Методологические основы менеджмента.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Понятие «организация». Общие характеристики орг-ий. Организация – это группа людей, действующих совместно для достижения общей цели. Требования к организации: - наличие двух людей и более, которые считают себя частью этой группы; - наличие, по крайней мере, одной цели, которую считается общей для всех членов данной группы; - наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели. Характеристики организации: 1) Ресурсы (это люди, капитал, материалы, технология, информация). 2) Зависимость от внешней среды (внешняя среда включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурентов, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и др). 3) Горизонтальное разделение труда – это разделение всей работы организации на составляющие ее компоненты. 4) Вертикальное разделение труда – это отделение работы по координированию от самих действий. 5) Структура организации – совокупность связей и взаимоотношений уровней предприятия и функциональных областей. 6) Внутренняя среда организации (технологическая подсистема, организационно-экономическая, социально-психологическая). Организация как сложная открытая система. Система – некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Закрытые/открытые типы систем: - Закрытые (системы имеют с внешней средой один тип связи) - Открытые (имеют с внешней средой прямую и обратную связи; вход и выход). Системы характеризуются: · Дифференциацией – каждая часть выполняет свои функции автономно;
· Интеграцией – условие, при котором системы не распадаются (за счет координации уровней иерархии, правилами). Свойства системы, определяющие специфику организации: - Первичность системы - Не компоненты, составляющие целое, а целое, порождающее при своём делении компоненты системы - Синергичность – эффективность функционирования системы не равна сумме эффективностей функционирования её подсистем - Взаимозависимые системы внешней среды
Основные характеристики внутренней и внешней среды орг-ии. Внешняя среда орг-ии делится на 2 среды: - Среда прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность орг-ии (поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, персонал, законы, учреждения гос регулирования); - Среда косвенного воздействия – это факторы, которые могут не оказать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на её функционирование (влияние групповых интересов, социо-культурные политические изменения, международные события, НТП, состояние экономики). Внутренняя среда организации: 1) Технологическая подсистема, включающая материальные элементы производства; 2) Организационно-экономическая подсистема, включающая финансовый организационный структурный управленческий элемент; 3) Социально-психологическая подсистема, включающая индивидуальный, групповой и коллективный труд. Жизненный цикл орг-ии и методы управления. Жизненный цикл – это предсказуемые изменения состояния орг-ии, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Этапы: - Рождение (главная цель: выживание; основная задача: выход на рынок; руководство осуществляется одним лицом); - Детство, юность, то есть рост (главная цель: получение прибыли в ближайший перспективный рост; основная задача: укрепление позиций и захват рынка); - Зрелость (главная цель: систематически сбалансированный рост; основная задача: рост по разным направлениям рынка);
- Старение, то есть спад (главная цель: сохранение достигнутых результатов; основная задача: обеспечение стабильности); - Возрождение, исчезновение (главная цель: обеспечение оживления по всем функциям; основная задача: внедрение инновационного механизма).
Эволюция организационных структур и современные тенденции их развития. Методологические основы менеджмента. Методология в буквальном значении есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма. Конкретными основами методологии менеджмента являются: - экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие; - системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели; - кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики; - ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию; - исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности;
- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем; - теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений; - теория организации, которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; - психология, которая изучает закономерности, механизмы и факты психической жизни человека; - социология, которая изучает общество как целостный социальный организм; - антропология, которая исследует: происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; - юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право. В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии. Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|