Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основы менеджмента.




Понятие «организация». Общие характеристики орг-ий.

Организация – это группа людей, действующих совместно для достижения общей цели. Требования к организации:

- наличие двух людей и более, которые считают себя частью этой группы;

- наличие, по крайней мере, одной цели, которую считается общей для всех членов данной группы;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Характеристики организации:

1) Ресурсы (это люди, капитал, материалы, технология, информация).

2) Зависимость от внешней среды (внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурентов, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и др).

3) Горизонтальное разделение труда – это разделение всей работы организации на составляющие ее компоненты.

4) Вертикальное разделение труда – это отделение работы по координированию от самих действий.

5) Структура организации – совокупность связей и взаимоотношений уровней предприятия и функциональных областей.

6) Внутренняя среда организации (технологическая подсистема, организационно-экономическая, социально-психологическая).

Организация как сложная открытая система.

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Закрытые/открытые типы систем:

- Закрытые (системы имеют с внешней средой один тип связи)

- Открытые (имеют с внешней средой прямую и обратную связи; вход и выход).

Системы характеризуются:

· Дифференциацией – каждая часть выполняет свои функции автономно;

· Интеграцией – условие, при котором системы не распадаются (за счет координации уровней иерархии, правилами).

Свойства системы, определяющие специфику организации:

- Первичность системы

- Не компоненты, составляющие целое, а целое, порождающее при своём делении компоненты системы

- Синергичность – эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования её подсистем

- Взаимозависимые системы внешней среды

 

Основные характеристики внутренней и внешней среды орг-ии.

Внешняя среда орг-ии делится на 2 среды:

- Среда прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность орг-ии (поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, персонал, законы, учреждения гос регулирования);

- Среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут не оказать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на её функционирование (влияние групповых интересов, социо-культурные политические изменения, международные события, НТП, состояние экономики).

Внутренняя среда организации:

1) Технологическая подсистема, включающая материальные элементы производства;

2) Организационно-экономическая подсистема, включающая финансовый организационный структурный управленческий элемент;

3) Социально-психологическая подсистема, включающая индивидуальный, групповой и коллективный труд.

Жизненный цикл орг-ии и методы управления.

Жизненный цикл – это предсказуемые изменения состояния орг-ии, которые протекают во времени с определенной последовательностью.

Этапы:

- Рождение (главная цель: выживание; основная задача: выход на рынок; руководство осуществляется одним лицом);

- Детство, юность, то есть рост (главная цель: получение прибыли в ближайший перспективный рост; основная задача: укрепление позиций и захват рынка);

- Зрелость (главная цель: систематически сбалансированный рост; основная задача: рост по разным направлениям рынка);

- Старение, то есть спад (главная цель: сохранение достигнутых результатов; основная задача: обеспечение стабильности);

- Возрождение, исчезновение (главная цель: обеспечение оживления по всем функциям; основная задача: внедрение инновационного механизма).

 

Эволюция организационных структур и современные тенденции их развития.

Методологические основы менеджмента.

Методология в буквальном значении есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики;

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию;

- исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем;

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений;

- теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются;

- психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека;

- социология, которая изучает общество как целостный социальный организм;

- антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас;

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право.

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...