Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экологические преступления в действующем российском уголовном законодательстве




 

Введение специальной главы об ответственности за экологические преступления является особенностью нового УК РФ. В прежнем УК было более десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах. В новом УК ПФ в главе 26. “Экологические преступления” содержится семнадцать статей (Ст. 246-Ст. 262 включительно).

Уголовной ответственности подлежат следующие виды экологических преступлений:

Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (Ст. 246 УК РФ);

Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (Ст. 247 УК РФ);

Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (Ст. 248 УК РФ);

Нарушение аетеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ);

Загрязнение вод (Ст. 250 УК РФ);

Загрязнение атмосферы (Ст. 251 УК РФ);

Загрязнение морской среды (Ст. 252 УК РФ);

Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);

Порча земли (Ст. 254 УК РФ);

Нарушение правил охраны и использования недр (Ст. 255 УК РФ);

Незаконная добыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ);

Нарушение правил охраны рыбных запасов (Ст. 257 УК РФ);

Незаконная охота (Ст. 258 УК РФ);

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (Ст. 259 УК РФ);

Незаконная порубка деревьев и кустарников (Ст. 260 УК РФ);

Уничтожение или повреждение лесов (Ст. 261 УК РФ);

Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (Ст. 262 УК РФ)

Уголовной ответственности также подлежит экоцид - “массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.” (Ст. 358 УК РФ), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды (ст.237 УК РФ), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (Ст. 215 УК РФ). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением вреда окружающей природной среде.

Примечательно, что в УК РФ дано четкое определение видов экологических преступлений, позволяющее выстроить их в единую систему, дана классификация этих преступлений, прежде вызывавшая споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился подход к общественной и правовой оценке экологических преступлений. Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовую" природных богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

В новом УК содержание главы "Экологические преступления" как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными формами и видами так сказать экологической преступности. Думается, что УК должен быть ориентирован на признание окружающей природной среды биологической основой жизни, здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с преступностью они не значились.

В связи с изложенным, дается дифференциация уголовной ответственности за экологические преступления в зависимости от характера и степени опасности содеянного, последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека. Однако, дифференциация уголовной ответственности за экологические преступления в современном Российском уголовном законодательстве далека от совершенства. И обусловливается она прежде всего четырьмя основными аспектами:

низким уровнем правовой культуры россиян;

наличием целого комплекса пересекающихся с уголовными нормами административно-правовых норм в области экологии и охраны окружающей среды;

малоэффективной работой природоохранной прокуратуры;

недостаточным взаимодействием правоохранительных органов с общественностью, общественными организациями, партиями “зеленых”, фондами и т.п

Раньше в УК РФ преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те практически не применялись. Например, в последние годы за рыбное браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24.,1%, за незаконную порубку леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше.

В новом УК РФ количество норм о преступлениях, связанных с причинением вреда природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14). Понятия экологических преступлений в Уголовном кодексе не дается. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей. Ведь представление о совокупной общественной опасности экологически вредных деяний необходимо для правильной классификации тех деяний, которые следует признать преступными. Отсюда - правильное толкование экологического преступления служит методологической базой нормотворческого процесса.

Вне правильного представления о сущности общественно опасного деяния невозможно построение санкций, определение целей действия уголовно-правовой нормы, объема и задач профилактической работы. Оценка эффективности уголовной ответственности и применяемых уголовно-правовых санкций неизбежно связана с анализом противоправного поведения, четким уяснением его модели.

Общее понятие экологического преступления есть не что иное, как его родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков - преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (Ст. 14 УК РФ). В юридической литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общими признаками преступления, указанными в уголовном кодексе. Как правило, они связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строятся по схеме: "преступлением в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения (следует их изложение)". Многие юристы считают, что этого достаточно.

Поскольку среди ученых мнения по поводу объекта преступления против природы весьма различны, то неодинаковы и их определения. Одни считают, что рассматриваемые преступления посягают на отношения собственности. Ряд ученых считают объектом отношения по хозяйственному использованию природных ресурсов. Соответственно, они относят эти посягательства к хозяйствованию. Можно встретить утверждения, что объектом являются сами природные богатства. Думается, данные позиции не отражают сущности экологических преступлений и не соответствуют УК РФ. В самом общем виде возражения сводятся к следующему.

Концепция экологических преступлений предполагает в первую очередь освещение понятий экологических отношений. Они образуют единство основных направлений человеческой деятельности:

охрана окружающей среды, соблюдение правил охраны и использования земли, недр, морской среды, континентального шельфа, соблюдение правил охоты;

рациональное использование ее богатств как одному из способов охраны;

сохранение надлежащих качественных природных условий жизнедеятельности человека и сохранение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (защита от загрязнения и отравления окружающей среды, шумового, теплового, вибрационного воздействия и т.п.), включая обеспечение экологической безопасности, улучшение и воспроизводство природных ресурсов.

Неудачные прошлые попытки рассматривать экологические преступления как разновидность преступлений в сфере экономической деятельности не позволили в должной мере вскрыть специфику преступлений в сфере охраны окружающей природной среды, перенося центр тяжести с отношений экологических на материальные, стоимостные, что совершенно недостаточно с точки зрения современных представлений о взаимодействии общества и природы. Кроме того, в собственности находятся лишь те элементы природы, которые обладают определенной вещественной формой и могут находиться во власти людей. Однако уголовное право охраняет и такие элементы природной среды, которые не могут находиться ни в чьей собственности вообще, например, атмосферу, недра, воды открытого моря, морскую среду, фауну и флору Антарктики. И др. Международными соглашениями ограничивается право государств на распоряжение определенными, особо охраняемыми видами животных, занесенными в Красную книгу Российской Федерации.

Не включает преступления в области охраны природы в круг преступлений против собственности и законодатель, иначе он поместил бы нормы экологического характера в главу УК "Преступления против собственности".

В Конституции Российской Федерации (ст. 9), Законе Российской Федерации "О собственности в Российской Федерации" (ст.6), Земельном Кодексе (ст.3), гражданском законодательстве и в ряде других нормативных актов на природные ресурсы устанавливаются различные виды собственности. Но из этого не следует, что отношения собственности являются объектом экологических преступлений. Как известно, собственность рассматривается в объективном и субъективном смысле как экономическая категория и как юридическое понятие, как право собственности. В экономическом смысле собственность - это исторически обусловленная форма присвоения элементов природной среды, в которой выражены общественные отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. То есть собственность представляет собой прежде всего важнейшее производственное социально-экономическое отношение.

Нетрудно убедиться, что отношения в сфере экологии отнюдь не сводятся к производственным отношениям. Собственность же как юридическая категория (субъективное право) предполагает наличие у собственника полномочий использовать принадлежащее ему имущество по своему усмотрению и а своих интересах, выражает состояние присвоенности, принадлежности средств производства и продуктов труда. Таким образом, право собственности закрепляет субъекта, которому принадлежит праве пользования, владения и распоряжения теми природными ресурсами, которые могут кому-либо принадлежать.

Отношения же в сфере экологии имеют иное содержание и участником их может быть не только собственник того или иного элемента природной среды. Нельзя утверждать, что экологическое преступление посягает на отношения собственности, поскольку объект преступления определяется исходя не только из экономической сущности предмета посягательства, но и из содержания, сущности общественных отношений по поводу этого предмета с учетом его социальной роли в данном отношении. Можно привести много примеров, когда воздействие осуществляется на одинаковые по своей экономической сущности предметы, но при этом затрагиваются совершенно различные общественные отношения, охраняемые законом. Так, оружие, яды, наркотические и психотропные средства формально являются имуществом (изъятым из оборота). Однако нарушение правил обращения с этими предметами, хищение их образуют составы преступлений не против собственности, а против общественной безопасности и здоровья населения (ст.ст.226, 229, 231 УК РФ).

Сравнивая экологические преступления с преступлениями в сфере экономической деятельности, следует отметить, что некоторые нормы об охране природной среды связаны с экономическим использовании природных ресурсов:

Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (Ст. 253 УК РФ);

Нарушение правил охраны и использования недр (Ст. 255 УК РФ);

Незаконная добыча водных животных и растений (Ст. 256 УК РФ);

Незаконная охота (Ст. 258);

Незаконная порубка деревьев и кустарников (Ст. 260 УК РФ)

Ответственность эти нормы предусматривают за нарушение правил охраны природных ресурсов путем неблагоприятного воздействия на них следующих факторов: уничтожения, повреждения, отравления, загрязнения. Конечно, с экономической точки зрения, природа является сырьевой базой современной экономики, но акцент при анализе экологических преступлений надо делать на то, что природные ресурсы в своей совокупности образуют среду обитания человека и иных живых существ. Поэтому должен учитываться не только экономический ущерб, но главным образом - ущерб экологического характера: сдвиги в экологической системе, нарушение радиационного, теплового, энергетического баланса, влияние на здоровье людей, исчезновение растений и животных и т.д.

С другой стороны неосновательна и та позиция, согласно которой объектом экологических преступлений являются природные ресурсы (лес, водные и воздушные, земля, недра, атмосфера, природный и растительный мир), поскольку в этом случае не проводится никаких различий между объектом и предметом посягательства. В заключение отметим, что в юридической литературе существует точка зрения, что экологическим преступлением следует считать "предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие, бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, и состоящее в непосредственном использовании природных объектов как социальной ценности и приводящее к негативным изменениям”.


Заключение

 

В заключении можно отметить, что к числу важнейших средств обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды принадлежит юридическая ответственность за нарушение норм экологического законодательства. Как и всякая юридическая ответственность, она представляет собой форму государственного принуждения к соблюдению норм права, которая выражается в обязанности лица претерпевать неблагоприятные последствия своего неправомерного поведения, связанные с применением санкций. В данном случае речь идет о принуждении к соблюдению норм экологического права, нарушение которых влечет указанные неблагоприятные последствия в виде мер ответственности, установленных законом.

Понятие ответственности тесно связано с жизнью общества, так как является одним из основных в определении взаимоотношений между его индивидами. Именно ответственность придает общественным отношениям присущую им упорядоченность и предсказуемость. Суть ответственности состоит в том, что принятые в обществе правила поведения человека или групп людей должны восприниматься ими как необходимое условие существования, как залог осуществления естественных прав и свобод.

На основании проведенного исследования представляется возможным сформулировать ряд наиболее важных выводов.

Предметом экологических преступлений следует считать различные компоненты природной среды, не отторгнутые и не обособленные человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определенное количество труда предшествующих и настоящего поколений людей, но остающиеся в природной среде, или внесенные в нее для выполнения своих биологических и иных природных функций.

Общие экологические преступления посягают на экологическую безопасность как окружающей среды в целом, так и населения. Указанные деяния представляют собой нарушения определенных правил, к соблюдению которых обязывают действующие в Российской Федерации законы и подзаконные акты.

В УК помимо экологических преступлений общего характера предусмотрены и специальные экологические преступления, которые причиняют ущерб отдельным объектам (компонентам) окружающей среды: атмосферному воздуху, почве, поверхностным или подземным водам, растительному или животному миру и пр. Специальными экологическими преступлениями являются, например, загрязнение атмосферы и вод, в том числе и моря, нарушение законодательства о континентальном шельфе, порча земли, нарушение правил охраны и использования недр, нарушение правил, охраняющих животный и растительный мир, нарушение режима особо охраняемых территорий и природных объектов.

Выделение в самостоятельную главу Кодекса экологических преступлений обусловлено:

во-первых, совершенствованием системы уголовного законодательства, предполагающим четкое структурное подразделение Особенной части в зависимости от родового и видового объектов;

во-вторых, многочисленными нарушениями природоохранительного законодательства, что сделало необходимым создание системы экологического уголовного законодательства, обеспечивающей защиту окружающей природной среды от наиболее опасных посягательств;

в-третьих, международными договорами в области охраны окружающей среды, задачей которых являются обеспечение всеобщей экологической безопасности и развитие международного природоохранительного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений.

Предлагается, на законодательном уровне (в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»), закрепить понятие экологического преступления. Экологическое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания, направленное против рационального использования и охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов.


Список использованной литературы

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) <http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875>

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. Ст. 4921

. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. №74-ФЗ (с изменениями на 23 июля 2008 года) // Собрание законодательства РФ. 2006. №23. Ст. 2380

. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ

6. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. И доп. От 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г.)

. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства Российской Федерации - 20 марта 1995 г. - №12 - Ст. 1024.

. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации - 24 апреля 1995 г., - №17 - Ст.1462.

. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. №860 «О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации - 24 декабря 2001 г. - №52 (Часть II) - Ст. 4973.

. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N689 "О государственном земельном контроле" (с изменениями на 22 июня 2007 года) // Собрание законодательства РФ. 2006. №41. Ст. 4159

. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", 2-е издание, переработанное и дополненное. - Система ГАРАНТ, 2007 г.

. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. Особенности детерминации и причинности экологических правонарушений // Экологическое право. 2008. №2. С. 26

. Боголюбов С.А., Экологическое право. Учебник. - М.: Юристъ, 2006. С. 485

. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: учебник для вузов/ Б.В. Ерофеев. - Изд. 20-е, перераб. и доп.. - М.: Эксмо, 2007. - 463 с.

15. Ивакин В.И. Теория юридической ответственности за экологические правонарушения и практика ее применения // Право и государство: теория и практика. 2005. №6. С. 145

16. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой (под ред. Боголюбова С.А.). - "Юрайт-Издат", 2007 г.

. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова). - "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2006 г.

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). - "Юрайт", 2007 г. Экологическое право: Учебник/ Бринчук М.М. - подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. С. 465

. Экологическое право: учебник/ МГЮА; отв. ред.: Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. - М.: Проспект, 2008. - 646 с

. Экологическое право: учебник для вузов/ под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Высш. образование, 2008. - 485 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...