Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основания уголовной ответственности за нарушение природоохранного законодательства




 

Нарушение природоохранного законодательства выражает такое состояние общественного отношения в области взаимодействия общества и природы, при котором не соблюдаются, не исполняются, не применяются нормы права, содержащие правила охраны природной среды, и не осуществляются мероприятия по сохранению, улучшению природных объектов и оздоровлению окружающей среды.

Несоблюдение природоохранительного законодательства означает нарушение, невыполнение тех запретов, которые установлены для охраны природы. Неисполнение состоит в «нарушении, невыполнении тех обязанностей, которые возлагаются на природопользователей по охране и рациональному использованию природной среды. Неприменение свидетельствует о не использовании правомочий, предоставленных органам управления и контроля по реализации законов об охране природы, по осуществлению мер охраны природы, предусмотренных государственными планами».

Виды нарушений природоохранительного законодательства указываются в законах об охране природы, основах законодательства о земле, недрах, водах, о здравоохранении, в лесном законодательстве и в других отдельных нормативных актах. По объектам посягательства и способам нарушения они подразделяются на следующие группы:

Бесхозяйственное использование земли, порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их отходами производства и сточными водами, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и других процессов, ухудшающих ее состояние, несвоевременный возврат земельных участков при временном занятии земель и невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по их назначению.

Невыполнение правил по геологическому изучению недр, их разработке, сбережению полезных ископаемых, их консервации, по охране минеральных ресурсов от вредного воздействия окружающей среды, охране окружающей среды от вредного влияния работ, связанных с разработкой недр.

Бесхозяйственное использование вод, загрязнение и засорение водоемов, невыполнение требований водоохранного режима, истощение водных запасов.

Невыполнение правил лесопользования: незаконная порубка деревьев, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повреждение растущих деревьев и кустарников, загрязнение лесных площадей промышленными, сельскохозяйственными отходами, химикатами и сточными водами, самовольное сенокошение и пастьба скота и другие действия, причиняющие ущерб лесному хозяйству.

Загрязнение атмосферного воздуха опасными для здоровья людей и внешней среды веществами.

Загрязнение среды обитания наземных и водных животных, нарушение правил охоты и рыболовства, уничтожение редких и исчезающих животных и птиц.

Уничтожение, повреждение памятников природы, нарушение режима заповедных и других охраняемых зон.

Приведенный перечень нарушений природоохранительного законодательства не рассматривается как исчерпывающий. Так, согласно лесному законодательству, лесонарушением считаются не только те действия, которые противоречат конкретным нормам об охране лесов, но и всякие другие, наносящие ущерб лесному хозяйству. В соответствии с правилами охоты и правилами рыболовства запрещается использование не только тех орудий и способов добычи, животных и рыб, которые указаны в перечне, но и всех других, которые ведут к массовому уничтожению животных и рыбных запасов.

Критерием правомерности поведения здесь являются общие нормы и принципы природоохранительного законодательства, устанавливающие единую для всех обязанность не совершать действий, причиняющих вред окружающей человека природной среде.

Уголовную ответственность как правоотношения, возникающие с момента совершения преступления, в рамках которых и на основании закона уполномоченный на это государственный орган порицает (осуждает) преступное деяние, человека, его совершившего, ограничивает его правовой статус и возлагает на него обязанность вынужденно претерпеть лишения личного или имущественного характера исключительно с целью восстановления нарушенных законных прав потерпевшего и положительной ресоциализации сознания и поведения преступника.

Единственным основанием уголовной ответственности является деяние (действие или бездействие) общественно опасное, виновное и противоправное, то есть преступление, признаки которого заключены в соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса. Такой подход к определению основания уголовной ответственности логично приводит к выводу о том, что уголовная ответственность возникает одновременно с фактом совершения лицом указанного в законе деяния. Состав же преступления, определяя оптимально допустимую правовую дозировку соотношения объективных и субъективных признаков совершенного общественно опасного, виновного и противоправного деяния, выступает для правоприменительных органов единственно возможной моделью (эталоном) уголовно - правовой оценки (квалификации) преступления и лица, его совершившего.

Основными особенностями уголовной ответственности являются:

·   она наступает за деяния в экологической сфере имеющие наивысшую общественную опасность (ст. 14 УК РФ);

·   применяется только судом после обязательной уголовной процедуры и единственным основанием назначения наказания является приговор суда;

·   имеет более суровые виды наказания, чем в других отраслях (ст. 44 УК РФ);

·   субъектами здесь могут быть только физические лица, достигшие определенного возраста (ст. 20 УК РФ) и вменяемые.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования применяется только судом, и после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном УПК. Единственным основанием назначения уголовного наказания за экологическое правонарушения является приговор суда.

Уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере экологопользования по сравнению с иными видами ответственности. Например, лишение свободы, конфискацию имущества, штраф, в несколько раз превышающий размер, установленный при административных взысканиях, лишение права занимать определенные должности (ст. 44 УК РФ) и т. п.

К уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения, субъектом ответственности могут быть лишь физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности и вменяемые. В действующем законодательстве составы экологических преступлений предусмотрены в зависимости от объекта преступления.

Цель эколого-правовой ответственности заключается в защите условий существования общества, в силу чего сама ответственность не является самоцелью, автоматически наступающей за совершенное нарушение. Если устранение нарушения и исправление, и перевоспитание нарушителя наступили раньше, чем применено юридическое взыскание, то ответственность может не применяться. В силу этого законодательство предусматривает ряд оснований, которые освобождают виновных полностью или частично от ответственности:

если совершенное экологическое преступление является малозначительным (ст. 14 УК РФ). Под малозначительностью понимается относительно безвредное для общества и природы деяние, которое, однако, подпадает под признаки соответствующего экологического правонарушения. Например, незаконная порубка веток кустарника может быть малозначительным правонарушением, влекущим за собой освобождение виновного от уголовной ответственности.

. Если экологическое преступление совершено в особых условиях, в которых невозможно было выполнить свои обязанности без оказания вреда природной среде. Таковыми признаются:

совершение правонарушения в состоянии крайней необходимости, то есть при устранении опасности, которую невозможно было устранить другими средствами, если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (ст. 39 УК РФ). Например, для локализации очага лесного пожара пришлось сделать вырубку леса с целью создания просеки. Стоимость вырубленного леса значительно ниже, чем спасенного, который мог погибнуть в предотвращенном лесном пожаре;

совершение экологического правонарушения в состоянии нормального экологического риска. Например, недопустимо возложение на рабочего или служащего ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска. К сожалению, закон не дает четких критериев нормального производственно-хозяйственного риска, что затрудняет правоприменительную практику.

. Если нарушена процедура привлечения к ответственности, которая выражается в двух основных формах:

·   нарушение правил сбора и оформления доказательств по делу об экологическом преступлении;

·   нарушение процессуального порядка рассмотрения дела об экологическом преступлении если, например, в начале будет вынесен приговор о наложении штрафа за нарушение природоохранительных правил, затем будут собираться доказательства по данному делу, то такой процессуальный порядок является основанием для отмены решения по делу.

Решение по применению эколого-правовой ответственности отменяется и в том случае, если в целом процедура рассмотрения дела соблюдена, но допущены существенные нарушения процессуального законодательства в ходе разбирательства судебного дела (ст. 342-3 УПК РФ).

. Если экологическое правонарушение совершили лица, которые в соответствии с законом освобождены от ответственности:

1. Невменяемые правонарушители (ст. 21 УК РФ), поскольку деяние следует рассматривать в качестве несчастного случая, а виновного необходимо лечить, а не перевоспитывать;

2. Лица, которые освобождены от наказания, по данному виду законодательства. Так, вопрос об ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за правонарушения, совершенные на территории страны, разрешаются дипломатическим путем, если нарушители пользуются дипломатическим иммунитетом (ст. 12 УК РФ).

Кроме того, дела об эколого-правовом нарушении могут быть прекращены уже на стадии процесса рассмотрения с передачей материалов для принятия мер общественного воздействия или без таковых (ст. 262-2 КоАП, ст. 5 УПК), если обнаружилось отсутствие обстоятельств, являющихся обязательным основанием привлечения к ответственности.

Таким образом, законодательство содержит механизм защиты от ситуаций, при которых применение эколого-правовой ответственности нецелесообразно, что обеспечивает соблюдение принципа законности и целесообразности в экологическом праве.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...