Формирование зубочелюстного аппарата в постнатальном периоде
Ребёнок рождается с детской ретрогенией (мандибулярная ретрогнатия), которую можно объяснить физиологической необходимостью, поскольку при этом облегчаются роды и уменьшается возможность травмы подвижной нижней челюсти, расположенной в дистальном и язычном положении относительно верхней челюсти в среднем на 5—6 мм (цв. вкл., рис. II; рис. 2). Между альвеолярными отростками имеется вертикальная щель шириной 2,5—2,7 мм. Её отсутствие обусловливает развитие глубокого прикуса. Функциональная нагрузка нижней челюсти во время акта сосания способствует её быстрому росту в длину. До 6—8 мес жизни в период прорезывания временных резцов соотношение челюстей нормализуется (рис. 3), поэтому дистальное соотношение челюстей у детей грудного возраста рассматривается как физиологическая закономерность. Большую роль в этот период играют характер и способ вскармливания. Каждое кормление ребёнка (6 раз в сутки по 30 мин) способствует тренировке нижней челюсти, жевательных, мимических мышц и мышц языка. Зоны роста костей обусловлены генетически и подвергаются влиянию окружающей среды. Поэтому неправильное, особенно искусственное, вскармливание, при котором ребёнок быстро и в большом количестве получает молоко, не способствует необходимой функциональной нагрузке, а в раде случаев ребёнок вынужден даже смещать нижнюю челюсть назад, чтобы проглотить пищу при запрокинутой голове. Всё это задерживает нормальный рост нижней челюсти, поэтому в дальнейшем физиологическая ретрогения может стать патологической, в результате чего формируется дистальный прикус. На 1-м году жизни ребёнка рост нижней челюсти в ширину в области симфиза заканчивается в связи с его окостенением. Рост верхней челюсти в ширину осуществляется на 1-м году жизни за счёт швов. На протяжении периода развития, т. е. первых двух лет жизни, рост швов резко замедляется. Отмечается расхождение половины нёба в результате сильного роста нёбных пластинок по срединному шву, что способствует увеличению альвеолярной дуги. Челюсти грудного ребёнка состоят преимущественно из альвеолярных отростков. Перед прорезыванием зачатки зубов перемещаются в альвеолярных отростках челюстей, которые продолжают свой рост (цв. вкл.. рис. III). При этом происходит резорбция костной ткани перед зачатком, а затем — аппозиция.
С язычной стороны альвеолярного отростка наслаивается новая костная ткань, а также значительно увеличивается костная стенка альвеолы с дистальной стороны каждого бокового зуба и язычной поверхности передних зубов. Со щёчной и окклюзионной сторон зачатков прироста новой костной ткани не отмечается. Это свидетельствует о том, что зубы перемещаются в направлении к окклюзионной плоскости, и высота окклюзии медленно поднимается. Кроме этого, зубы двигаются вперёд (J. Brash, 1926, 1927). Усиление роста челюстей в переднем и заднем направлениях с одновременным дистальным ростом зубных пластинок происходит перед закладыванием постоянных зубов (рис. 4). Полость рта детей грудного возраста и все элементы его жевательного аппарата полностью приспособлены для акта сознания.
Рис. 4 Рост челюстей в переднем и заднем направлении: а, б – направление роста верхней челюсти; в – направление роста нижней челюсти.
К элементам жевательного аппарата относятся: · поперечно исчерченные губы (хоботовидные валики Пфаундлера—Люшке) с хорошо выраженной круговой мышцей рта; · эластичная дёсневая мембрана (складка Робена—Мажито) в виде дубликатуры слизистой оболочки со значительным содержанием эластичных волокон;
· четыре-пять пар поперечных нёбных складок, благодаря которым создаётся шершавость в переднем отделе твёрдого нёба, что способствует удержанию соска; · относительно большой язык; · жировая прослойка щёк и жировые комочки Биша, обеспечивающие отрицательное давление в полости рта во время сосания; · высокое расположение входа в гортань (над уровнем нижнезаднего края нёбной занавески) и соединение её лишь с полостью носа позволяют ребёнку одновременно дышать, сосать и глотать; · отсутствие суставного бугорка и окципитальный наклон недоразвитой ветви нижней челюсти; · дистальное расположение нижней челюсти, физиологическая ретрогения; · широкая плоская суставная ямка; · несформированный внутрисуставный диск и суставная ямка создают благоприятные условия для беспрепятственного перемещения нижней челюсти в сагиттальной плоскости во время сосания. У ребёнка грудного возраста альвеолярный отросток нижней челюсти формируется одновременно с фолликулами временных зубов и становится выше и шире тела челюстей. Его высота, по данным Н. В. Алтухова (1913), соответствует 8,5 мм, а высота тела челюсти — 3—4 мм. В. П. Воробьёв и Г. В. Ясвоин (1936) определили, что у детей грудного возраста общая высота челюсти составляет в среднем 14 мм с учётом высоты альвеолярного отростка, равной 11,5 мм, а размер альвеолярного отростка нижней челюсти определяется величиной и количеством включённых в него зубных фолликулов: по верхнему краю располагается десять зачатков зубов, в которых размещаются фолликулы временных зубов. Данные Т. В. Шаровой (1970), полученные при морфологических исследованиях структуры альвеолярного отростка плода, свидетельствуют о том, что преимущество его размера над размером тела челюсти наблюдается уже в период внутриутробного развития. Так, в возрасте 18—20 нед, когда вокруг зачатка зуба формируется зубной мешочек, наблюдается изменение объёма окружающих его мезенхимальных тканей. Результаты проведённых антропометрических исследований нижней челюсти на 80 плодах в возрасте от 16 нед до момента рождения совпадают с данными медицинской литературы. Вместе с тем установлено, что соотношение размеров тела челюсти и альвеолярного отростка нестабильно (табл. 2). В период внутриутробного развития оно составляет 1: 2 или 1: 2,2. После рождения ребёнка по мере подготовки к прорезыванию зубов это соотношение изменяется за счёт увеличения размеров тела челюсти и к моменту завершения формирования временного прикуса составляет 1:1.
Таблица 2. Сравнительные особенности строения челюстей (Н. В. Алтухов, 1913; В. И. Тонков, 1956)
По топографическому расположению обе челюсти представляют собой часть лицевого отдела черепа и жевательного аппарата, принимают участие в приёме пищи, формировании пищевого кома, звукообразовании и выполнении функции внешнего дыхания. Обе челюсти подобны по своему строению и каждая из них, в зависимости от возраста, состоит из двух дуг (базальной и альвеолярной) у детей грудного возраста и трёх дуг (базальной, альвеолярной и зубной) — у детей старшего возраста. Они имеют одинаковое количество альвеол и зубов. Особенностью челюстных костей, отличающих их от других костей скелета человека, является наличие временных, а затем постоянных зубов, которые определяют строение, форму и функцию этих костей. Перестройка и рост челюстных костей имеют разную активность на разных участках, что связано с дифференцированием зачатков временных и постоянных зубов. Нижняя челюсть, будучи единственным подвижным элементом лицевого отдела черепа, в лактационный период получает функциональное раздражение со стороны губной части круговой мышцы рта. Шести- или семиразовое кормление грудных детей, во время которого нижняя челюсть делает многочисленные движения в переднезаднем направлении, способствует тренировке этой группы мышц и стимулирует продольный рост нижней челюсти. Вследствие этого в лактационный период соотношение челюстей изменяется от ретрогении до нормального. При этом нижняя челюсть за равный промежуток времени увеличивается больше, чем верхняя, что можно объяснить деятельностью жевательных мышц, особенно губной части круговой мышцы рта (С. И. Криштаб, 1975). В связи с этим возрастает роль естественного вскармливания в процессе роста и развития лицевого отдела черепа, ликвидации ретрогении и обеспечения ортогнатического соотношения челюстей к концу первого года жизни. Представляют интерес исследования И. И. Чайковской (1947), которая, изучая возрастные особенности нижней челюсти, установила, что её форма изменяется уже в период внутриутробного развития. Так, у плода 20—24 нед развития нижняя челюсть имеет треугольную форму, однако в первое полугодие после рождения она приобретает форму дуги, а до 4 лет — параболы. Рост челюстей имеет характерные, функционально обусловленные особенности и осуществляется в трёх направлениях: длину, ширину и высоту. В медицинской литературе имеются противоречивые данные по поводу периодов интенсивного роста нижней челюсти. Ф. И. Вальтер (1959) считает, что нижняя челюсть наиболее активно растёт в длину в период от рождения до 4 лет и от 7 до 9 лет, с 9 лет интенсивность её роста снижается. С. И. Криштаб (1975), основываясь на большом клиническом и экспериментальном материале, доказал, что в челюсти верхнечелюстная пазуха становится глубже и шире. Её развитию способствует прорезывание всех временных зубов и постоянного моляра. В лактационный период рост верхней челюсти в длину происходит более интенсивно, чем в ширину. У ребёнка грудного возраста её длина достигает 25 мм, ширина — 32 мм, у ребёнка в возрасте 1 года — 41 и 38 мм соответственно. Интенсивный рост верхней челюсти в длину обеспечивает изменение её формы: из широкой и короткой — в узкую и длинную. В период постоянного прикуса более интенсивно растут дистальные отделы обеих челюстей.
Челюсти ребёнка грудного возраста нельзя рассматривать как "беззубые", так как в толще каждой из них находятся зачатки зубов. В этот фолликулярный, или внутричелюстной, период развития зачатков зубов нередко создаётся впечатление полного отсутствия зубов. Высота прикуса обеспечивается только дёсневыми валиками, поэтому наблюдается диспропорция между средним и нижним отделами лица. Однако этот период не менее важен, чем предыдущий, поскольку в это время происходят сложные процессы подготовки фолликулов временных зубов, находящихся в челюстях, к новому этапу жизнедеятельности — прорезыванию и функционированию. Нормальное развитие жевательного аппарата в период новорождённости может быть также нарушено под влиянием упомянутых выше неблагоприятных факторов, которые могут воздействовать как в период внутриутробного развития, так и после него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|