Методы организации и осуществления учебной деятельности
Реализация задач обучения возможна при применении субъектами образовательного процесса различных методов организации и осуществления учебной деятельности. · Таковыми могут выступать: 1. источник передачи и восприятия информации; 2. степень самостоятельности мышления учащихся; 3. характер учебной работы. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, в зависимости от источника передачи и восприятия информации выделяют группы словесных (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия) (См. дополнительный иллюстративный материал.), наглядных (иллюстрации, демонстрации) (См. дополнительный иллюстративный материал.), практических (упражнения, опыты, учебно-производительный труд) методов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Проблемы для обсуждения:
Умение учиться Умение учиться вырабатывается в процессе настойчивого овладения знаниями обучаемым. Вместе с тем развитие эффективных способов и навыков успешного обучения в образовательном учреждении зависит от обучающего. Именно от педагога зависит приведение в движение всех внутренних и внешних механизмов обучения для приобретения обучаемыми необходимых знаний. · Оптимальное построение технологии обучения определяется ответами на следующие вопросы: 1. Что изучать? 2. Как изучать? 3. При каких обстоятельствах? 4. В какой форме? 5. В каких видах учебных занятий? 6. Какими средствами? 7. Какими методами? (См. дополнительный иллюстративный материал.) Ответы на эти вопросы представляют собой общий технологичный цикл получения и усвоения знаний обучаемым: выбор учащимся образовательного учреждения для приобретения необходимого образования и формы получения образования, посещение различных видов учебных занятий, использование обучаемыми эффективных средств и методов для более качественной подготовки обучаемых, успешное завершение обучения.
· Специалисты выделяют несколько основных способов чтения: чтение-просмотр, чтение-сканирование, выборочное, быстрое и углубленное. (См. дополнительный иллюстративный материал.) o Чтение-просмотр используется при предварительном знакомстве с книгой или учебным материалом. Для того чтобы быстро определить их содержание и ключевые проблемы, быстро прочитываются аннотации, оглавление и заключение. o Чтение-сканирование представляет собой краткий просмотр текста с целью поиска нужной информации, фамилии, слова, факта.
o При выборочном чтении избирательно читаются отдельные разделы, части книги или учебника. Читающий ничего не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые его интересуют. Способ выборочного чтения очень часто используется при вторичном чтении книги или после ее предварительного просмотра. o Быстрое чтение (иногда такой способ называют скорочтением) базируется на расширенном оперативном поле зрения человека. Специальными тренировками можно добиться разведения зрительных осей глаз, в результате чего в поле зрения удерживается сразу несколько слов или вся строка книги. Поэтому взгляд человека движется уже не слева направо вдоль строк, а сверху вниз, что значительно сокращает время на чтение. Конкретные методики освоения техники быстрого чтения изложены в специальной литературе. o В ходе углубленного чтения основное внимание уделяется анализу, оценке содержания текста. Такой способ чтения считается аналитическим, творческим. Текст не просто прочитывается и выделяются непонятные места, но и критически анализируется его содержание, сильные и слабые стороны в объяснениях и аргументах, дается самостоятельное толкование положениям и выводам. Данным способом читаются учебники, тексты по незнакомым, сложным темам. · Достаточно продуктивной представляется техника активного чтения, предполагающая: o читать без артикуляции; o читать без регрессии. Текст любой сложности - только один раз! o читать мысленно укладывая информацию в блоки алгоритма (помнить содержание блоков); o читать вертикальным движением глаз (развивать периферическое зрение); o уметь переключать внимание и концентрировать его в нужном месте текста; o понимать прочитанное в процессе чтения; o запоминать не фразы и слова, а мысли и идеи автора; o читать с переменной скоростью; Учет подобных правил в процессе чтения различной текстуальной информации будет способствовать более успешному овладению учебным материалом. · В их числе отмечаются: 1. Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание звуков и слов в процессе чтения. 2. Регрессия - непроизвольное, механическое повторение глазами одного и того же участка текста. 3. Малое поле зрения, под которым понимается участок графической информации, воспринимаемый глазом за одну фиксацию взгляда.
4. Незнание рациональных приемов работы с текстом - неумение пользоваться логической структурой текста, абзаца, малый запас словарных штампов. 5. Отсутствие гибкой стратегии чтения, т.е. нецеленаправленное чтение, незнание алгоритмов работы с текстом, неучитывание специфики текста. 6. Психологическая зависимость качества усвоения информации от таких факторов, как сиюминутный интерес, настроение, неуверенность в усвоении, отсутствие внутреннего настроя: "Все получится". 7. Недостатки внимания и памяти - недостаточная концентрация внимания, неумение управлять им, несформированный навык послепроизвольного внимания. Использование приемов механического запоминания как самого непродуктивного, незнание приемов мнемотехники. Для повышения эффективности чтения можно пользоваться определенным алгоритмом, включающим в себя определенные блоки. Применение алгоритма зависит от цели чтения, когда путем беглого просмотра текста можно определить: какую информацию нужно и можно извлечь из текста. · Полный алгоритм работы с текстом состоит из 7 блоков: o Название (книги, статьи) o Автор o Источник (выходные данные) o Проблема (тема, главные мысли) o Факты o Особенности (стиль, спорные моменты, эмоциональная окрашенность и т.д.) o Новизна (новая информация, которая пригодится вам) (См. дополнительный иллюстративный материал.) Внешней формой сопровождения процесса обучения является выполнение письменных работ учащихся. Письмо - это речь, реализуемая в форме, доступной для зрительного восприятия, закрепленная в виде письменного текста. · С точки зрения используемых в письменной речи средств, она обладает определенной спецификой, выделяемой на трех уровнях: 1. в ней используется графический код (письменность); 2. существуют отличия в языковой организации письменной речи, например, в устной речи для смыслового выделения, выражения эмоциональности и т.п. используется интонация, а в письменной речи те же функции выполняются при помощи лексики (т.е. выбора определенного сочетания слов), грамматики и знаков препинания; 3. существуют языковые формы, принятые в письменной речи, необязательные в устной. Используемый при письме графический код может быть буквенным, алфавитным. слоговым и др. Рассмотренные составляющие познавательных процессов учебной деятельности (слушание, чтение, говорение, понимание, письмо) выступают неотъемлемыми элементами умственного труда учащихся и обеспечивают продуктивное овладение учебными знаниями как в процессе учебных занятий, так и в ходе самостоятельной работы. Проблемы для обсуждения: Основы работы с текстом · Строение текста и его анализ · Виды письменных работ обучаемых
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|