Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивационные регуляторы жизненного пути человека




(С.Л. Рубинштейн)

Основная идея концепции состоит в том, что в отличие от живых существ, человек имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития.

История человека – это деятельность, в которой он преследовал свои цели, достигал их, делал ошибки и исправлял их. Поэтому изучение потребностей, интересов, идеалов и установок, вообще направленности личности даёт возможность прогнозировать и тем самым упреждать ошибки.

Содержание мотивации достаточно легко можно определить, отвечая на следующие вопросы:

*чего человек хочет?

*к чему стремится?

*что он может?

В процессе исторического развития круг того, в чем человека нуждается, постоянно расширяется. Эта нужда. Отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. В ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. В случае отсутствия того, в чем имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от чего, естественно, стремится освободиться.

В беспокойстве зарождается:

1) состояние дискомфорта;

2) динамическая тенденция, которая выступает как стремление;

3) после этого отчётливо вырисовывается предмет, на который она направлена.

Направленность включает 3 тесно взаимосвязанных момента:

А) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определённый предмет;

Б) возникающее при этом напряжение;

В) динамические тенденции и происходимые компоненты психических процессов.

Динамические тенденции выступают у Фрейда в виде влечений. Объект бессознательного влечения неосознан. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию. Фрейд различает 2 группы влечений:

*сексуальные влечения или влечение эроса;

*влечения «я» или самосохранения.

Для Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма самодовлеющую силу. Влечение действует изнутри организма, всегда требует удовлетворения. Является одной из многих форм потребностей.

Противостоит влечению – должное. Между влечением и должным возникает антагонизм. Должному человек подчиняется как некой внешней, идущей извне силе, принуждающей поступать вопреки своим влечениям и желаниям.

Из тенденций, которые образуют направленность человека выделяется установка.

* установка личности – это позиция, отношение к целям или задачам м выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

Всякая установка – это установка на линию поведения. Смена установки означает перестройку психического строя индивида, связанную с перераспределением того, что для него значимо. Установка играет значимую роль в деятельности личности:

1) изменяет перспективу, в которой субъект воспринимает любое предметное содержание;

2) перераспределяет значимость различных моментов;

3) по-иному расставляет ударения, акценты, интонации;

4) по-другому выделяет существенное – в иной перспективе и в ином свете.

Деятельность иногда порождает интересы.

* Интерес – направленность личности, которая в конечном счёте обусловлена осознанием её социальных интересов.

* Интерес – это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть.

Интерес как направленность личности заключается в сосредоточенности её помыслов на определённом предмете.

* Помысел – это сложное и неразложимое образование – направленная мысль, мысль-забота, мысль-участие, которая содержит эмоциональную направленность.

Интерес всегда носит характер двусторонних отношений. Если интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет интересен; он вызывает желание ближе познакомиться.

Каждый человек имеет биографию, историю «жизненного пути». Недаром в биографию человека включают: где и чему учился, где и как работал, что сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая характеризует его труды данный факт свидетельствует о процессе включения человека в историческое развитие. Личность в данном случае совершает исторические дела, следовательно становится исторической личностью в собственном смысле слова.

Сенситивные периоды жизни и их коды – числа Фибоначчи.

 

В психологии отмечены переломные моменты, кризисы, перевороты, знаменующие на жизненном пути человека преобразования структуры и функций души. Если человек успешно преодолел эти кризисы, то становится способным решать задачи нового класса, о которых раньше даже не задумывался.

Наличие коренных изменений даёт основание рассматривать время жизни как решающий фактор развития души.

Как же понимается смысл жизненного пути в обыденном сознании?

Обыватель его видит так:

*у подножия – рождение, на вершине – расцвет сил, а потом – всё идёт под гору;

Мудрец скажет:

*всё намного сложнее! Восхождение делится на этапы: детство, отрочество, юность…

Чтобы выяснить, как развивается механизм творчества, В.В. Клименко воспользовался математикой, законами чисел Фибоначчи и пропорцией «золотого сечения» - основными законами природы и жизни человека.

Если развернуть в ряд числа Фибоначчи, то получим:

И т.д.

Отношение между числами Фибоначчи составляет 0,618. Оно найдено древними египтянами и использовано в математике Пифагором. Это – результат разделения целого на 2 неравные, но пропорциональные части. В своё время её называли «божественной пропорцией», «золотым делением». С тех пор эта пропорция найдена во многих природных явлениях. В наши дни золотое сечение как закон природы используется в практической деятельности людей, оно нашло широкое применение в математике, технике, музыке, эстетике.

Развитие человека тоже происходит соответственно божественной пропорции, подчиняется закону её чисел, разделяя нашу жизнь на этапы с теми или иными доминирующими механизмами творчества. Наш дальнейший разговор касается прогрессивных изменений в человеке, который нормально родился и развивается, у которого отсутствуют наследственные болезни и травмы мозга.

Числа Фибоначчи делят нашу жизнь на этапы по количеству прожитых лет:

0 – начало отсчёта – ребёнок родился, но он не пустое место. Родился Человека. У него имеется эненргопотенциал. Он является началом жизни новой гармонии.

1 – ребёнок овладел ходьбой и осваивает ближайшее окружение;

2 – понимает речь и действует, пользуясь словесными указаниями;

3 – действует посредством слова, задаёт вопросы;

5 – «возраст грации» - гармония психомоторики памяти, воображения и чувств, которые позволяют ребёнку охватить мир во всей его целостности.

8 – на передний план выходят чувства. Им служит воображение, а мышление направлено на поддержку внутренней и внешней гармонии жизни;

13 – начинает работать механизм таланта на превращение материала, приобретённого в процессе наследования продуктов работы талантов и гениев, развивая свой собственный;

21 – механизм творчества приблизился к состоянию гармонии, делаются попытки выполнять талантливую работу, что придаёт этому механизму естественную силу;

34 – возраст Иисуса Христа – гармония мышления, чувств, воображения и психомоторики с энергопотенциалом – рождается способность к гениальной работе;

55 – гармония души и тела, человека готов стать творцом.

И так далее…

До 8 лет – детство;

До 13 лет – отрочество (возраст отрицаний);

21 год – юность.

Что же такое засечки «Чисел Фибоначчи»?

Это узловые точки возрастного развития.

Например: в 1 год ребёнок овладевает ходьбой.

2 года – понимает слово и действует в соответствии с ним.

3 года – действие при помощи собственного слова.

5 лет – «возраст грации» (ребёнок направлен на психомоторную активность и стремится к максимально активным действиям).

8 лет – возникают собственные мерки чувств. Чувства выходят на первый план.

13 лет – начинает работать механизм творчества.

21 год – первая гармоничная вершина жизни.

34 года – развитие уравновешенности и гармоничности; продуктивное действие таланта.

55 лет – человек может стать творцом.

На жизненном пути человек открывает 7 предметов отношений:

1. От рождения до 2-х лет – открытие физического и предметного мира ближайшего окружения (квартира, комната, дом).

2. От 2-х до 3-х лет – открытие себя: «Я - Сам».

3. От 3-х до 5-ти лет – речь, действенный мир слов, красоты и гармонии и системы «Я - Ты».

4. От 5-ти до 8-ми лет – открытие мира чужих мыслей, чувств и образов – системы «Я - Мы».

5. От 8-ми до 13-ти лет – открытие мира задач и проблем – система – «Я - Духовность».

6. От 13-ти до 21 года – открытие способностей самостоятельно решать всем известные задачи – система «Я - Ноосфера».

7. От 21 до 34 лет – открытие способности создавать новый мир или его фрагменты – осознание самоконцепции «Я - Творец».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...