Изучение причин и условий преступности в ОВД
При криминологическом подходе преступление анализируется, во-первых, одновременно в контексте условий внешней для человека среды и характеристик самого человека; во-вторых, не как одномоментный акт, а как определённый процесс, развертывающийся в пространстве и времени. Криминологический подход направлен на выявление причин и условий преступления, особенностей характеристик лица, совершающего преступление, социальных последствий преступного поведения. Выявление причин преступности, отдельных ее видов посредством использования данных об отдельных преступлениях может осуществляться путем: - выявления причин отдельных преступлений, обобщения данных о них с одновременным углубленным анализом причинных связей и выходом на социальные явления регионального, общегосударственного и даже межгосударственного масштаба; - выделение типичного преступного поведения для данного региона, данной социальной группы либо вида преступности и монографического изучения порождающих его причин с прослеживанием более далеких социальных связей и зависимостей. Методика изучения причин и условий конкретного преступления - некий алгоритм действий, выполнив которые человек сможет получить информацию по следующим вопросам: 1) какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению или правонарушению); 2) каковы причины их образования и развития; 3) каковы условия их устойчивости; 4) какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение; 5) какие обстоятельства делают возможным совершение различных преступлений. Методика изучения причин и условий преступления показывает:
1) какую информацию надо добыть для криминологического анализа; 2) как и каким образом это сделать. Второй аспект методики причин и условий преступности охватывает методы изучения: 1)личности; 2)условий формирования личности; 3)условий жизни человека. Познание мотива и цели преступления в ходе расследования предлагается осуществлять: 1) по объективным показателям преступного поведения путем расшифровывания их смысловых связей и содержания; 2)по индивидуальным особенностям мотивации преступления путем сбора сведений о ее формировании и непосредственном обнаружении лицом во время, до и после совершения преступления; 3)по данным о мотиве и цели преступления, полученным от обвиняемого лица. Если посмотреть на проблему изучения причин и условий преступности и предупреждения преступности в России львиная доля работы в этой сфере выпадает из всех правоохранительных органов на органы внутренних дел и прокуратуру. В ходе предупреждения преступлений органы МВД могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры. Прокуратура осуществляет профилактику преступности путем надзора за исполнением закона органами дознания и предварительного следствия, уголовно- исполнительными учреждениями, государственными и общественными организациями, в процессе рассмотрения судебных дел, путем рассмотрения заявлений граждан. К средствам профилактики прокуратуры относятся: опротестование незаконного акта или действий должностных лиц; внесение представлений об устранении нарушений; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного или административного производства.
Основной профилактический эффект деятельности органов суда связан с осуществлением правосудия, поскольку справедливый приговор по уголовным делам обеспечивает в какой-то степени предупреждение последующих преступлений, в т.ч. рецидивных, а справедливые решения по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствуют устранению или смягчению конфликтных криминогенных ситуаций. Судьи участвуют в анализе состояния преступности и выработке мер по ее предупреждению, а также в координации и комплексоном планировании профилактики, обобщая судебную практику по этим вопросам. Формы профилактической работы разнообразны: выездные заседания, контроль над исполнением приговоров, частные определения, привлечения представителей общественности. Адвокатура, являясь общественной организацией, входит в систему юстиции. Работая по уголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуют выявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи - защиты). Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощь должностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений. Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения права граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь. Федеральная служба безопасности в пределах предоставленной ей компетенции предупреждает особо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе с органами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации. Библиографический список литературы
1. Гилинский Я. Криминология. Курс лекций. - СПб., 2002. 2. Глухова А.А. Виктимологические факторы преступности. Н. Новгород, 1999. 3. Иншаков С.М. Криминология: Практикум. - М., 2003. 4. Кабанов П.А. Криминологическая характеристика политической преступности в условиях реформирования российской политической системы // Следователь. – 2001. – №2.
5. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 2004. 6. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - М., 2004. 7. Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности в России // Социально-правовой альманах. - 2000. - № 1. 8.Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. -М., 2003. [1] Белгородская правда от 15. 02. 06 №21 [2] http://www.beladm.bel.ru/news/620.html [3] Белгородская правда 8 февраля 2007 № 17 (20994) [4] http://www.belregion.ru/region/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|