Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утреннее заседание 18 июня

 

Доклад тов. Петрова «Реализация Татязыка» и наши задачи».

Несмотря на то, говорит докладчик, что кряшены не есть нация, а группа татар, принята как аксиома парторганами и работниками, но этой истины еще не усвоили низы, а посему считаю своим долгом подтвердить эту истину приведением исторического анализа происхождения кряшен. Из исторических данных ясно, что благодаря суровой русификаторской политике русских царей в результате насильственного крещения еще со времен царствования Иоанна Грозного часть татар была обращена в православную веру и получила название крещеных татар. В последствие, под влиянием миссионерства, с целью большего выделения от татар и проведения принципов русификации в первые дни Февральской Революции интеллигенция крещеных татар в лице своей реакционно-буржуазной части узаконило название «кряшен». Поэтому крещеные татары не могут представлять отдельную от татар нацию как не имеющие соответствующих национальных признаков и возможностей самостоятельного культурно-экономического развития. При царизме миссионерство в целях «просвещения» напечатало ряд книг на арабском языке /шрифте/, но видя, что подобные транскрипции не дают желательных результатов в смысле русификации кряшен, стали печататься книги на татарском языке, применяя русскую транскрипцию. Впоследствии обучение в миссионерских школах, монастырях, церковно-приходских школах привели кряшен к тому, что они, оставшись верными своему языку, отрешились от татарской транскрипции, а отсюда и от культуры своих сородичей. Кряшенская интеллигенция, получившая образование в миссионерских учебных заведениях, распространила свое религиозное влияние на низшие слои населения и отсюда – кряшены религиозно фанатичны. Несмотря на разносторонне влияние русского духовенства, кряшены сохранили свои особенности в нравах, обычаях и разговоре.

С открытием Революции кряшены за неимением работников не могли быть активными в революционном движении, а поэтому и Революция не дала возможности освобождения из-под гнета миссионерства. Руководство движения кряшен взяла в свои руки кряшенская консервативная интеллигенция, объявив кряшен особой нацией и создавшая кряшенский национальный союз /общество/.

1918-19 годы характеризуются переломом среди кряшен. Ибо руководство в кряшенском движении берут в руки молодые коммунисты. Каковым пришлось бороться с клерикально настроенной националистичной кряш-интеллигенцией. Национальный уклон в кряшенском вопросе послужил причиной антагонизма между крещеными и некрещеными татарами, существующий в слабой форме до сих пор.

Первый Всероссийский съезд кряшен в 1920 году считалось с отсутствием партработников из кряшен и исходя из исторического анализа прошлого признал кряшен как обособленную группу татар, но не как нацию и [необходимость] ведения работы среди кряшен на сближение (слитие) с татарами. Только на этом съезде была первая попытка выработки правильного подхода к кряшенском вопросу.

Кряшсекция ОК РКП/б/ точно уяснив значение реализации татязыка в деле сближения с татарами создал курсы для кряш-учителей по РТЯ. Это большое завоевание, говорит докладчик, ибо изучивший татарскую письменность кряшены получили возможность принять активное участие в общественной работе. С другой стороны, окончившие эти курсы тт. явятся проводниками революционных идей и сближения кряшен с татарами.

Задача участников конференции в этом вопросе – уяснить заначение реализации татязыка, как фактор сближения кряшен с татарами и на местах вести широкую агитацию среди кряшен за изучение татарской письменности, как основу сближения с татарами.

Определив значение РТЯ среди кряшенской интеллигенции, докладчик полагает необходимым введение татязыка в школах I ст. как обязательный предмет. Колебаний в вопросе проведения РТЯ не должно быть, говорит оратор, ибо это может послужить материалом для кряшенских консерваторов как орудие гнусной провокации среди кряшен о превращении их вновь в татары.

Выступившие ряд ораторов выявили определенное мнение о необходимости скорейшего введения во всех школах I ступени татарского языка и обязательного изучения всеми коммунистами кряшенами, как необходимого в условиях Татреспублики. В заключение докладчик предлагает на утверждение тезисы по своему докладу, как директиву.

Тезисы тов. Петрова.

1.Из исторических материалов ясно видно, что благодаря суровой русификаторской политике русских царей, в результате насильственного крещения еще со времени царствования Иоанна Грозного, часть татар была обращена в православную веру и получила название крещеных татар. Впоследствии, под влиянием миссионерства, с целью большего выделения от татар и проведения принципов русификации. В первые дни Февральской Революции интеллигенция крещеных татар в лице своей реакционно-буржуазной части узаконило название «кряшен». Поэтому крещеные татары не могут представлять отдельную от татар нацию как не имеющие соответствующих национальных признаков и возможностей самостоятельного культурно-экономического развития.

2. После неудач применения арабской транскрипции для распространения православной миссии, в целях обособления крещеных от некрещеных татар и упрочения среди них христианства, правослвное миссионерство, наряду с целым рядом мер /административно-политического воздействия, материальной заинтересованности и иных привелегий/ искусственно приспособляет русскую транскрипцию и письменность для крещеных, выпускает на татарском языке с русской транскрипцией книги религиозно-нравственного содержания и таким путем создает условия искусственного отрыва крещеных от некрещеных.

3. Для внедрения в сознание крещеных татар правил православной религии для воспитания их и их детей, при монастырях создаются особые школы исключительно под религиозным углом зрения. Впоследствии в том же духе организуются миссионерские школы и другие учебные заведения и т.д., вследствие чего, интеллигенция кряшен /крещеных татар/, сформировавшаяся под непосредственным влиянием православного миссионерства, отличается религиозным фанатизмом и в своей значительной части проникнуто духом контрреволюционного миссионерства. Что же касается трудовых масс крещеных татар – они не поддались такой глубокой русификации и поэтому сохранили первобытную чистоту своего родного татарского языка со всеми экономическо-бытовыми качествами, допуская некоторую особенность, основанную как следствие духовно-нравственного влияния.

4. Пользуясь отсутствием старых партработников среди крещеных татар и революционной интеллигенции, с самого начала Февральской Революции миссионерские элементы взяли инициативу руководства движением на себя, рассматривая кряшен по углом зрения отдельной нации, пытаясь это движение направить исключительно по национально-религиозному руслу. Последнее направление получает отпор от революционной молодежи на местах, которое впоследствии организовываясь, берет на себя руководство революционным движением крещеных татар на себя и развивает активную борьбу за высвобождение крещено-татарских трудовых масс из-под влияния миссионерско-поповской, кулацкой клики за устранение антагонизма на национально-религиозной почве и проведения принципа классового расслоения.

5. В период ожесточенной гражданской войны революционная молодежь, занятая исключительно организацией трудовых масс на защиту завоевания Октябрьской Революции не могла достаточно серьезно вникнуть в существо самого вопроса и не имея достаточно внимательного отношения руководящих парторганов, вследствие чего делало ошибки в направлении работы и под ударом черносотенных миссионерских элементов кряшенские организации, руководимые коммунистами из кряшен, не раз переживали тяжелые кризисы, что временами совершенно парализовало всякую политико-просветительскую работу.

6. Принятие более решительных мер и устранение антагонизма между крещеными и некрещеными татарами необходимо отнести к первому Всероссийскому Рабоче-Крестьянскому и Красноармейскому съезду кряшен, состоявшемуся в июле 1920 года, который в одной части своей резолюциипо вопросу о взаимоотношениях с татарами постановил следующее: «принимая во внимание малочисленность и распыленность кряшен среди татар и других народностей, отсутствия в достаточной степени подготовленных полит. и культ. Работников; невозможность самостоятельного культурного развития кряшен, а также имея ввиду факты сближения и совместной работы на местах с татарами, предложить ЦКО принять все меры к теснейшему сближению с полит-просветительскими организациями татар для совместной работы.» По докладу школьной секции съезд утвердил резолюцию с указанием необходимости введения в кряшенских школах татарской письменности.

Дальше эти положения углубились и повторились на областной конференции коммунистов-кряшен в 1921 году. Правильность означенной линии была подтверждена ОК РКП/б/ в мае 1923 года, утвердившая выработанные положения специальной комиссии, а также аналогичные постановления вынесены на совещании делегатов 3-го съезда советов ТССР в декабре 1922 года и на целом ряде других собраний ответственных работников кряшен.

7. Учет практического опыта работ за истекший год в области реализации татарской письменности среди кряшен показывает необходимость и целесообразность означенной работы, т.к. крещеные татары к своему родному языку прибавляя без особого труда татарскую письменность, тем самым приобретают широкий простор для всякой практической работы, обогащают свой опыт и возможности к применению своего труда в повседневной работе в государственных, общественных и иных органах в условиях ТССР и других местностях СССР.

8. Отмечая на местах крещеных татар с не крещеными татарами, выразившиеся в совместной культурно-просветительской работе, конференция полагает, что:

а/ реализация татарской письменности, б/ развитие своего родного татарского языка – дадут огромное преимущество в движении вперед к культуре; облегчит и ускорит культурное развитие трудовых татарских масс вообще, кряшенских, в частности, и в особенности молодежи;

оторвут трудовые массы крещеных татар от религиозно-нравственного влияния миссионерства и контрреволюционной части интеллигенции и облегчит проведение принципов классового самосознания, – залогом чему служит давно существующее стремление молодежи к изучению татарской письменности, а равно настроение данного времени.

9. Приветствуя организацию курсов для шкрабов кряшен, одновременно конференция подчеркивает необходимость поднятия широкой кампании за обязательное введение татарской письменности в кряшенских школах с нынешнего же учебного года. Приступая к таковой в первую очередь со старших классов I-й ст., одновременно допуская возможность преподавания с первого класса, сообразуясь с местными условиями и конкретной обстановкой. Вместе с тем, конференция вменяет в обязанность всех членов партии кряшен ликвидировать свое незнание татарской письменности обязательно к моменту 3-й Областной партконференции кряшен в годичный срок и развить агитацию среди комсомольцев и кряшенской трудовой молодежи за изучение татарской письменности.

10. Конференция с особой настойчивостью подчеркивает необходимость самого решительного отпора всяким колебаниям в вопросе реализации татарской письменности, учитывая особую вредность провокационной агитации черносотенной интеллигенции и духовенства, играющих на чувствах религиозно-национальной гордости отсталых элементов под видом опасения возврата к исламу и регрессу. Имея ввиду развитие атеизма среди молодежи и ведущую в одинаковой степени идейную борьбу против всякого религиозного фанатизма, считая эти опасения ни чем не обоснованными и направленными сознательно или бессознательно в угоду контрреволюционному миссионерству и способствующими удержанию масс под влиянием последних.

11.Имея ввиду, что соответствующими органами просвещения ТССР и вообще ответственными работниками татарами принимаются меры к возможному устранению вошедших в литературный язык терминов арабизма и персизма, одинаково непонятных, как для крещеных, так и для некрещеных татарских низовых масс. Конференция категорически отмечает недопустимость увлечения критикой этих положений, как могущих сыграть на руку миссионерским, контрреволюционным элементам.

12. Конференция выражает твердую уверенность, что все члены партии из кряшен, а также трудящаяся молодежь и революционная часть интеллигенции не побоится признаться в своем происхождении и откровенно назвать вещи своими именами – мы татары; и что можем остаться татарами, не обращаясь в мусульманство, что не допустим застоя в культурном развитии и все как один усвоим эту основную истину – без предрассудков и оскорблений, двинемся вперед к завоеванию культуры и приобщению населения к ее элементарным началам, а через это и к светлому будущему – коммунизму. К единственному свободному обществу без классового и без национального гнета.

Заслушав доклад и тезисы тов. Петрова, конференция постановила: тезисы, как директивы, утвердить. Признать необходимым при проведении в жизнь указанных в тезисах мероприятий подходить с сугубой осторожностью и наибольшей выдержкой, рассчитывая проведение этой работы на ряд предстоящих лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...