Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утреннее заседание 19 июня

 

Заседание открывается докладом зав. Кряшенского педтехникума тов. Горохова о положении педтехникума.

Тов. Горохов констатирует прошлые этапы техникума, отмечает, что в начале 1922-го учебного года положение техникума было плачевным как в материальном, так и в учебно-воспитательном.

Отсутствие необходимых средств, учебных приборов и пособий, с одной стороны, и неудовлетворительный состав преподавателей, с другой.

В дополнение печального положения местным Главпрофобром было вынесено постановление о закрытии его. Лишь благодаря стараниям кряшсекции ОК и администрации техникума – последний был сохранен.

Считаясь с наличием в техникуме преподавателей, не отвечающих по убеждениям духу времени /окончившие духовные академии/, приняты были меры для подыскания подходящего кадра преподавания, что и сделано с успехом. В настоящее время преподавателей насчитывается 19 человек. Из коих с высшим образованием 8 человек - большинство кряшены.

Материальное положение техникума в настоящий момент значительно улучшилось: техникум имеет в …схоз и опытную школу /детдом/.

… Учебные занятия начались 1 сентября и перебоев занятий за год не было. На 1 января 1923 года учащихся числилось 85 человек. К 1 апреля число учащихся уменьшилось на 11 человек. Преподаватели, в своем большинстве, относились к своим обязанностям сознательно. Под руководством преподавателей в учебный сезон функционировало несколько разнородных кружков, результаты коих вполне удовлетворительны.

Отмечая недостаточность учебно-показательных приборов, докладчик констатирует, что имевшийся кризис учебников и учебных пособий в начале учебного года преодолен, и теперь недостатка в таковых не ощущается. Проводя аналогию со старыми учебными заведениями … программа техникума значительно шире бывших учительских институтов и современных школ 2-й ст.

Переходя о наличии в техникуме учебников по трудовому процессу, тов Горохов говорит, что за истекший год функционировала корзино-плетеночная мастерская, но ввиду отсутствия приборов и опытного руководителя, оставить мастерскую, считает докладчик, не целесообразным и полагает, что лучше открыть переплетную и столярные мастерские для коих имеются все необходимые инструменты. Материальное положение преподавательского состава значительно улучшилось в сравнении с прошлогодним и осенним.

Переходя к характеристике культурно-воспитательной стороны, докладчик отмечает, что учащиеся по руководством комитета учащихся и ячеек РКСМ и РКП техникума успешно вели воспитательную работу. Влияние ячеек на учащихся ощутительно: более 60% учащихся члены РКСМ, что является громадным завоеванием для кряшен в смысле пролетаризации школы. Санитарно-гигиеническая сторона техникума нормальная, число заболевания снизилось …

Подходя к вопросу о функционированию в техникуме курсов РТЯ на весь год, докладчик отмечает, что это дало возможность значительно улучшить материальное положение техникума, но с другой стороны констатирует ущерб в смысле стесненности в классах и общежитии. Госстипендиатов к концу учебного года было 60, а остальные довольствуются собственными продуктами. Продукты последними вносятся в фонд техникума, а пищу получают из общего котла. Более нуждающихся госстипендиатов снабжали бесплатно обмундированием. Связь с летней опытной школой при техникуме с начала учебного года…

Докладчик призывает участников конференции прийти на помощь техникуму в деле подготовки кряшенской молодежи, уверяя, что при помощи коммунистов кряшен администрация техникума сумеет скомплектовать кадры учащихся из чисто бедняцкой молодежи, как возможность последней получить образование и приобщиться к общей культуре – заканчивает свой доклад тов. Горохов.

 

Содоклад тов. Васильева о положении кряшенского детского дома.

 

Докладчик отмечает, что, несмотря на все трудности, детдом, открытый в июле 1921 года, существует до сих пор. 1-е помещение, отведенное под детдом ввиду его абсолютного несоответствия санитарным нормам, был оставлен и детдом был переведен в другое помещение, а затем и в 3-е. А общем пришлось кочевать из одного здания в другое, что безусловно тормозило плановым занятиям в доме. Лишь в сентябре месяце 1922 года было подыскано более подходящее помещение и отремонтированное на средства комиссии по улучшению быта детей при ТатЦИКе, в данное время отвечает санитарным требованиям, что дало возможность вести нормальную работу дома. Насчитывающиеся в начале организации количество детей в размере 30 человек, по распоряжению Татнаркомпроса увеличено до 120 человек. В настоящее время детей насчитывается 77 человек. Воспитателей имеется 4 человека. Технический персонал 4 чел. Во главе дома стоит заведующий и педагогический совет. Дети имеют свои ученические организации с представителями от воспитателя. Воспитательная работа в доме ведется без перебоев. Питание, обмундирование детей дома в настоящее время удовлетворительное. Санитарное дело дома – благополучное.

Констатируя общее удовлетворительное положение дома, докладчик отмечает, что все же не достает в доме столов, стульев и прочей мебели.

Исходя из фактов, детдом и опытная школа должны явиться базой в смысле подготовки учащихся для кряшпедтехникума. Докладчик призывает конференцию обратить внимание на концентрацию в доме постоянно живущих детей, ибо до сих пор существовало явление – что состав детей постоянно меняется, и отсюда – нет возможности вести планомерную подготовку учащихся для перехода в кряшпедтехникум. Надо поставить вопрос перед ТНКП о предоставлении техникуму и детдому плана приема в дом только круглых сирот, но и полусирот, что даст возможность подготовить кадр учащихся для техникума, свой содоклад тов. Васильев.

На заданные ряд вопросов по докладам о техникуме и детдоме докладчики дали исчерпывающие ответы.

Выступившие в прениях по докладам тт. отметив улучшение положения техникума и детдома, выразили пожелание сохранить последние как базу просвещения кряшенских масс, с другой стороны, обратить внимание техникума на подбор учащихся из чисто крестьянской молодежи, ограничив прием детей духовенства.

По докладу принята следующая резолюция:

Заслушав доклад зав. кряшпедтехникумом тов. Горохова и содокладчика зав. детдомом тов. Васильева о работе педтехникума и детдома, конференция одобряет меры, принятые кряшсекцией и администрацией техникума и детдома по оздоровлению таковых и работу находит вполне удовлетворительной.

Вместе с тем, конференция отмечает необходимость дальнейшего углубления работы по намеченному плану: подбор соответствующего кадра преподавательского состава и вербовку учащихся из среды беднейшего крестьянского населения, обратив внимание на научно-педагогическую работу.

Конференция вменяет в обязанность всем коммунистам из кряшен всячески содействовать работе педтехникума, в особенности в вербовке учащихся.

В целях выпуска из техникума учителей реализаторов татязыка, кряшкомсеция и администрация техникума должны обратить серьезное внимание на постановку преподавания татязыка.

Вследствие коренного изменения обучения в кряшенских школах 1-ой ст., в связи с переходом на татарский шрифт, конференция считает, что кряшенский детдом – опытная школа для кряш педтехникума имеет весьма важное значение в деле проведения в жизнь новых принципов постановки школ 1-ой ст., поэтому он должен занимать исключительное значение. А потому обратиться с ходатайством в ТНКП о разрешении комплектования детдома непосредственно из кантональных детдомов, а также в целях постановки на должную высоту опытную школу – прием в школу полусирот по усмотрению детдома и президиума и кряш. педтехникума, выдающихся по своим познаниям и способностям для зачисления в старшие группы.

Принципы постановки кряшенских школ 1 ст. в детдоме как опытно-показательной школы должны быть применены с начала предстоящего учебного года.

Доклад тов. Мельникова «Просвещение среди кряшен».

Проведя аналогию доступа учебных заведений для нацмен в частности для кряшен, докладчик отмечает, что в просвещении кряшен праввительство царизма вело в сторону русификации последних. Татарская транскрипция для кряшен была заменена русским шрифтом на татарском языке, при помощи коей правительство видело больше шансов на скорейшую русификацию кряшен. Русская транскрипция на татарском языке как не имевшая широкого распространения среди татар в силу не жизненности, не оставила для кряшен никаких культурных ценностей, кроме ряда изданий религиозно-нравственного содержания.

При помощи указанной транскрипции кряшенские миссионеры одновременно достигали две цели: это – русифицирование и с другой стороны – религиозное влияние в «православном» духе. Как не имеющая культурных ценностей и отсутствия массового пользования, с одной стороны, и в целях сближения с татарами, с другой, русская транскрипция, говорит докладчик, должна быть заменена татарской транскрипцией, как имеющей широкое распространение.

В качестве метода сближения просвещения кряшен с татарами, докладчик выдвигает применение татарской письменности в кряшенских учебных заведениях, начиная со школ 1 ст., как предмет обучения как орудие преподавания. Считаясь с тем фактом, что большинство кряш. преподавателей, как получивших образование в бывших религиозных учебных заведениях, не отвечают требованиям принципов ед. труд. Школы, докладчик указывает, что наша обязанность втянуть в средние и высшие учебные заведения кряшенскую молодежь, как будущих педагогов. Придавая огромное значение кряшпедтехникуму в деле подготовки кряшучителей, докладчик обращает внимание конференции на сохранение и улучшение этого учебного заведения и привлечение к последней кряшенскую молодежь из беднейших слоев.

Немаловажное значение имеет также кряшдетдом, как база для педтехникума в смысле подбора учащихся из чисто пролетарского класса.

Переходя к вопросу о профтехническом образовании среди кряшен, докладчик констатирует, что кряшмолодежь слабо втянута в ВУЗы и наша обязанность добиться того, чтобы кряшен принимали в ВУЗы на одинаковых условиях с татарами, как часть последних. Исходя из положения, что кряшнаселение преимущественно крестьянское, докладчик считает необходимым вовлечение последних в с/х учебные заведения и как временную меру – открыть для кряшен с/х курсы. Переходя к вопросу ведения внешкольной работы среди кряшен, докладчик указывет на необходимость усиления выпуска газеты Киҥяш до 4-х номеров в месяц; на организацию политико-просветительских кружков, как центра полит. и культпросвет работы среди молодежи; изб-читален, усилив их опытными руководителями и литературой на татарском и русском языках. Придавая огромное значение в деле просвещения татарскому языку, докладчик обращает внимание конференции на введение татязыка во все учебные заведения и вменить в обязанность всех кряшучителей изучение татписьменности. Придавая важное значение курсам РТЯ при техникуме, докладчик полагает, что созываемые на июль с/г курсы по переготовке учителей кряшен с уклоном политпросвет работы в реализации татязыка положат начало для массового изучения татписьменности не только среди шкрабов, и всего кряшенского населения. И что это послужит фундаментом приближения к своему родному языку, культуре и устранения антагонизма между крещеными и некрещеными татарами, возникающего на религиозной почве.

Содокладчик тов. Иванов обращает внимание конференции на сельхоз просвещение кряшен. Кряшенское население, говорит оратор – все крестьяне. Отсутствие агрономов из кряшен лишает возможности с/х просвещения кряшен, на что и следует конференции обратить внимание. В качестве практического разрешения этого вопроса докладчик выставляет через НКП создание сельхозтехникума для кряшен. Переходя к вопросу марксистского просвещения, среди кряшен докладчик полагает необходимым втягивание кряшмолодежи в партшколы и коммунистические университеты. В области подготовки политпросвет работников на местах, докладчик считает целесообразным создание на местах интернациональных клубов. Переходя к вопросу о внешкольном образовании среди женщин, докладчик полагает необходимым втягивание последних в работу клубов, нардомов, детсадов и яслей, разъяснив назначение таковых.

Выступивший по докладу тов. Крючков указал, что в целях дальнейшего сближения с татарами и скорейшего внедрения татязыка, как орудия преподавания, полагает целесообразным введения в кряшдетдом татар и даже руководителей татар. Выдвинутые докладчиками вопросы о выпуске брошюр и книг на кряшенском языке считать нецелесообразным, как меру создания вновь обособления от татар работы среди кряшен.

Тов. Купцов, указав на необходимость вовлечения кряшмолодежи в партшколы и ТКУ призывает работников с мест на посылку в последние более подготовленных товарищей.

Выступившие по докладам тт., подчеркнув значение кряштехникума и детдома, призвали участников конференции и кряшсекции ОК приложить усилия для поддержания последних путем подбора надлежащего преподавательского состава и вербовке учащихся из пролетарских масс.

По докладу принята следующая резолюция:

Принимая во внимание исключительно важное значение шрифта в деле просвещения и приобщения к культуре и констатируя абсолютное отсутствие ценностей на русской транскрипции на татарском языке, которым могут пользоваться лишь крещеные татары, конференция до селе существующий метод, введенный миссионерами-духовниками, признает застойным в условиях настоящего момента и конференция постановляет:э

1/ Работу по просвещению кряшенской молодежи, основу будущего, направлять по линии обучения татарской письменности, согласно принятого положения по докладу в РТЯ, для чего с начала предстоящего учебного года во всех кряшенских школах 1 ст. ввести татписьсенность и эту работу считать ударной. Наработку методов практического осуществления указанной меры поручить кряшсекции и предстоящему учительскому съезду.

2/ Учитывая необходимость привлечения крещеных татар ВУЗы и принимая во внимание отсутствие из них подготовленных кадров к поступлению в таковые, ввиду неполного владения окончившими школы 1 ст. русского языка, и имея ввиду невозможность кряшенами курса средних учебных заведений в татарских школах 2 ст., признать необходимым в одном из районов с компактным населением крещеных татар открыть школы 2 ст. для крещеных и не крещеных татар.

3/ Во все ВУЗы и учебные заведения вообще, кряшен принимать на равных правах с татарами со всеми преимуществами, как группы татарского населения.

4/ Констатируя исключительность земледельческого занятия крещеных татар и в целях распространения среди кряшен улучшенных способов ведения сельского хозяйства признать необходимость максимального привлечения в сельско-хозяйственные учебные заведения.

5/ Мероприятия секции по переподготовке школьных работников-кряшен через курсы РТЯ приветствовать и дальнейшую работу в этой работе считать необходимой и ударной, чтобы учительство, пробыв на курсах, скорее могло проводить в жизнь реализацию татарской письменности среди молодежи и получило бы необходимое политическое развитие.

6/ В целях развития дошкольного воспитания среди кряшен и социальной помощи беспризорным детям крещеных татар, признать необходимым открыть на местах ясли сады с привлечением сознательных женщин и членов РКСМ до подготовки новых работников, приравнивая эту работу к общей работе среди татарских масс.

7/ В области внешкольной работы привлекать к работе через секцию и уполномоченных на местах местное учительство и культурные силы для устройства бесед, лекций среди крестьян по элементарным научно-агрономическим, по культурно-просветительским вопросам.

8/ Использовать активную часть молодежи и членов РКСМ кряшен для политико-просветительной работе среди кряшен под руководством секции и местных партработников и парторганизаций; в то же время пропускать их через коммуниверситеты и партшколы и курсы РТЯ с целью подготовки их для совместной работы с татарами среди широких татарских масс и крещеных татар.

9/ Работу среди женщин по политико-просветительной части признать ударной и привлекать их к работе сельсоветах, школах и др. местных организациях.

10/ Ликвидацию безграмотности среди крещеных татар проводить в общем порядке, открывая в деревнях для них школы по ликвидации безграмотности.

11/ Просить ТНКП снабжать как татарской, так и русской литературой имеющиеся в кряшенских деревнях библиотеки и читальни; установить твердую сеть нардомов, библиотек и изб-читален.

Доклад тов. Мельникова о кряшенской печати.

 

Для определения печати как орудия классовой борьбы, докладчик констатирует, что газета «Киняш» является орудием борьбы с миссионерским влиянием на кряшенские массы и выпуск газеты в дальнейшем считает крайне необходимым.

Переходя к вопросу о положении газеты «Киняш», докладчик отмечает, что газета «Киняш» выпускается в месяц всего два раза, что объясняется отсутствием средств. Газета существует на случайные средства, в силу чего оплата труда сотрудников и авторских гонораров производится крайне неаккуратно. Плохое материальное положение отражается и на внутреннем содержании последней, ибо у корреспондентов падает желание сотрудничать. Содержание газеты, по отзывам с мест, удовлетворяет требованиям крестьян кряшен. В газете имеются отделы: Местная жизнь, Отдел молодежи, Уголок женщины и Сельское хозяйство. Докладчик отмечает, что внутренне содержание газеты страдает отсутствием более серьезных статей, например, по сов.строительству. Это объясняется тем, что ответственные работники кряшены не дают абсолютно никаких материалов. С другой стороны, докладчик отмечает отсутствие руководства и инициативы по улучшению содержания газеты со стороны кряшсекции ОК.

Число подписчиков газеты – мизерное. Количество корреспондентов ежедневно увеличивается. Корреспонденты имеются во всех кантонах и материалы от последних поступают в достаточном количестве. В общем целом, газета популяризируется. По отзывам с мест крестьянство интересуется газетой, выписывают ее мало, что объясняется отсутствием средств и с другой стороны отсутствием пропаганды по подписке. Докладчик указывает, что редакция газеты возбудила вопрос перед агитпромом ЦК партии о принятии газеты на госснабжение.

По частным сведениям смета утверждена и если эти слухи окажутся действительными, то будет возможность издавать газету 4 раза в месяц увеличенного формата. Переходя к другим видам печати, докладчик считает необходимым издание журнала на кряшенском языке, где должны освещаться более насущные в широком объеме. В заключение докладчик призывает участников конференции к работе по газете в качестве корреспондентов и пропагандистов по подписке. И полагаю, говорит докладчик, что только при участии всех коммунистов мы сумеем улучшить содержание изданных нами печатных органов и этим распространим свое коммунистическое влияние на трудовые массы кряшен, закабаленных миссионерами.

Выступившие по докладу ораторы, подчеркнув громадное значение газеты «Киняш» как орудия борьбы с клерикализмом и псевдо-национализмом во внешкольной просветительской работе, высказались за сохранение последне и улучшения положения таковой, путем проведения на местах новой подписки и доставления корреспонденции.

К докладу о кряшенской печати принята следующая резолюция:

Признавая необходимость ведения работы среди взрослого кряшенского населения при помощи усвоенного ими шрифта /как временная мера/ поскольку оно на нем воспитывалось, конференция постановляет:

1/ Сохранить издающуюся газету «Киняш» как единственное средство агитационно-пропагандистской работы среди кряшен с выпуском 4 раза в месяц, переименовав его в орган Областного Комитета РКП/б/ и ТАТЦИКа под непосредственным руководством кряшсекции и одновременно просить эти органы оказывать газете материальную поддержку.

2/ В целях поднятия авторитета газеты среди читательских кругови обеспечения должного влияния РКП/б/ на широкие массы, всех коммунистов кряшен состоящих как на партийной, так и советской ответственной работе обязать сотрудничать с газетой.

3/ Обратить внимание кряшсекции при ОК на необходимость систематически давать редакции директивы по партийно-политическим вопросам в сторону улучшения качества газеты и давать статьи о ходе работы среди кряшен, как в центре, так и на местах по имеющимся материалам.

4/ Обратить внимание местных комитетов на организацию корреспондентских кружков в каждой деревне с кряшенским населением по указанию секции и редакции.

5/ В целях популяризации газеты среди широких масс и привлечения большого количества корреспондентов с мест, предложить редакции помещать в газете автобиографические очерки лучших корреспондентов, работающих в газете и организаторов подписки.

6/ В целях обеспечения газеты подписчиками и организации регулярной материальной помощи газете со стороны населения, вменить в обязанность каждого партийца кряшена вести агитацию среди трудовых кряшенских масс за подписку на свою газету «Киняш»; И организовать на местах сбор коллективных подписок; Предложить секции и редакции осенью провести на местах неделю помощи газете «Киняш; Признать необходимым выделить в каждой деревне с кряшенским населением уполномоченного по распространению печати, который бы нес ответственность за привлечение большого количества подписчиков и за доставку газеты. Лозунг для уполномоченных должен быть следующим: «Один экземпляр газеты «Киняш» на десять дворов населения каждой деревни.

7/ Учитывая недостаточность газеты «Киняш» в деле обслуживания кряшенского населения в данный момент и необходимость распространения среди населения элементарных знаний по сельско-хозяйственной агрономии путем печатного слова и признавая исключительно важное значение ведения антирелигиозной пропаганды среди крещеных татар, – предложить секции при ОК организовать издание журнала для кряшен по вопросам сельского хозяйства и антирелигиозной пропаганды.

Для изыскания средств предложить секции договориться с заинтересованными учреждениями в этих вопросах.

 

Доклад мандатной комиссии.

 

Докладчик, член комиссии тов. Артемьев отмечает, что посещаемость заседаний конференции делегатами выразилось полностью в 100%. Делегаты имелись из 9 кантонов, где имеются кряшены. На конференции присутствуют: с решающими голосами 23 делегата и с совещательными голосами 8 делегатов; с гостевыми билетами 4; всего присутствует 35 человек, из них мужчин 32, женщин 3 человека; социальный состав делегатов: крестьян 19, интеллигенции 12 человек. По образовательному цензу: со средним образованием 17 человек, с низшим 14. Число пленарных заседаний было 8, комиссионных 2.

По докладу постановили: доклад принять к сведению.

 

Выборы бюро и секретаря кряшсекции ОК.

 

Предлагаются кандидаты: тт. Соловьев, Петров, Купцов, Артемьев, Смирнов, Крючков и Зубков.

По большинству голосов избираются члены Бюро: тов. Соловьев, Петров, Купцов. Кандидатами к ним: тт. Артемьев и Зубков. Секретарем секции оказался тов. Соловьев.

Оглашается текст письма почетным членам президиума конференции: тт. Кирову, Мухтарову, Сабирову.

Вторая Областная конференция коммунистов кряшен избрав Вас почетным членом президиума шлет Вам коммунистический привет, вместе с тем, отмечая проявленную Вами отзывчивость и внимательность к вопросам работы среди крещеных татар. Конференция выражает уверенность в том, что продолжая работать под вашим идейным руководством и по пути, намеченной конференцией, коммунисты кряшены найдут надлежащие пути и средства по скорейшему преодолению трудностей, обусловленных историческим прошлым крещеных татар и заключающихся в борьбе с тенденциями клерикальной части кряшенской интеллигенции и миссионерских элементов сохраняющих монопольное влияние на кряшенские массы с целью их духовного порабощения. С Вашей помощью и при дружном усилии коммунисты кряшены сумеют вывести кряшенские массы из тьмы невежества и вывести на светлый путь коммунизма.

Порядок дня конференции исчерпывается.

Перед закрытием конференции председатель президиума конференции тов. Соловьев выражает от имени президиума благодарность участникам конференции за внимательное отношение к работам, отмечает громадное историческое значение конференции в смысле правильного разрешения кряшенского вопроса, выражает уверенность, что настоящая конференция явится основой культурного и экономического развития крещеных татар.

Тов. Соловьев призывает всех участников конференции к усилению работы на местах, положив в основу решения конференции. Тов. Соловьев от имени кряшесекции с удовлетворением отмечает успехи в работе среди крещеных татар в кантонах, особо выделив Лаишевский кантон, поставив работу последнего в пример другим кантонам. Оратор заявляет, что кряшсекция ОК будет считать всех участников конференции уполномоченными секции по работе среди кряшен на местах и через них коммунисты крещеные татары должны быть вовлечены в работу по решениям, принятым на настоящей конференции.

Под звуки «Интернационала» конференция закрывается.

 

Председатель президиума конференции Соловьев

 

Секретарь президиума Артемьев

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...