Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Во-первых, дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина в целом.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
   
   
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 6
1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина 6
1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина 14
1.3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина 19
   
2. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 25
2.1. Право на жизнь и достоинство личности 26
2.2. Право на свободу и личную неприкосновенность 32
2.3. Право на частную жизнь 34
2.4. Неприкосновенность жилища 38
2.5. Национальная принадлежность 39
2.6. Свобода передвижений и места жительства 42
2.7. Свобода совести и вероисповедания 51
2.8. Свобода мысли и слова 55
   
3. ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА ЛИЧНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 59
3.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 60
3.2. Конституционные гарантии правосудия 65
   
   
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства и личности всегда представлял собой сложнейшую проблему. Эти модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культу­ры и других объективных условий. Но во многом они определя­лись также властью, законами, правящими классами.

Главная трудность заключалась и заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (спо­собности, талант, интеллект), а с другой стороны, признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединя­ет всех. Подобный баланс как раз зависит от того, каким образом построено взаимодействие права и личности. Поэтому изучение данной темы не перестает волновать ученых, юристов, государственных деятелей и актуально и в наши дни.

Кроме того, сегодня высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и про­цветания, фактора устойчивости и стабильности. Весь современ­ный мир движется по этому магистральному пути.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их при­знание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принад­лежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а пред­ставляют собой общеисторическое и общекультурное завоева­ние. Это нравственный фундамент любого общества. Поэтому неслучайно, что изучение личностных прав и свобод человека особо значимо.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила права человека как приоритетные и наиболее значимые ценности, признала не­обходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко из­вестных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культур­ных правах (1966); Международный пакт о гражданских и поли­тических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Кон­ституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающе­гося личности.

Таким образом, проблема личностных прав и свобод человека и гражданина является в современном мире сложной и многоплановой, имеет множество аспектов, а, следовательно, требует научной оценки.

Актуальность изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права и свободы человека и граждана представляют собой важнейший политико-юридический и социаль­ный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визит­ной карточкой». Конституция России признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все ос­тальные о6щественные ценности не могут противоречить.

Объектом исследования являются личные права и свободы человека и гражданина.

Предмет – общественные отношения, регулирующие права и свободы человека и гражданина. 

Целью исследования выступает исследование института личных прав и свобод человека и гражданина. Данную цель предполагается достичь путем последовательного решения следующих задач.

Во-первых, дать общую характеристику прав и свод человека и гражданина в целом.

Во-вторых, изучить и проанализировать институт личных прав и свобод человека и гражданина.

В-третьих, рассмотреть гарантии и защиту личных прав и свобод.

Методологической и теоретической основой написания дипломной работы являются учебные пособия и труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, периодические издания.

При написании работы использовались следующие методы исследования проблемы:сравнительный, анализа, синтеза, системный, диалектический и логический.

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Права человека сформировались как следствие многочисленных исторических причин, которые, в свою очередь, были обусловлены назревшей психологической потребностыо человеческого существа в свободном использовании имею­щихся у него возможностей (выбирать профессию, место жительства и т.д.). Поэтому прежде чем приступить к рассмотрению общей характеристики прав и свобод человека и гражданина, представляется необходимым изучить исторический аспект данной проблемы.

1.1. Исторический аспект проблемы прав и свобод человека и гражданина

 

Осознание исключительности че­ловека прослеживается уже в средневековых толкованиях текстов священного писания: в отличие от животных, человек - моральное существо, заключившее «завет с Богом». В эпоху просвещения особенностью индивида стал признаваться разум. Американский философ диана Т. Майерс в одной из своих работ утверждала, что отличитель­ной особенностыь людей является способность к моральным действиям: лишь они имеют представление о моральных поступках, делают базирующиеся на моральных ценностях выводы и заключения и, самое глав­ное, способны нести груз моральной ответственности. Дианой Т. Майерс 6ыла высказана также идея о том, что права людей на жизнь, свободу, должное с ними обращение и удовлетворение естественных потребностей неотчуждаемы, поскольку в противном случае социум как моральное сообщество не смог бы существовать[1]. Эта концепция в некоторой степени обобщает большинство известных на сегодняшний день теорий.

Рассматриваемое понятие возникло не только как результат потребности человека в самореализаиии (например, потпебности свободно выбрать род занптий), но и как не­кая защита от государственной тайны, исторический прообраз которой относится к IV-III тысячелетий) до н.э. Раннеклассовые города-государстства базировались на подчи­нении многих немногим, слабых -сильным. Господствовали многове­ковые обычаи и традиции, из поко­ления в поколение передавались секреты обрядов и покорность вождям.

В результате перехода от присваи­вающей экономики к производящей и последовавшего за этим демографического взрыва начали появлять­ся многочисленные цивилизации. Прогрессивные формы земледелия (подсечно-огневое, поливное, непо­ливное и ирригационное) вели к ус­ложнению производства, формированию новых управленческих функций в обществе, становлению нового типа трудовой деятельности, связан­ной с производством пищи, и к необходимости регламентировать хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Зачатки экономики привели к дальнейшему разделению труда, появлению классов: управляющих, надсмотрщиков, рдбочих. Тогда же зарождаются основные признаки государства, устанавливаются общие жесткие правила пове­дения, обязанности, дозволения и запреты (табу). До неолитической революции существовали нерасчле­ненные специфические нормы пер­вобытного общества, которые из­вестный исследователь первобытности и этнограф А.И.Першиц назвал мононормами[2]. Это - и не право, и не мораль, поскольку их исполнение обеспечивалось не только общественным порицанием, но и наказанием на основе фиксированных сан­кций. Мононормы не давали преимуществ никому из членов рода, зак­репляли первобытное равенство, суть которого состояла в одинаковом для всех отсутствии свободы, в поглоще­нии личности сообществом, в жес­токой регламентации жизни каждо­го, в консервативности связей меж­ду членами родл. «нормативная избыточность» свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшая задача - поддержание равновесия, социостаза.

Появление мононорм стало признаком выхода человечества из жи­вотного царства. Через освоение мо­нонорм культивировались формы поведения, необходимые для дальнейшего прогресса. люди на практике убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний. на этапе распада первобьино общинного строя, в эпоху классообразования, возникли нормы права. Однако эти нормы и права человека - явления разновременные.

Во многих регионах мира правовые системы формировались в свя­зи со значительным общественным разделением труда, ростом его про­изводительности. с появлением из­быточного продукта общественное богатство сосредоточилось в руках уже сформировавшейся привилеги­рованной верхушки, управлявшей преимущественно методами насилия и принуждения. Люди видели в представителях власти ставленников Бога на земле либо владык, требовавших беспрекословного подчинения. Почему же права человека за­рождались намного позже права вообще? Попробуем подойти к этому вопросу с исторической точки зрения. Современный каталог прав, зафиксированный в международных документах и конституциях, результат длительного становления эталонов и стандартов современного демократического общеава. Поворотным этапом в формировании этих стандартов стали буржуазно-демократические ре­волюции XVII-XVIII веков, выдви­нувшие принципы свободы и фор­мального равенства. Именно тогда права человека «обрели самостоя­тельность» и начали оказывать ощутимое влияние на государство, пос­кольку явились ограничителями его всевластия, способствуя установле­нию демократического взаимодейс­твия между властью и индивидом, несмевшим прежде тягаться с госу­дарственной машиной и ее бюрократическим аппаратом.

Зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних поли­сах (афинах, риме), возникновение принципа гражданства явилось ша­гом на пути к свободе и прогрессу. неравномерность распределения прав между классами и сословиями (а то и полное лишение прав, если говорить о рабах) 6ыла неизбежна. Каж­дая новая ступень развития государства добавляла новые качества зародившемуся понятию права чело­века, распространяла их на более широкий круг субъектов.

Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех своих членов. Само слово «свобода», как утверждают некоторые ученые, вошло в употребление в XXIV веке до н.э., когда правитель государства Шумер установил «свободу» для своих подданных путем приме­нения санкций к бесеовестным сборщикам налогов, защиты вдов и си­рот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и запрета закабаления храмовых слуг перво­священниками[3].

Первооткрывательницей в области прав человека стала Англия. По­пытки ограничить монархию, соеди­нить ее с сословным представительс­твом, постепенно набирающим вес в обществе, определить для монарха правила, которым он должен следовать, были уже в феодальный период. Противостояние короля, баронов и рыцарей завершилось принятием в 1215 г. Великой Хартии вольностей. в ней содержатся статьи, ограничивающие произвол чиновников, направленные на обеспечение законности в виде запрета назначать на должности судей шерифов и констеблей тех, кто не знает законов либо не желает их выполнять. Особое место занимает статья 39 Хартии, предусматривающая возможность на­казания свободных лиц не иначе как «по законному приговору и по зако­ну страны».

Следующим шагом в законода­тельном признании прав человека стал акт Хабеас корпус 1678 года, установивший гарантии неприкос­новенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важ­нейшие для защиты прлв личности положения.

Закрепил компромисс между анг­лийской буржуазией и верхушкой землевладельцев и утвердил конституционную монархию Билль о правах 1689 года. Этот акт отводил зна­чительную роль парламенту, запрещал «королю приостанавливать действие» законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны без согласия на то парламента.

В продолжение уже принятых за­конов, революционных для того времени и на многие столетия предопределивших развитие правовой мыс­ли во всем мире, был принят. Акт об устроении 1701 года, закрепивший верховенство парламента в сфере за­конодательства, в том числе путем установления запрета членства в парламенте королевских министров, а также принцип несменяемости судей в XVIII столетии эстафету утверждения идеалов свободы подхвати­ли соединенные штаты Америки.

Трудно переоценить гуманистические идеи Декларации прав Вирджи­нии 1776 года, провозгласившей, что все люди по природе свободны и независимы, обладают определенными прирожденными правами, которых не могут лишиться и лишить своих потомков. Эта декларация стала первым государственным определением прав человека, а значит, пер­вым признанием значимости и неза­висимости отдельного индивида со стороны государства. оценивая этот исторический документ, к.мдркс пи­сал, что Америка - страна, «где воз­никла впервые... идея великой демократической республики...»[4].

Принципиальные положения Декларации прав Вирджинии были развиты в декларации независи­мости 1776 года, провозгласив­шей: «Мы исходим из той самооче­видной истины, что все люди соз­даны равными и наделены творцом определенными неотчуждаем ыми правами, к числу которых относят­ся жизнь, сво6ода, стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются государства, черпающие свои законные полно­мочия в согласии управляемых». Вскоре были сделаны 10 первых попрдвок к конституции США, сос­тавившие билль о правах, ратифи­цированный в 1791 году.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, развитые в доктринах французов Жан-Жака Руссо и Шар­ля Монтескье[5], голландца Гуго Гроция, англичанина Джона Локка[6], стали мощным фактором великой французской революции, создавшей не­оценимый по своей значимости акт-декларацию прав человека и граж­данина 1789 года. Было провоз­глашено, что люди рождаются сво­бодными и цель всякого политичес­кого союза - обеспечение свободы, собственности, безопасности и соп­ротивления угнетению. Декларация провозглашает презумпцию неви­новности, свободу печати, свободу совести и выражения мнений, гарантии личных и иных прав граждан.

Что касается прав человека в дореволюционной России, то необходимо отметить, что среди первых защитников идеи ра­венства был А.Н.Радищев. В своем «путешествии из пстербургл в Москву» он писал: «Человек, происхо­дя на свет, есть равен во всем другому: немощен, наг, алчущ, жаждущ». Радищев критиковал самодержавие и крепостничество, говорил о до­говорном происхождении государства, что в период абсолютизма Екатерины II было поистине бунтом индивида против многовековой монархии. в своих трудах по законо­дательству радищев утверждал: «Го­сударство есть великая махина, цель которой - блаженство граждан. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин, чем они прочнее и чем точнее могут производить полезные и наилучшие действия, тем государство совершеннее...Госуддрство приводят в движение две вещи: нравы и зако­ны. Законы являются продолжени­ем нравов... чем народ имеет нра­вы непорочнее, простее, совершеннее, тем меньше он нуждается в законах[7].

Русский правовед XX века Б.Н. Чичерин также защищал сво­боду, равенство и прдва людей. Характеризуя индивида как свободную метафизическую сущность и носителя рдзумной воли, он писал: «Свободная воля составляет... Основное определение человека как разумного существа. именно вследствие это­го он признается лицом и ему прис-ваиваются права. личность... есть корень и определяющее начало всех общественных отношений»[8].

В философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея «Правды или справедливости», которая должна быть положена в основу любого за­кона. Со ссылкой на римских юристов Чичерин подчеркивал, что правда состоит в том, -чтобы-каждому воздавать свое.

Защита естественно-правовых идей свободы личности занимает центральное место и в творчестве другого русского правоведа XX ве­ка П.И. Новгородцев. Он считал, что человечество всегда стоит перед выбором: общественная гармония или свобода. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индиви­дов, самоценной личности, новго-родцев обосновывдл идею свобод­ного социального развития - без утопической конечной цели в духе руссо, реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы. «Нравственный долг каждо­го... содействовать осуществлению «идеи свободной солидарности всех», в которой сво6ода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их обьединения»[9].

Идеи равенства людей можно проследить и в философии известно­го русского ученого В.С. Соловье­ва, сделавшего вывод о том, что «в основе права лежит свободд как характеристический признак лич­ности»[10].

Соловьев считал, что «принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага». С этих позиций он критиковал реалии капи­тализма (плутократию) и идеи соци­ализма.

В своем учении о свободе рус­ский ученый Н.А.Бердяев отличает личность or индивида. индивид есть категория натуралистическая, био-логическая, социологическая, а лич­ность - категория духовная. «Лич­ность, - подчеркивал бердяев, - есть свооода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот»[11].

Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма услов­но, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко опреде­ленными правомочиями также именуют «свободами». нужно отметить, что различие в терминологии - скорее дань традиции, сложившейся еще в VIII-XIX веках.

Необходимо внести ясность и в такие понятия, как «основные» и «конституционные» права, посколь­ку в конституции используются обе формулировки. основные лрдвл ин­дивида - это и есть конституционные права. К такому выводу, с точки зрения Л. Грудцыной, приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 конституции: в последней отме­чается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковать­ся как отрицание или умаление других общепризнанных свобод инди­вида[12]. Вместе с тем в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчужадемость и естественный характер (принадлежность каждому от (рождения).

Основные права субьективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала xx века она неоднократно оспаривалась. С середины XIX столетии ученые стали рассмат­ривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской Конституции, было вос­принято основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских кон­ституций[13]. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.

Принятие Билля о правах челове­ка, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факуль­тативный протокол № 1 и Факультативный протокол №2 к Междуна­родному пакту о гражданских и по­литических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд между­народных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обрашения в Европейский Суд, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.

 

 

1.2. Современное содержание прав и свобод человека и гражданина

 

Как было сказано в п. 1.1., институт прав и свобод обеспечивает доступ личности к исполь­зованию материальных и духовных благ, побуждает публичную власть придерживаться в этом плане общепринятых международ­ных стандартов. Эти стандарты провозглашены в таких актах, как Международный Билль о правах человека, включающий Всеоб­щую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международ­ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), Второй факульта­тивный протокол к Международному пакту о гражданских и по­литических правах, направленный на отмену смертной казни[14].

Показательна в этой связи принятая в ноябре 1991 г. Декла­рация прав и свобод человека и гражданина, ставшая органичес­кой частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законо­дательства, относящегося к личности[15].

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., за­крепляет те права и свободы, которые в наибольшей степени со­циально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, государства. Непреходящее значение имеет положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В этой связи воз­никает вопрос: «Что понимать под основными правами, можно ли их отождествлять с конституционными правами»? По-видимо­му, можно. Такой вывод следует, например, из сопоставления ст. 17 со ст. 55 Конституции РФ.

В последней из названных статей отмечается, что перечисле­ние в Конституции РФ основных прав и сво­бод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах и свободах, что по­зволяет обратить внимание на их особые свойства (неотчуждае­мость, принадлежность каждому от рождения).

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав. Так, ч.1 ст. 22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновен­ность каждого. Это основное право порождает систему прав, за­крепленных в УК РФ, Административном кодексе РФ. Очевидно, все права, предопреде­ляемые нормами трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохра­нения - на конституционном праве на охрану здоровья и т.д. Однако, необходимо отметить, что вы­деление категории основных прав человека не означает отнесение иных прав к незначительным, второстепенным.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Можно сказать, что какого-либо принципиального различия между понятиями «право» гражда­нина и «свобода» гражданина в сущности нет. Опираясь на этот вывод, необходимо указать на один нюанс, отмечаемый в литературе. Речь идет о том, что лишь некоторые из прав, а именно «требующие особенно высокой личной инициативы, индивидуального усмот­рения и самодеятельности по отношению к другим лицам, явля­ются свободами»[16]. Следовательно, «свобода» гражданина предпо­лагает большую избирательность возможности варианта поведе­ния. Показательны в этой связи свобода слова, печати, свобода совести, вероисповедания, свобода художественного, научного, технического и других видов творчества.

Значимость данного права и свобод человека и гражданина и данной конституционной свобо­ды для человека и общества.

В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жиз­ненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государст­ва. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которо­го человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и ду­ховных потребностей.

Для государства, для общества значимость конституционно за­крепленных прав и свобод выражается в том, что именно реализа­ция этих прав и свобод означает претворение в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Само существование государства, общества обеспечивается со­вокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятель­ности - политической, экономической, духовной. Так, без реали­зации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются госу­дарством именно в Конституции, но и защищаются им как необхо­димое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).

Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы заключаются в следующем. Статья 17 Конституции устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуж­даемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.

Особые юридические свойства основных прав и свобод человека и гражданина, спе­цифика их реализации состоят в том, что эти права и свободы:

а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами[17]. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, базируются на конституционных положениях о труде; права, за­крепленные в нормах отрасли права социального обеспечения, - на соответствующем конституционно закрепленном основном праве; права граждан в области здравоохранения - на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому ос­новные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности;

б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляют­ся за каждым человеком и гражданином либо за каждым гражда­нином[18]. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливае­мые нормами не конституционного, а других отраслей права, увя­зываются с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой пло­щади, покупателей, истцов, ответчиков и т.д.;

в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основ­ным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономи­ческих предпосылок. Основные права и свободы гражданина Рос­сийской Федерации отличаются от других прав и свобод основа­нием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это сви­детельствует о том, что основные права и свободы выражают глав­ные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его право­вого статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой граж­данства;

г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие Права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в кон­кретном правоотношении. Основные же права и свободы выступа­ют в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника пра­воотношения;

д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фик­сируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;

е) обеспечиваются повышенной правовой охраной:

1) конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть из­менены в рамках действующей Конституции, без принятия новой;

2) граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки кон­ституционности закона, примененного или подлежащего примене­нию 'в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан;

3) в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19 «Преступле­ния против конституционных прав и свобод человека и граждани­на»; Административный Кодекс РФ предусматривает административную ответственность за пра­вонарушения, посягающие на права граждан (в том Числе и кон­ституционные).

Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина. Оно может быть сформули­ровано следующим образом.: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих слу­чаях в силу его гражданства), защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную воз­можность каждого избирать вид и меру своего поведения как чело­века, как гражданина государства.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с таки­ми правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее само­стоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, на­учного, технического и других видов творчества, преподавания).

Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то поло­жительные действия, услуги со стороны государства или правомо­чия человека на участие в деятельности определенных обществен­но-политических, хозяйственных структур.

Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и граждани­на» включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой опреде­ленную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; поли­тические; социально-экономические. Поэтому далее представляется необходимым рассмотреть классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...