Формы обучения, их особенности, признаки и функции
Тема 16. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
· 16.1. Процесс обучения: сущность и организация
· 16.2. Умение учиться
· 16.3. Основы работы с текстом
· 16.4. Влияние умственных нагрузок на активность учащихся
· 16.5. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера
· Список рекомендуемой литературы
Процесс обучения: сущность и организация
· Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса
· Формы обучения, их особенности, признаки и функции
Сущность процесса обучения как формы общения субъектов образовательного процесса
Закон Российской Федерации "Об образовании" определяет, что образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Обучение является основной категорией педагогики и в целом представляет собой планомерный, организованный и целенаправленный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков, руководства его познавательной деятельностью и выработки у него мировоззрения, средство получения образования.
· Данные определения дают понимание того факта, что в педагогике обязательно различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса:
o обучающая;
o воспитывающая и обучающаяся.
Т.е. обучение (teaching), осуществляемое педагогом, и научение (learning), в самом широком смысле слова или, точнее, учение, осуществляемое учеником. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
· Основу обучения составляют:
o знания;
o умения;
o навыки.
Названные элементы выступают со стороны преподавателя в качестве исконных компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения.
Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания действительности.
Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.
Установленная двусторонность в обучении предполагает определение субъектов образовательного процесса. Необходимо отметить, что педагог и ученик (ученики), каждый представляя некий общественный субъект (педагогическое сообщество или ученичество), вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса.
· Совокупный субъект, репрезентируя общественные ценности, представлен в каждой образовательной системе, учреждении:
o администрацией (ректорат, деканат);
o преподавательским коллективом (кафедра);
o ученическим сообществом (учебные группы).
· Деятельность этих совокупных субъектов направляется, регламентируется:
o нормативно-правовыми актами;
o программными документами.
Каждый из входящих в совокупный субъект конкретных субъектов имеет свои, но согласованные объединенные цели, представленные в форме определенных результатов, но с разграничением функций и ролей, в силу чего образовательный процесс есть сложная полиморфная деятельность.
Общая цель образовательного процесса как деятельности - сохранение и дальнейшее развитие общественного опыта, накопленного цивилизацией, конкретным народом, общностью, и осуществляется она двумя направленными целями передачи и приема, организации освоения этого опыта и его усвоением. В этом случае мы говорим о совокупном идеальном субъекте всего образовательного процесса, эффективность действия которого определяется осознанием двумя его сторонами общей цивилизационно-значимой цели.
· В целом, можно констатировать, что образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания:
o двусторонность взаимодействия педагога и ученика;
o направленность всего процесса на всестороннее и гармоничное развитие личности;
o единство содержательной и процессуальной (технологической) сторон;
o взаимосвязь всех структурных элементов: цели - содержания образования и средств достижения образовательных задач - результата образования;
o реализацию трех функций: развития, обучения и воспитания человека.
Формы обучения, их особенности, признаки и функции
· Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:
o познавательного и воспитательного общения;
o взаимодействия;
o отношений обучающего и обучаемых.
· Результатом такого взаимодействия является:
o профессиональное совершенствование педагога;
o усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;
o развитие психических процессов учеников и студентов;
o развитие нравственных качеств учеников и студентов.
· Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:
o коллективной;
o групповой;
o индивидуальной. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
· Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
o содержания;
o обучающих средств;
o методов обучения.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у обучающихся системные знания и личностные качества. Система разнообразных обучающих форм, пронизанная и скрепленная ведущими идеями раздела, темы и едиными видами деятельности, обеспечивает усвоение системы изучаемой науки, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков.
Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими. Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, коллективные занятия. Поэтому и система форм может включать коллективные, индивидуальные и другие занятия. В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Необходимость системной зависимости и разнообразия форм обучения обусловлена своеобразием содержания образования, а также особенностями восприятия и усвоения учебного материала учащимися. Содержание науки и особенности обучающихся, в первую очередь возрастные, требуют соответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место в процессе обучения, временную продолжительность, меняющуюся, подвижную структуру, способы организации, методическое оснащение. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.
Особенности и признаки классно-урочной системы обучения
| Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения
|
· Основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок (длительностью 45 минут)
· Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя
· Ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала, но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обученности каждого ученика, а также в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине
· Класс - это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса почти не меняется)
· Класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий
· Для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы
· Учебный год определяется учебными четвертями и каникулами; каждый учебный день определяется количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями
· Учебный год заканчивается итоговой отчетной работой (экзаменом или контрольной) по каждой учебной дисциплине
· Обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов
| · Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут)
· Практическое занятие - это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя вуза
· В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студента
· Учебная группа - это центральная форма организации студентов (постоянный состав которой сохраняется, как правило, на весь учебный год)
· Совокупность учебных групп представляет определенный курс обучения в вузе
· Курс работает по единому учебному плану и программам согласно расписания учебных занятий
· Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы
· Каждый семестр заканчивается сдачей зачетов и экзаменов по всем учебным дисциплинам
· Обучение в вузе завершается сдачей выпускных экзаменов по ведущим дисциплинам и специальности (возможна защита диплома)
|
Функции форм обучения:
1. Обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
2. Воспитательная. Данная функция обеспечивается введением обучающихся с помощью системы обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические.
3. Организационная, которая состоит в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям обучающихся требует от обучающего четкой организационно-методической подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.
4. Психологическая - состоит в выработке у обучающихся определенного деятельностного биоритма, привычки работать в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в учениках психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил.
5. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов.
6. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе - своей процесс коллективной познавательной деятельности. Учащиеся познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем, обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности обучаемых.
7. Систематизирующая и структурирующая функции организационных форм обучения состоят в том, что они требуют распределения всего учебного материала по частям и темам, его структурирования и систематизирования как в целом, так и для каждого занятия.
8. Стимулирующая функция формы организации учебных занятий проявляется с наибольшей силой, когда соответствует особенностям возраста учащихся, специфике развития их психики и организма. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: