Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОБАЧЬИХ ИГРАХ?




ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СОБАЧЬИХ ИГРАХ?


 

В последнее время было опубликовано множество научных исследований, посвященных теме игр у животных, однако никто пока так и не смог объяснить биологической роли игры и не смог предоставить убедительные доказательства того, что игры несут какие-либо преимущества для выживания и воспроизводства. По этой причине большинство определений ограничиваются лишь описанием того, что происходит во время игры. Согласно Гордону М. Бургхардту, ученому, изучающему происхождение и эволюцию игрового поведения, «игра — это повторяющееся незавершенное функциональное поведение, отличающееся от более серьезных структурно, контекстуально или онтогенетически, которое воспроизводится добровольно, когда животное расслабленно или находится в безопасной обстановке» (Burghardt, 2005). Хотя это определение кажется сложным, благодаря ему мы имеем критерии, по которым сможем легко идентифицировать игру:

· игры нуждаются в атмосфере близости и эмоциональной безопасности в безопасной среде (безопасная обстановка);

· игра не имеет никакой другой цели кроме собственно игры (ограничено непосредственно функцией);

· игра добровольная и самоопоощряемая (эндогенный компонент);

· игра — это не то же самое, что реальность (структурное или временное отличие);

· игра — творческое повторение (повторение действий).

Ирбис в игровом поклоне. Фото Е. Молодцовой

Важным условием игры является безопасная и расслабленная обстановка. Собаки не играют, если они испытывают жажду, голод, усталость, боль или стах. Дикие собаки предпочитают играть в местах, которые им знакомы — сначала около матери, затем в непосредственной близости от логова, а затем в местах, где часто собирается стая. Марк Бекофф, ведущий ученый в области игр животных, утверждает, что причина того, что игры так заразительны в том, что когда другие животные играют, это позволяет предположить, что ситуация является безопасной (Бекофф, 2001). Эта гипотеза подтверждается экспериментом, в котором было продемонстрировано снижение уровня стресса у собак в приютах во время воспроизведения аудиозаписей игр собак (Simonet 2005).

Не смотря на то, что щенок в игре ищет приключений, это всегда идет от базы безопасности. Именно поэтому, когда собака попадает в новый дом, новый хозяин должен стать для нее такой базой безопасности. От этой начальной точки различные новые пугающие стимулы изучаются, проверяются и затем включаются в игру (Aldis 1975). Положительные эмоции от преодоления чего-то пугающего с помощью владельца стимулируют эндогенную систему поощрений щенка, мотивирует его продолжать играть и укрепляет связь с человеком.

Игра не имеет никакой другой цели, кроме самой игры

Игра является деятельностью без какой-либо очевидной прямой необходимости. Игры собак — это смесь элементов хищнического, агрессивного и полового поведения, но они все же отличается от этих видов поведения. В игре нет никакой реальной добычи, партнер ей притворяется. Ни добыча, ни преследователь не бегут на максимальной скорости, как если бы это была реальная охота. Игрок, притворяющийся добычей, оглядывается, позволяя «охотнику» догонять себя, пробегая мимо укрытий, а преследователь не спешит схватить жертву. Если «жертва» поймана, смертельный укус не является реальным, а только подразумевается, а затем хищник и жертва могут поменяться ролями. Поскольку это игра, партнеры делают все возможное, чтобы сохранить и продолжать ее как можно дольше.

Игра добровольная и самопоощряемая

Важным аспектом является то, что в игре все участвуют добровольно. В любой момент любой из участников может остановить игру. Игра сама является наградой и не нуждается в дополнительной мотивации. Эндогенная система поощрения собаки гарантирует, что игра — это весело и хорошо. Первые опыты игры вызывают внутреннее поощрение, и собака ищет новые возможности для игры. Эндогенная система поощрения делает легким обучение через игру, однако это имеет некоторые риски. Односторонние игры, такие, как стереотипная ловля мяча, могут превратиться в компульсивное расстройство.

Игра отличается от реальности

Поведение во время игры является незавершенным, измененным, преувеличенным, неэкономичным и непредсказуемым. В игре отдельные модели поведения свободно объединены и изменены с точки зрения формы, исполнения и интенсивности. Движениям не хватает элемента серьезных намерений. Они начинаются, но не доводятся до конца, или смешиваются с другими элементами поведения. Поведенческая последовательность, которая будет происходить далее в процессе игры, не может быть предсказана, поскольку каждая игра уникальна.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...