Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация психического развития по З. Фрейду




Тема 3: Движущие силы и факторы психического развития.

План

1. Движущие силы психического развития личности.

2. Факторы психического развития личности.

3. Уровни психического развития.

4. Возрастная периодизация развития личности.

5. Жизненный путь личности.

 

*1.Движущие силы психического развития личности – это противоречия:

- между потребностями личности и внешними обстоятельствами;

- между её возросшими физическими способностями и старыми формами деятельности;

- между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

*2.Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет её жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают: окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.

*3. Уровни психического развития – это степень и показатель психического развития человека (ребёнка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.

*Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, каковы её качества и как развиты.

* Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.

 

Движущие силы психического развития личности

Периодизация психического развития по З. Фрейду

По Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является энергия – либидо. В разные возрастные периоды развития она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетворения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определённые черты личности. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития:

1. Оральная стадия (0 – 1 года).

2. Анальная стадия (1 – 2 лет).

3. Фаллическая стадия (2 – 5 лет). На этой стадии ребёнок изучает различия мальчиков и девочек; происходит становление Эдипова комплекса и комплекса Электры.

4. Латентный период (6 – 11 лет).

5. Генитальная стадия (начинается при половом созревании).

В данной периодизации Фрейд выдвинул утверждения о большем личностном совершенстве мужчин по сравнению с женщинами. Также он считал, что главное место в человеческой жизни занимает психосексуальное развитие.

 

4. Возрастная периодизация развития личности.

Развитие человека индивидуально. Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Периодизация психического развития – это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

Приведём несколько примеров периодизации жизненного цикла человека, известные с древности и до наших дней:

Древнекитайская классификация

- Молодость – до 20 лет

- Возраст вступления в брак – до 30 лет

- Возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет

- Познание собственных заблуждений – до 50 лет

- Последний период творческой жизни – до 60 лет

- Желанный возраст – до 70 лет

- Старость – от 70 лет.

Классификация возрастов жизни по Пифагору (VI в. до н.э.)

- Период становления – 0-20 лет (весна)

- Молодой человек – 20-40 лет (лето)

- Человек в расцвете сил – 40-60 (осень)

- Старый и угасающий человек – 60-80 лет (зима).

Возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу о периодичности процессов психического развития детей, основанную на понятии «ведущей деятельности». Он предложил эффективный метод обучения ребёнка чтению путём звукового анализа слова (экспериментальный букварь). Также был проведен анализ игры, выявив её роль в процессе развития ребёнка. Эльконин показал, что периодичность процессов психического развития выражается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационно - потребностной сферы, следуют периоды, в которых идёт преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально – познавательных сил, оперативно – технических возможностей детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...