Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа 1. Количественное определение кислотности желудочного сока




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

Модуль V. Обмен аминокислот

учебной дисциплины (модуля) «Биохимия»

для специальности Лечебное дело

 

курс II семестр 4

 

Составитель: Артюкова О.А., к.б.н., доцент Рецензент: Лемешко Т.Н., к.б.н., доцент    

 

 

Владивосток – 2016 г.

Практическое занятие № 1(25)

Тема: « Переваривание белков, всасывание аминокислот. Пул аминокислот. Дезаминирование, трансаминирование и декарбоксилирование аминокислот. Биогенные амины»

Мотивация: полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности, в том числе, для изучения гепатологии (активность трансаминаз для диагностики заболеваний печени), нервных болезней (роль NH3 в регуляции процессов возбуждения и торможения в клетках ЦНС, роль и значение биогенных аминов как медиаторов ЦНС), фармакологии (использование витамина В6, фолиевой кислоты, биогенных аминов, гормонов в качестве лекарственных препаратов), патофизиологии (роль биогенных аминов в развитии воспалительной и аллергической реакций), педиатрии (наследственные нарушения обмена аминокислот).

Общая цель: научиться применять знания о процессах поступления, синтеза и катаболизма аминокислот (АК) для анализа патологических состояний, связанных с нарушением белкового питания или обмена АК в организме; закрепитьпредставления о путях обмена аминокислот.Полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК- 3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.

Конкретные цели и задачи.

- знать основы полноценного питания, обеспечивающие поддержание азотистого баланса; классификацию аминокислот по возможности синтеза в организме; экзогенный и эндогенный пулы аминокислот; скорость обновления индивидуальных белков организма;

протеолиз и общую характеристику протеолитических ферментов; процесс трансаминирования и способы дезаминирования аминокислот, биологическое значение этих процессов; физиологические функции биогенных аминов, их образование и инактивацию.

- уметь использовать знания о составе белков для понимания основ рационального питания; использовать данные определения активности аминотрансфераз сыворотки крови для диагностики заболеваний сердца и печени; объяснять значение биогенных аминов для функционирования организма.

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): азотистый баланс, заменимые и незаменимые аминокислоты, протеосомы, катепсины, аминотрансферазы (АЛТ, АСТ), коэффициент де Ритиса, биогенные амины (гистамин, серотонин, катехоламины).

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы:

1. Строение и свойства аминокислот, пептидов, белков (биоорганическая химия, биохимия)

2. Особенности функций органов пищеварения (нормальная физиология), переваривание белков в ЖКТ (биохимия)

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: лабораторная работа

3. Заключительная часть занятия

 

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1. Переваривание белков и всасывание аминокислот. Ферменты пищеварения.

Распад белков в тканях с участием протеосом и катепсинов.

2. Дезаминирование аминокислот: прямое (окислительное и неокислительное), непрямое. 3. Трансаминирование. Аминотрансферазы, их использование в энзимодиагностике

4. Введение аминокислот в общий путь катаболизма и глюконеогенез.

5. Декарбоксилирование аминокислот.

6. Биогенные амины: образование, биологическая роль и инактивация.

7. Полиамины: биологическая роль.

Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС)

Работа 1. Количественное определение кислотности желудочного сока

При определении кислотности желудочного сока различают

1. Общую кислотность

2. Общую соляную кислоту (Hcl)

3. Свободную соляную кислоту (Hcl)

4. Связанную соляную кислоту (Hcl)

Общая кислотность – это сумма всех кислореагирующих веществ желудочного сока

(соляная кислота, кислые фосфаты), измеряют в мл 0,1 н раствором NaOH, пошедшего на титрование 1 л желудочного сока в присутствии индикатора фенолфталеина. Норма: взрослый человек - 40-60 ммоль/л, новорожденный - 2,8 ммоль/л.

Свободную соляную кислоту (Hcl) измеряют в мл 0,1 н раствором NaOH, пошедшего на титрование 1 л желудочного сока в присутствии индикатора диметиламиноазобензоло (ДААБ). Норма: взрослый человек –20-40 ммоль/л, новорожденный – 0,5 ммоль/л

Связанная соляная кислота (Hcl) находится в солеобразном состоянии с белками и продуктами их переваривания. Норма: 10-20 ммоль/л.

Общая соляная кислота (Hcl) – сумма свободной и связанной соляной кислоты

Принцип метода: определение общей кислотности, общей соляной кислоты (Hcl), свободной и связанной Hcl в одной порции желудочного сока проводится титрованием NaOH с двумя индикаторами: диметиламиноазобензолом (ДААБ) и фенолфталеином

Порядок выполнения работы: В колбочку отмеривают 1 мл профильтрованного желудочного сока, добавляют 1 каплю ДААБ и 2 капли фенолфталеина. При наличии в желудочном соке свободной соляной кислоты раствор в колбе окрашивается в красно-розовый цвет. Титруют свободную Hcl из бюретки 0,1 н раствором NaOH в бюретку до появления оранжевого окрашивания и результат записывают (1-я отметка). Не добавляя щелочи в бюретку, продолжать титрование до появления лимонно- желтого цвета и результат записывают (2-я отметка от нуля). Не добавляя щелочи в бюретку, продолжать титрование до появления розового окрашивания, результат записать (3-я отметка от нуля).

Расчет (при титровании 1 мл желудочного сока).

1-я отметка (оранжевый цвет) соответствует свободной Hcl. Расчет проводится по формуле: Х = А х 1000 х 0,1 где

А – количество 0,1 н NaOH, пошедшего на титрование, мл

1000 – пересчет на 1000 мл желудочного сока

0,1 – количество мг-экв NaOH в 1 мл 0,1 н раствора

3-я отметка (розовый цвет) соответствует общей кислотности желудочного сока.

Расчет проводится по вышеприведенной формуле.

Среднее арифметическое значение между 2-й и 3-й отметкой (лимонный цвет + розовый цвет/2) соответствует общей Hcl.

Расчет проводится по формуле: Связанная Hcl = общая Hcl - свободная Hcl

Клинико-диагностическое значение:

при заболеваниях желудка кислотность может быть нулевой, пониженной и повышенной.

Гиперхлоргидрия - увеличение свободной Hcl и общей кислотности желудочного сока. Наблюдается при язвенной болезни желудка и гиперацидном гастрите

Гипохлоргидрия - уменьшение свободной Hcl и общей кислотности желудочного сока. Наблюдается при гипоацидном гастрите

Ахлоргидрия - отсутствие свободной Hcl и значительное снижение общей кислотности желудочного сока. Наблюдается при раке желудка и хроническом гастрите

Ахилия – полное отсутствие соляной кислоты и пепсина. Наблюдается раке желудка и злокачественном малокровии

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...