. Органические структуры являются более гибкими и адаптивными формами управления.

Для этих структур характерно:

Большое число управленческих уровней;

Большая самостоятельность в принятии решений на низовых уровнях;

Формы и стиль общения в органических структурах управления - партнерские, совещательные.

Для менеджеров характерна высокая общеобразовательная подготовка.

Органическая структура управления ориентируется на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий, целых отраслей и регионов.

Как правило они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта или программы, решения проблемы или достижения поставленной цели.

Основными адаптивными структурами являются: проектные и матричные.

Проектная организационная структура. В механистической организационной структуре руководитель структурного подразделения имеет массу различных обязанностей и несет ответственность за различные аспекты нескольких разных проектов. В итоге те или другие вопросы могут остаться без его внимания и могут быть не выполненными.

В матричной организации члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителю соответствующего функционального отдела.

Бригадная (кросс - функциональная) структура управления - основой этой структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ - достаточно древняя организационная форма, достаточно вспомнить рабочие артели, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур.

Данная форма организационной структуры наиболее эффективна в организациях с высоким уровнем квалификации специалистов при их хорошем техническом оснащении, в особенности в сочетании с управлением по проектам. Это - один из типов организационных структур, в которых наиболее эффективно воплощаются идеи современной философии качества.

 

 

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...