Мотивационные регуляторы жизненного пути человека
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 (С.Л. Рубинштейн) Основная идея концепции состоит в том, что в отличие от живых существ, человек имеет свою историю, а не просто повторяющиеся циклы развития. История человека – это деятельность, в которой он преследовал свои цели, достигал их, делал ошибки и исправлял их. Поэтому изучение потребностей, интересов, идеалов и установок, вообще направленности личности даёт возможность прогнозировать и тем самым упреждать ошибки. Содержание мотивации достаточно легко можно определить, отвечая на следующие вопросы: *чего человек хочет? *к чему стремится? *что он может? В процессе исторического развития круг того, в чем человека нуждается, постоянно расширяется. Эта нужда. Отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. В ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. В случае отсутствия того, в чем имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от чего, естественно, стремится освободиться. В беспокойстве зарождается: 1) состояние дискомфорта; 2) динамическая тенденция, которая выступает как стремление; 3) после этого отчётливо вырисовывается предмет, на который она направлена. Направленность включает 3 тесно взаимосвязанных момента: А) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определённый предмет; Б) возникающее при этом напряжение; В) динамические тенденции и происходимые компоненты психических процессов. Динамические тенденции выступают у Фрейда в виде влечений. Объект бессознательного влечения неосознан. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создаёт, влечение порождает импульс к действию. Фрейд различает 2 группы влечений:
*сексуальные влечения или влечение эроса; *влечения «я» или самосохранения. Для Фрейда влечение превращается в идущую из глубин организма самодовлеющую силу. Влечение действует изнутри организма, всегда требует удовлетворения. Является одной из многих форм потребностей. Противостоит влечению – должное. Между влечением и должным возникает антагонизм. Должному человек подчиняется как некой внешней, идущей извне силе, принуждающей поступать вопреки своим влечениям и желаниям. Из тенденций, которые образуют направленность человека выделяется установка. * установка личности – это позиция, отношение к целям или задачам м выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Всякая установка – это установка на линию поведения. Смена установки означает перестройку психического строя индивида, связанную с перераспределением того, что для него значимо. Установка играет значимую роль в деятельности личности: 1) изменяет перспективу, в которой субъект воспринимает любое предметное содержание; 2) перераспределяет значимость различных моментов; 3) по-иному расставляет ударения, акценты, интонации; 4) по-другому выделяет существенное – в иной перспективе и в ином свете. Деятельность иногда порождает интересы. * Интерес – направленность личности, которая в конечном счёте обусловлена осознанием её социальных интересов. * Интерес – это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Интерес как направленность личности заключается в сосредоточенности её помыслов на определённом предмете. * Помысел – это сложное и неразложимое образование – направленная мысль, мысль-забота, мысль-участие, которая содержит эмоциональную направленность.
Интерес всегда носит характер двусторонних отношений. Если интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет интересен; он вызывает желание ближе познакомиться. Каждый человек имеет биографию, историю «жизненного пути». Недаром в биографию человека включают: где и чему учился, где и как работал, что сделал, его труды. Это значит, что в историю человека, которая характеризует его труды данный факт свидетельствует о процессе включения человека в историческое развитие. Личность в данном случае совершает исторические дела, следовательно становится исторической личностью в собственном смысле слова. Сенситивные периоды жизни и их коды – числа Фибоначчи.
В психологии отмечены переломные моменты, кризисы, перевороты, знаменующие на жизненном пути человека преобразования структуры и функций души. Если человек успешно преодолел эти кризисы, то становится способным решать задачи нового класса, о которых раньше даже не задумывался. Наличие коренных изменений даёт основание рассматривать время жизни как решающий фактор развития души. Как же понимается смысл жизненного пути в обыденном сознании? Обыватель его видит так: *у подножия – рождение, на вершине – расцвет сил, а потом – всё идёт под гору; Мудрец скажет: *всё намного сложнее! Восхождение делится на этапы: детство, отрочество, юность… Чтобы выяснить, как развивается механизм творчества, В.В. Клименко воспользовался математикой, законами чисел Фибоначчи и пропорцией «золотого сечения» - основными законами природы и жизни человека. Если развернуть в ряд числа Фибоначчи, то получим: И т.д. Отношение между числами Фибоначчи составляет 0,618. Оно найдено древними египтянами и использовано в математике Пифагором. Это – результат разделения целого на 2 неравные, но пропорциональные части. В своё время её называли «божественной пропорцией», «золотым делением». С тех пор эта пропорция найдена во многих природных явлениях. В наши дни золотое сечение как закон природы используется в практической деятельности людей, оно нашло широкое применение в математике, технике, музыке, эстетике.
Развитие человека тоже происходит соответственно божественной пропорции, подчиняется закону её чисел, разделяя нашу жизнь на этапы с теми или иными доминирующими механизмами творчества. Наш дальнейший разговор касается прогрессивных изменений в человеке, который нормально родился и развивается, у которого отсутствуют наследственные болезни и травмы мозга. Числа Фибоначчи делят нашу жизнь на этапы по количеству прожитых лет: 0 – начало отсчёта – ребёнок родился, но он не пустое место. Родился Человека. У него имеется эненргопотенциал. Он является началом жизни новой гармонии. 1 – ребёнок овладел ходьбой и осваивает ближайшее окружение; 2 – понимает речь и действует, пользуясь словесными указаниями; 3 – действует посредством слова, задаёт вопросы; 5 – «возраст грации» - гармония психомоторики памяти, воображения и чувств, которые позволяют ребёнку охватить мир во всей его целостности. 8 – на передний план выходят чувства. Им служит воображение, а мышление направлено на поддержку внутренней и внешней гармонии жизни; 13 – начинает работать механизм таланта на превращение материала, приобретённого в процессе наследования продуктов работы талантов и гениев, развивая свой собственный; 21 – механизм творчества приблизился к состоянию гармонии, делаются попытки выполнять талантливую работу, что придаёт этому механизму естественную силу; 34 – возраст Иисуса Христа – гармония мышления, чувств, воображения и психомоторики с энергопотенциалом – рождается способность к гениальной работе; 55 – гармония души и тела, человека готов стать творцом. И так далее… До 8 лет – детство; До 13 лет – отрочество (возраст отрицаний); 21 год – юность. Что же такое засечки «Чисел Фибоначчи»? Это узловые точки возрастного развития. Например: в 1 год ребёнок овладевает ходьбой. 2 года – понимает слово и действует в соответствии с ним. 3 года – действие при помощи собственного слова. 5 лет – «возраст грации» (ребёнок направлен на психомоторную активность и стремится к максимально активным действиям).
8 лет – возникают собственные мерки чувств. Чувства выходят на первый план. 13 лет – начинает работать механизм творчества. 21 год – первая гармоничная вершина жизни. 34 года – развитие уравновешенности и гармоничности; продуктивное действие таланта. 55 лет – человек может стать творцом. На жизненном пути человек открывает 7 предметов отношений: 1. От рождения до 2-х лет – открытие физического и предметного мира ближайшего окружения (квартира, комната, дом). 2. От 2-х до 3-х лет – открытие себя: «Я - Сам». 3. От 3-х до 5-ти лет – речь, действенный мир слов, красоты и гармонии и системы «Я - Ты». 4. От 5-ти до 8-ми лет – открытие мира чужих мыслей, чувств и образов – системы «Я - Мы». 5. От 8-ми до 13-ти лет – открытие мира задач и проблем – система – «Я - Духовность». 6. От 13-ти до 21 года – открытие способностей самостоятельно решать всем известные задачи – система «Я - Ноосфера». 7. От 21 до 34 лет – открытие способности создавать новый мир или его фрагменты – осознание самоконцепции «Я - Творец».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|