Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Графологический анализ почерка Моне 22 глава




 

Критика довольно сурово восприняла выставку картин Моне в «Оранжери»: «Работа старика!», «В картинах чувствуется усталость»… и тому подобное.

Пусть так. Но все равно, какое наслаждение очутиться на «хорах» этого водного собора, задуманного архитектором, поэтом и художником из Живерни! Какое потрясающее чувство полной отрешенности охватывает каждого, кто приходит в эту «Сикстинскую капеллу» импрессионизма!

 

Живописец, чей прах покоится в земле под покровительством святой Радегонды, оставил почти две тысячи картин. Специалисты фонда Вильденштейна, приложив немало трудов, опубликовали исчерпывающий каталог с комментариями его поистине необъятного творчества. Но, когда речь идет о столь выдающейся плодовитости, нельзя исключить, что то или иное полотно может оказаться вне поля зрения искусствоведов. Впрочем, послушаем людей посвященных. Вот что, например, писал Леон Верт в своей статье в газете «Ар» от 5 декабря 1947 года: «В молодости Моне и Ренуар в одно и то же время писали одни и те же сюжеты: листву, воду, уток… Сорок лет спустя одна из этих картин оказалась в галерее Дюран-Рюэля. Встал вопрос об авторстве. Моне или Ренуар? Обратились к самим художникам, но ни тот ни другой так и не смогли вспомнить, что писали именно эту картину. Этот факт известен мне со слов самого Моне».

После смерти Клода Моне в Живерни в его мастерской осталось несколько холстов. Завещания художник не оставил. По закону, следовательно, единственным его наследником мог считаться Мишель. В 1926 году сыну Клода и Камиллы исполнилось 48 лет. Никакой профессии он так и не получил и жил, посвящая все свое время увлечениям – сафари и автомобилям.

14 июля 1931 года в возрасте пятидесяти трех лет он женился на прелестной женщине по имени Габриэль Бонавантюр – бывшей манекенщице, двенадцатью годами моложе его.

После свадьбы Мишель уехал из Живерни в маленькую деревушку Сорель-Муссель, что на побережье Эры, между Дре и Ане. Здесь он построил себе очень милый дом, который украшал охотничьими трофеями, привезенными из Африки.

Бланш по-прежнему жила в Живерни. Наследник поручил ей заботу о розовом доме и картинах. Для безбедной жизни им всего-то и требовалось, что время от времени продавать одно из полотен.

Бланш посвятила себя двум занятиям – живописи и саду. Сегодня ее картины продаются на вес золота. Кроме того, она, как рассказывает Жан Пьер Ошеде, очень хотела, чтобы «ирисы, японские пионы и нимфеи нисколько не сомневались: время забвения еще не пришло и они могут цвести в свое удовольствие. Голубой Ангел превратился в ангела-хранителя для всех цветов, которые так любил Моне»[254].

Наступил 1940 год. Грохот пушек, вой немецких пикирующих бомбардировщиков, оккупация… Бланш пришлось покинуть Живерни. Вместе с Лили, Роже Тульгуа и их сыном Жан Мари она укрылась в Эксан-Провансе. Но ненадолго. Как только прекратились военные действия, она вернулась в деревню. Снова распахнула зеленые ставни. И не сдержала вздоха облегчения. Разрушения оказались минимальными.

Оставалось пережить годы оккупации, но главное – любым путем воспрепятствовать возможной реквизиции дома.

«Через посредничество нашего зятя Альбера Салеру[255], который в те годы занимал пост мэра Живерни, она обратилась в Министерство изобразительных искусств, – рассказывает Жан Пьер Ошеде[256]. – Полученный ответ немного ее успокоил. Были предприняты необходимые меры, в частности, направлено письмо графу Меттерниху, возглавлявшему комиссию по охране произведений искусства во Франции. Тем не менее спустя некоторое время вновь возникла опасность реквизиции, на сей раз со стороны немецкой армии. Сестра снова, теперь самостоятельно, обратилась в министерство, которое добилось от немецких властей специального ордера для дома в Живерни. Согласно этому документу ни один оккупант не имел права переступать его порога. Ордер висел на калитке, выходившей на улицу, и, надо сказать, никто никогда не пытался его нарушить».

Тем не менее в 1944 году однажды вечером возле решетки сада остановились двое немецких офицеров. Нет-нет, они не несли с собой никаких угроз. Просто попросили разрешения осмотреть «дом великого художника». Бланш разрешила. Как выяснилось, офицеры приехали из Ларош-Гюийона, местечка, расположенного в нескольких километрах от Живерни, выше по течению реки, в котором фельдмаршал Роммель устроил свой командный пункт. Одного из них звали Фридрих Руге, он был адмирал, второго – Ганс Шпайдель, он был начальником штаба армии Роммеля.

Руге оставил об этом посещении воспоминания[257]: «Дом художника Моне стоит посреди восхитительного сада, утопающего в цветах. Следит за ними пожилая дама, падчерица живописца. Картины с изображением ирисов и нимфей производят очень сильное впечатление…»

Итак, розовый дом избежал участи быть ограбленным. Зная о методах некоторых высокопоставленных офицеров рейха, мечтавших задешево собрать собственные богатые коллекции, это можно считать редкой удачей. В доказательство своих слов приведем текст заметки, появившейся в газете «Спектатер» 27 апреля 1948 года: «Британскими властями обнаружено около 50 художественных полотен, украденных во Франции Риббентропом. Картины нашлись в замке Юлианика и в здании Министерства иностранных дел. Среди них – картины Мане, Курбе, Моне и других мастеров. В настоящее время они переданы под попечительство французской миссии в музее Гамбурга и в ближайшее время будут возвращены законным владельцам».

Но розовый дом все же пострадал – от английских снарядов, рвавшихся над отступавшей немецкой армией.

«Но и в этом случае ущерб оказался намного меньше возможного, – отмечает Жан Пьер Ошеде[258]. – В несколько картин попали осколки, рухнула теплица, разбились стекла витражей в большой мастерской и пострадал паркетный пол. Кроме того, по всему дому обнаружились многочисленные мелкие повреждения».

Утром 8 декабря 1947 года Голубой Ангел, любимая приемная дочь, спутница последних лет жизни мастера, не проснулась. Она находилась тогда в Ницце, и ее тело перенесли в семейную усыпальницу в Живерни, где Моне поджидал ее вот уже 20 лет…

Заботу о поддержании порядка в доме «папы Моне» пришлось взять на себя Жан Пьеру Ошеде, который к этому времени превратился в сухонького семидесятилетнего старичка. Тогда он смог наконец заняться своими мемуарами, которые вышли в двух томах в женевском издательстве «Пьер Кайе» за несколько месяцев до его смерти. Автор назвал их «Незнакомый Клод Моне». Жан Пьер Ошеде – вероятно, приходившийся Клоду родным сыном, на что сам он довольно прозрачно намекал, – скончался в Живерни, в своем «Синем доме», 27 мая 1961 года. Если читатель забыл, напомним ему, что родился он в 1877 году, в поезде, на всех парах мчавшемся к Биаррицу.

 

Жермена, супруга Альбера Салеру, оставалась последней из детей Алисы и Эрнеста Ошеде. Она родилась в замке Монжерон в 1873 году, а умерла 25 ноября 1968 года в Живерни, на небольшой вилле «Зяблики», расположенной на улице Клода Моне. Ее дочь Симона, родившаяся в 1903 году, вышла замуж за г-на Пиге и произвела на свет 12 детей, один из которых, Филипп, написал замечательную книгу о Моне – отчиме своей бабушки.

 

За два года до смерти Жермены ушел из жизни и Мишель Моне.

Когда-то Клемансо говорил о нем:

– С этими машинами он свернет себе шею!

Пророчество Клемансо сбылось.

В четверг 3 февраля 1966 года, возвращаясь из Живерни на своем роскошном автомобиле, Мишель врезался в грузовик. Спешил он в Сорель-Муссель, а в Живерни приезжал, чтобы поговорить с садовником Бленом и его женой, исполнявшей в имении обязанности сторожихи. Этим славным людям он полностью доверял. Заглянул он и на кладбище при церкви Святой Радегонды, постоял перед могилой отца, в которой теперь покоился и прах его любимой Габриэль, умершей двумя годами раньше. И вот он ехал по мосту в Верноне, по левой стороне… Впрочем, приведем лучше сообщение газеты «Демократ вернонне»[259]: «В нынешний четверг, в 15 часов 45 минут, автомобиль, сделанный „по особому заказу“ и принадлежащий Мишелю Моне, восьмидесятивосьмилетнему господину, не имеющему определенной профессии, съезжал с восточного конца моста Клемансо, намереваясь повернуть на бульвар Маршала Лек-лерка, в направлении к Руану, когда на него налетел грузовик, за рулем которого сидел Реймон Бруа, двадцатисемилетний житель Марей-Марли, работающий в фирме Лежандра, в Сартрувиле, двигавшийся по шоссе из Парижа в Руан.

После столкновения грузовик остановился у левого тротуара, тогда как машина г-на Моне продолжала движение. Она задела стоявшую на стоянке другую машину, после чего врезалась в парапет, ограждающий берег Сены.

Г-н Моне был извлечен из автомобиля в бессознательном состоянии бригадой пожарных и доставлен в больницу, где скончался в тот же вечер».

– Мы сделали все от нас зависящее, – рассказала Жизель Руа-Берри, работавшая в те годы анестезиологом в вер-нонской больнице. Но его грудная клетка была полностью раздавлена… Он даже не пришел в сознание…

Мишель встретил смерть в двух шагах от великолепного дома Пантиевра – того самого, который его отец, мечтавший уехать из Пуасси, хотел в 1883 году снять для семьи[260]. Похоронен Мишель Моне в семейной усыпальнице.

За год до кончины он передал в дар отделению социальной работы в Живерни пять миллионов франков (старых). В мае 1964 года он подарил музею Вернона картину «Закат солнца на скалах в Пурвиле». В этом же музее с 1925 года хранятся небольшой медальон, подаренный ему отцом, а также несколько картин с изображением нимфей. Так что туристам имеет прямой смысл сделать небольшой крюк и заехать в Вернон!

Мишель Моне умер, не оставив наследников. 4 марта 1964 года в Сорель-Мусселе он написал завещание, в котором говорится: «Законным распорядителем всей моей собственности назначаю парижский музей Мармоттана».

На самом деле музеем Мармоттана называют Академию изящных искусств[261]. Воображаем, какая суматоха началась вокруг Живерни, когда после смерти Мишеля был вскрыт пакет с его завещанием! Члены академии, судебные исполнители, нотариусы, жандармы, друзья, друзья друзей… Все хотели попасть сюда, все хотели увидеть происходящее в доме своими глазами! Набежала целая толпа! И никто из прибывших не обманулся в своих ожиданиях. Действительно, их ждало немало открытий. Около 120 картин! Из них 80 принадлежало кисти самого Моне, включая неоконченные, но не менее ценные. Остальные 40 составляли личную коллекцию старого мастера: Ренуар, Берта Моризо, Буден, Йонкинд, Синьяк, Кайбот, Сислей, Мане… Наследство оценили в 70 миллионов франков[262]. Нетрудно предположить, что на аукционах эта цифра выросла во много раз.

Академия срочно сделала ремонт в музее Мармоттана и подготовила залы для экспозиции коллекции из Живерни. Выставка прошла под названием «Моне и его друзья». Разумеется, вступая во владение наследством, академия тем самым брала на себя обязательство содержать розовый дом и окружающий его сад.

Вот тут-то и начались осложнения.

Весной 1973 года, с превеликим трудом раздобыв у хранителя музея Мармоттана Жака Карлю и постоянного секретаря Академии изящных искусств Эмманюэля Бондевиля разрешение на посещение розового дома, автор этой книги в указанный день и час стоял перед зеленой садовой решеткой.

Сторож и садовник Эжен Блен смерил меня взглядом инквизитора. Рядом с ним стояла огромных размеров собака – помесь немецкой и бельгийской овчарок, всем своим видом дававшая понять, что шутить она не намерена. Впоследствии я узнал, что эта псина, которую звали Ванда, совсем не такая злобная, как казалось. Пока же я протянул сквозь прутья решетки свой пропуск.

– Ну ладно уж, заходите…

Но в голосе и глазах сторожа я заметил не только подозрительность. Гораздо больше меня смутил мелькнувший в них… страх?

– Эй, вы! Только никаких фотографий!

– Мне очень жаль, месье, но в письмах, подписанных господами Карлю и Бондевилем, – вот они, у меня в кармане, – ни слова не говорится о том, что мне запрещено производить в помещении фотосъемку…

– Ну ладно…

Обходя комнаты – не скажу, что легким шагом, ибо по пятам за мной следовала Ванда, ежеминутно напоминая, что я здесь нежеланный гость, – я понял, почему визит в дом Моне был связан с такими сложностями.

Какое запустение! Какое уныние! Сад? В полном упадке. Я вспомнил, что у Моне работали семь садовников! Ясное дело, бедняга Эжен Блен и его немолодая жена Маргарита делали что могли, но они же были не чудотворцы!

– Что вы хотите, уважаемый, у меня же не десять рук…

Мастерская заставила меня содрогнуться. В углах какие-то пустые рамы, похожие на скелеты, какие-то драные, грязные холсты, словно скомканные саваны… На полу вода – недавно прошел дождь. Большой диван весь в пятнах, засыпанный каким-то мусором, чуть ли не птичьим пометом… Бедный Моне!

Теперь-то я понял, почему хранитель музея Мармоттана написал мне в своем письме: «Должен ли я добавить к сказанному, что Мишель Моне не оставил никаких распоряжений относительно поддержания порядка в доме и содержания музея? Это простая констатация факта, ибо упрекать его в этом было бы слишком большой бестактностью. Равно как и высказывать критические замечания в адрес Академии изящных искусств, так и не сумевшей разрешить все проблемы, связанные с этим замечательным наследством».

А потом случилось чудо!

И совершил его «бог из машины» по имени Джеральд Ван дер Кемп.

Этот человек уже спас Версаль. Теперь он решил, что пришла пора спасать Живерни. В 1977 году он получил назначение на должность хранителя дома-музея Моне и немедленно принялся за дело. Как и при реставрации жилища короля-солнце, прежде всего требовалось найти «нервы войны» – деньги.

– У нас очень мало франков, – сообщили ему в академии.

– Это не имеет значения, – ответила супруга Джеральда – Флоранс Ван дер Кемп. – Мы найдем доллары!

Американка по происхождению, именно она сумела найти за океаном финансовые источники, позволившие спасти Версаль. Почему бы не повторить этот опыт и в отношении Живерни? Всего-то и надо, что убедить вашингтонских политиков, что суммы, перечисленные на восстановление цитадели импрессионизма во Франции, в деревушке на берегу Эпты, от лица благодетельных янки, будут автоматически вычитаться из налогооблагаемого дохода.

 

Как-то раз, в 1978 году, Джеральд Ван дер Кемп остановился, пораженный, перед входом в нью-йоркский Метрополитен-музей. Сколько же здесь цветов! Повсюду цветы! Море цветов! Он навел справки. Оказалось, что дважды в неделю некая дама, поклонница не только живописи, но и цветов, фрахтует специальный самолет, который и доставляет ей из Голландии свежесрезанные букеты. Фантастика!

Ван дер Кемп узнал, что даму зовут миссис Эйчизон Уоллис. Он встретился с ней. Она показала ему три хранящиеся у нее работы Моне.

– Она знала о Живерни! – улыбаясь, рассказывал Джеральд Ван дер Кемп. – А я могу назвать вам немало французов, которые путают Живерни с Шеверни!

Прошло несколько дней, и миссис Уоллис, совершенно очарованная замыслами хранителя, велела своему адвокату выписать чек на миллион долларов. Деньги предназначались для спасения дома того самого человека, который привлек во Францию, на берега Сены, множество американских художников.

Между тем чудеса продолжались. Бывший посол США в Лондоне Уолтер X. Анненберг узнал, что между садом и прудом проходит скоростное шоссе, и предложил 200 тысяч долларов на сооружение подземного туннеля. Фантастика!

В подобных обстоятельствах генеральному совету департамента Эры, хочешь не хочешь, пришлось сделать широкий жест. И он его сделал. Оплатил наем на работу трех садовников.

Семейство Давид-Вейль, также с французской стороны, предложило за свой счет отреставрировать мебель, сильно пострадавшую от сырости и жучка-древоточца.

Занялись садом. Жан Мари Тульгуа, сын Лили и правнук Алисы и Эрнеста, провел поистине научные изыскания (дополненные воспоминаниями) и восстановил весь перечень цветов, которые любил Моне. Удалось даже определить, где какие виды росли раньше.

– Приведенное в должный порядок, – не скрывая счастья, говорил Джеральд Ван дер Кемп, – имение в Живерни представляет собой уникальное место. Если в Овер-на-Уазе, где жил Ван Гог, изменилось буквально все, то здесь, на берегах Эпты, сохраняется та же атмосфера подлинности, какая царит, например, в доме Рубенса в Бельгии, в доме Франца Хальса в Голландии или в доме Дюрера в Германии.

Теперь уже не приходится удивляться, что дом-музей в Живерни – наряду с Мон-Сен-Мишелем – планируется внести в список «главных достопримечательностей Франции».

 

Оба сына Клода и Камиллы – и Жан, и Мишель – умерли, не оставив наследников. Не обзавелся детьми и Жан Пьер Ошеде – вероятный отпрыск художника.

Но это не значит, что носителей крови Моне на свете не осталось. У брата Моне Леона, умершего в Маромме в 1917 году, была дочь Луиза. В свое время она вышла замуж за доктора Лефебра, и их потомки имеют сегодня полное моральное право считать творчество своего великого двоюродного деда семейной собственностью. И они горячо и искренне радовались воскрешению сада в Живерни.

 

Наш рассказ был бы неполным, если бы мы не упомянули еще об одном воскрешении – воскрешении Жана Моне! Признаемся, что это очень странная история, но мы ее все же приводим.

2 декабря 1980 года в комиссариат полиции Нанта пришел сильно взволнованный человек – владелец книжного магазина с площади Биржи.

– Господин Жан пропал!

– Какой еще Жан?

– Жан Моне, внук художника! Я ему передал сорок пять тысяч франков, он обещал поместить их в банк, и вот… Его нигде нет! Господин комиссар, это похищение! На него напали! Такой прекрасный человек! Талантливый! Не хуже деда!

– Похищение? А может, он просто сбежал? Или покончил с собой?

– Да нет же, господин комиссар, не мог он покончить с собой! Если бы вы знали, как ему нравилось жить у нас!

И книготорговец поведал всю историю с самого начала. Жан Моне прибыл в Нант в ноябре 1976 года. С густой белой бородой и улыбкой, чуть насмешливой, он выглядел очень симпатичным.

– Мы сразу приняли его в семью. А дети и вовсе признали в нем дедушку! Образ жизни он вел очень спокойный. Писал картины, ходил на рыбалку, иногда помогал мне в магазине. Мы ему полностью доверяли. Да вот вам доказательство – у него были ключи от дома! Он часто заполнял чеки и относил их в банк. И суммы бывали немаленькие – больше, чем в этот раз, когда он пропал. Я просто не знаю, что и думать! Жан Моне много рассказывал нам о своем деде, правда, своего прошлого почти не касался. Мы только знали, что до приезда в Нант он жил в Германии. А больше мне и вспомнить о нем нечего. Да меня это и не интересовало. Ах да, он говорил, что у него хранится 26 картин покойного деда – в надежном месте, в сейфе, в Париже. Нет-нет, он никогда их мне не показывал. Он даже был членом жюри «Биеннале Рикар», ну, знаете, это конкурс художников-любителей… Он утверждал, что родился в Париже, на улице Лепик, 31 декабря 1895 или 1 января 1896 года. Он собирался купить ресторан «Сирена» здесь, в Нанте, на улице Бон-Секур, и мечтал, что полностью его переоборудует в духе этих заведений на Монмартре… Как раз на сегодня у него назначена встреча с нотариусом… Ну да, на 2 декабря…

Что ж, судя по всему, под прекрасной белой бородой «а-ля Моне» скрывался обычный мошенник.

Тем не менее удивления достойно то, что на протяжении целых четырех лет ему удавалось морочить голову многим жителям Нанта, и далеко не самым глупым. На фотоснимках, опубликованных после его исчезновения в газете «Пресс осеан», мы видим его в обществе заместителей мэра Нанта, которые внимательно его слушают. А он улыбается чуть насмешливо…

Он рассказывал, что в юности провел 15 прекрасных лет рядом с Пикассо. Он даже утверждал, что удостоен премии Римской академии! Очевидно, достигнув в своем обмане предела, он предпочел исчезнуть, пока его не разоблачили. 5 мая 1983 года исправительный суд Нанта приговорил его – заочно, поскольку отыскать его так и не смогли! – к четырем годам тюрьмы. За присвоение чужой личности и кражу крупной суммы денег.

Лжемоне арестовали 25 апреля 1986 года в Реймсе. 29 мая суд подтвердил первоначально вынесенный вердикт: четыре года заключения, из них два – в тюрьме строгого режима.

Человек, называвший себя Жаном Моне, обладал несомненным даром рисовальщика. Особенно ему удавались портреты. Ну как не вспомнить тут Клода – в те поры, когда его еще звали Оскаром? Когда любители рвали друг у друга из рук его карикатуры, продававшиеся в лавке гаврского торговца писчебумажным товаром, а сам он мечтал об одном – уехать в Париж?

– Я не дам тебе ни гроша! – сказал ему отец.

– Ну и не надо!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Графологический анализ почерка Моне

 

– Что за удивительный почерк! – воскликнул Андре Кастело, которому я показал однажды несколько рукописных строк, оставленных мастером из Живерни.

На следующий день я уже явился пред очи Элен Бежо, давным-давно постигшей все тайны графологии.

С собой я принес несколько документов, написанных рукой Моне в разные годы его жизни, вплоть до старости, потрудившись предварительно тщательно прикрыть адрес (Живерни, близ Вернона, Эра) и подпись. Кроме того, содержание писем не давало ни малейшего намека на личность их автора, которая оставалась для графолога полной загадкой. Правда, я сообщил, что речь идет о человеке, жившем в XIX–XX веках.

Прошло еще несколько дней, и Элен Бежо принесла мне результат проведенного ею исследования. Ознакомившись с текстом ее отчета, я едва не потерял дар речи. И потому не могу отказать себе в удовольствии привести его здесь полностью. Итак:

«Страстность и склонность к размышлению, обостренная чувствительность, высокая эмоциональность, тонкая одухотворенность и любовь к природе неопровержимо свидетельствуют, что перед нами личность исключительная, самые противоречия которой служат к ее внутреннему обогащению».

И это только введение! Но вот и продолжение:

«Автор рукописей наделен всепобеждающей жизненной силой и чрезвычайно мощной волей, что помогает ему обуздывать собственный взрывной темперамент и ранимый характер. Потребность активных действий служит ему гарантом равновесия, самоутверждения и независимости, которую он ценит весьма высоко. Обладая мужеством, энергией и упорством в достижении поставленных целей, он готов во всем идти до конца, вести постоянный поиск новых возможностей и путей, позволяющих ему вырваться из-под влияния традиций, прошлого, собственного детства…

Порыв к свободе и стремление к нонконформизму могут стать основой гуманистического мировоззрения и источником творческой оригинальности, составив смысл жизни этого человека. Горячий темперамент побуждает его со страстью отдаваться замыслам, диктуемым его способностями. Он вполне способен на отважные поступки. Стоящая впереди цель и средства, необходимые для ее достижения, будут постоянно напоминать ему о себе.

Качествами, способствующими укреплению динамизма и готовности к преодолению трудностей, являются его выраженное самолюбие и стремление к личному успеху.

Это свободолюбивый человек. Он любит простор и дикую природу. Он хочет, чтобы его жизнь протекала в мире, не ограниченном мертвящими рамками условностей.

Интеллект его носит прагматический характер, он нацелен в будущее. Его отличают широта взглядов, оригинальный склад гибкого ума, склонного к синтетическому мышлению и открытого любому новому знанию. Он наделен богатым и плодотворным воображением – признаком творческой одаренности, умеющей подняться выше простого восприятия.

Тонкое чутье, свидетельствующее о внутренней глубине, позволяет ему особенно остро и эмоционально воспринимать зрительные ощущения. Вместе с тем он обладает способностью к передаче своих ощущений в поэтической или изобразительной форме, преломляя их сквозь призму собственного воображения. Он должен испытывать потребность близкого общения с природой и чувствовать ее глубокую гармонию.

Это эпикуреец, одержимый любовью к прекрасному. Ему свойственно стремление к абсолюту, к подлинности, способствующее формированию ярко выраженного чувства справедливости и идеала добра, которое в его сознании неотделимо от идеала красоты.

Под внешней маской „немного рассеянного жизнелюба“ скрывается человек, способный на глубокое чувство. Он прячет от окружающих свое мягкосердечие, словно бы загоняет его внутрь – из стыдливости, гордыни или осторожности.

Обладая цельным характером, он отдается собственным переживаниям – любви, стремлению нравиться или презрению – с ясно сознаваемым чувством превосходства над окружающими.

Он нетерпелив, легко загорается и способен столкнуть со своего пути людей менее решительных. Его нельзя назвать легким в общении человеком.

К старости его отношения с другими людьми становятся более неровными. Ему лучше удается контролировать свои порывы, но любопытство к окружающим ослабевает, а потребность в уединении возрастает. Воинственная энергия, служившая выходом его внутренней тревожности, с возрастом теряет накал, и он проявляет все больше склонности к вдумчивому размышлению. В нем усиливается склонность к удержанию своих эмоций в себе. Все его силы уходят на созидательное творчество, по-прежнему имеющее для него первостепенное значение. Он до последнего дня будет вести борьбу за свой идеал, постоянно сомневаясь в возможности его достичь».

 

Ну разве не удивительно?

«Красота – всего лишь обещание счастья», – добавила к своему комментарию исследовательница почерка Моне.

 

Авторская благодарность, источники и библиография

 

На самом деле автор вот уже два десятка лет «живет» с Клодом Моне. В начале 1970-х годов, когда я готовил несколько статей для небольшой газеты, выходившей в Нормандии, меня осенила одна мысль. И я сделал своему редактору предложение:

– Хотите, я напишу пару материалов о доме в Живерни?

– Отличная идея! Даю вам зеленый свет!

Но почему Живерни? Да просто потому, что моя «Жирондистка» – так я называю свой домишко, в котором живу и работаю, – расположена почти точно напротив большого розового дома с зелеными ставнями, только мой дом – на левом берегу Сены, а тот – на правом.

И иногда по вечерам – это чистая правда, можете мне верить! – когда ветер дует с востока, из сада Моне летят ароматы, добираясь до моего письменного стола!

И вот я приготовил блокнот, зарядил диктофон новыми батарейками и с легким сердцем отправился на охоту за свидетельствами очевидцев. Дело в том, что я любил Моне и дружил с семьей Жан Мари Тульгуа – сына Лили Батлер и правнука Алисы и Эрнеста. Благодаря ему и его жене Клер Жуа – особе столь же очаровательной, сколь и эрудированной, – я и смог потихоньку начать «поднимать» эту «целину». Внук Жермены Ошеде Филипп Пиге проявил большую любезность, раскрыв передо мной альбомы семейных фотографий и снабдив каждую из них собственным комментарием. Я горячо благодарен этим людям.

Потом я разыскал портних, прачек, садовников, кухарок, гладильщиц – тех из них, кто еще оставался в живых, разумеется, ибо, к несчастью, большинство этих людей успели уйти из жизни. Они не скупились на рассказы о «господине Моне», которого хорошо знали. Все их имена приведены в книге – я многим им обязан.

Я провел много времени в беседах с мэтром Раулем Тексье – нотариусом, возглавившим ту самую контору (а значит, и ее архив!), в которой Моне подписал акт дарения своих картин музею «Оранжери». Он даже позволил мне снять в его офисе небольшой документальный фильм для канала FR3, который получил название «Два друга». Под друзьями я подразумевал Моне и Клемансо. В этой короткометражке, отснятой по моему сценарию Франсуа Жиром, в одном из кадров появляется мэтр Тексье, позирующий на фоне рисунка углем, на котором он – тогда еще мальчик – изображен стоящим рядом с Клемансо. Сам рисунок в увеличенном масштабе был сделан с фотографии 1919 года, снятой в Вандее, на песчаном пляже близ Транш-сюр-Мер. Так что по всему выходит, что конторе мэтра Тексье самой судьбой было предназначено существовать под покровительством Отца Победы!

Я признателен своему другу Мишелю Ронсерелю, предоставившему в мое распоряжение ряд документов, сохранившихся у его отца – бывшего банкира вернонского отделения «Сосьете женераль».

Я также говорю спасибо:

скульптору из Живерни Даниелю Гупилю, в самом начале моих поисков снабдившему меня пространным библиографическим перечнем;

Роберу Тюффье, возглавляющему в Анделисе превосходную картинную галерею и являющемуся специалистом по творчеству Бланш Ошеде;

Анник, которая читала, перечитывала и, наверное, еще не раз будет перечитывать мои тексты и которая стоически терпела мои долгие бессонные ночи (белые, а не черные, ведь черное – это не цвет!), проведенные с тихой Камиллой, Алисой, Бланш, Сюзанной и многими другими персонами;

моему отцу, Орелии, Ингрид и Жан Себастьену, моему другу Патрику Левиллю (секретарю Союза писателей Нормандии), выступившим в роли прилежных читателей – и корректоров – рукописи;

Эрику Ле Набуру, также сотруднику картинной галереи, оказавшему мне большую поддержку;

Андре Кастело, моему другу и деревенскому соседу, перед которым я в неоплатном долгу. Именно он сподвигнул меня – 13 лет назад! – опубликовать мою первую книгу в издательстве «Перрен», в серии «Академической библиотеки», которой он руководит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...