Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия




Наибольший вклад в обеспечение международной безопасности вносит реализация принципа разоружения, нашедшего отражение в Уставе ООН. К настоящему времени заключено значительное число многосторонних и двусторонних договоров в области разоружения.

Стержневым элементом современной системы международной безопасности является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО). Договор предусматривает право обладать ядерным оружием только за пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН: России, США, Великобритании, Франции и Китая. Они обязались не передавать это оружие неядерным государствам каким бы то ни было образом, а последние в свою очередь отказались от любых способов его приобретения. Важность Договора очевидна: чем меньше государств обладает ядерным оружием, тем меньше угроза его применения. Функции международного контроля в отношении соблюдения ДНЯО возложены на МАГАТЭ.

В 2010 г. состоялась очередная обзорная конференция по рассмотрению действия Договора. Конференция подтвердила единство трех фундаментальных составляющих Договора: нераспространение, мирное использование атомной энергии и разоружение. Отдельно была отмечена новая область сотрудничества: противодействие ядерному терроризму и предотвращение незаконного оборота ядерных материалов. Государствам также удалось договориться о проведении в 2012 г. конференции под эгидой ООН по вопросу создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.

Критике подвергается позиция ядерных государств, три из которых (Великобритания, Франция и Китай) не приступили к выполнению требования ДНЯО о ядерном разоружении. Следует отметить, что существует ряд участников ДНЯО, которые ранее вполне могли сделать выбор в пользу создания ядерного оружия, но тогда не пошли на это. Теперь же они весьма озабочены, что «вознаграждение» за отказ от ядерного оружия предлагается для стран, которые в свое время приняли совершенно иное решение. Подстегивающим фактором является все разрастающийся силовой вектор в политике США и НАТО.

Безусловно, внушает беспокойство тенденция, когда неядерное государство реализует гарантируемое ДНЯО право на осуществление мирной атомной программы, а затем «вдруг» заявляет о создании ядерного оружия и своем выходе из Договора, как это мы наблюдали в случае с КНДР.

Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), созданный в апреле 1987 г., является неформальным и добровольным объединением государств, стремящихся с помощью скоординированных мер по контролю над экспортом остановить распространение баллистических ракет и других средств доставки оружия массового уничтожения. Основателями режима являются Канада, Франция, Германия, Великобритания, Италия, Япония и США. На сегодня в РКРТ входят 34 государства, включая Россию.

Цель РКРТ — ограничить распространение ракет, беспилотных летательных аппаратов и связанных с ними технологий, предназначенных для создания систем, способных доставлять полезный груз весом 500 кг на расстояние не менее 300 км, а также систем, предназначенных для доставки к цели оружия массового уничтожения.

Государства-участники осуществляют сотрудничество путем обмена информацией о национальных мерах экспортного контроля в контексте РКРТ. В рамках РКРТ разработаны Руководящие принципы передач ракет и ракетных технологий. Все решения в РКРТ принимаются консенсусом и подлежат обязательному утверждению пленарным заседанием, которое проводится раз в год. Между пленарными заседаниями раз в месяц проводятся встречи представителей посольств государств-участников. Место встреч — МИД Франции в Париже.

Важнейшее значение в деле реального разоружения имели отношения СССР и США, а затем российско-американские в сфере ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ). Следует подчеркнуть, что в столь чувствительной сфере, какой является безопасность государств, заключение соглашений всегда основывается на совершенно определенных материальных предпосылках. Первые договоры между СССР и США в области СНВ были заключены в 1972 г.: Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

Принципиальное значение имел Договор по ПРО. С его помощью был сделан шаг к обузданию гонки вооружений. Неразрывная связь стратегических наступательных и оборонительных вооружений известна. Постоянное соперничество между «мечом» и «щитом» необходимо было ограничить, что и было сделано путем наложения строгих лимитов на противоракетные системы. Такие ограничения позволили, в свою очередь, сделать первый шаг и в ограничении стратегических наступательных вооружений. Принято считать, что к началу 70-х гг. прошлого столетия стороны уже накопили ядерные потенциалы, обеспечивающие так называемое взаимное гарантированное уничтожение. Дальнейшая количественная гонка стратегических вооружений в значительной мере теряла смысл. Стороны стремились высвободить ресурсы для совершенствования и создания новых систем СНВ. Кроме того, считается, что в начале 1970-х гг. СССР опережал США в разработке противоракетных систем.

Договор по ПРО послужил основой для последовательных шагов в области сокращения СНВ. В 1979 г. был заключен Договор ОСВ-2; в 1991 г. Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), а затем, в 1993 г., и СНВ-2. * Договор по ПРО (1972 г.) и Протокол к нему (1974 г.) предусматривали наличие у СССР и США по одному позиционному району базирования противоракет радиусом 150 км. СССР выбрал район вокруг Москвы, США — вокруг района расположения шахтных межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Соглашения в области СНВ ограничивали количество стратегических носителей ядерного оружия и боезарядов. При этом стороны придерживались принципа «количественного паритета», т.е. примерно равного числа соответствующих компонентов СНВ.

Важным достижением явилось включение в «стратегические» договоры контрольных механизмов. Ранее наблюдение за территорией другого государства с помощью космических средств трактовалось как шпионаж. В договорах же ПРО и СНВ они стали основными контролирующими инструментами и получили название «национальные технические средства контроля (НТСК)».

В декабре 2001 г., как и требуется Договором СНВ-1, Россия и США заявили о достижении установленных ограничений. Однако получены они были различными способами. В отличие от американской стороны российская выполняет договорные обязательства в основном за счет ликвидации уникальных видов СНВ, в то время как США достигли требуемых уровней путем ликвидации устаревших ракетных комплексов Минитмен и Посейдон, а также тяжелых бомбардировщиков В-52 первых модификаций.

Администрацией США в начале 2000-х гг. было принято решение возобновить гонку вооружений. С этой целью США в 2002 г. выходят из ключевого для стратегической стабильности Договора по ПРО и запускают новую программу создания противоракетной обороны.

Помимо Договора по ПРО, жертвой политики США по демонтажу системы договоров по ядерному разоружению стали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., СНВ-2, рамочное соглашение СНВ-3, соглашение о разграничении стратегической и тактической ПРО, Договор о прекращении производства делящихся материалов в военных целях и др.

В сложившейся ситуации было крайне сложно продолжить движение по пути ядерного разоружения. России удалось заключить еще один важный договор по СНВ — Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). В новом договоре стороны отошли от принципа «количественного паритета». Термин «стратегический наступательный потенциал» появился вследствие компромисса, достигнутого во время сложных переговоров, в ходе которых США вели дело к принятию аморфного документа декларативного, а не обязывающего характера. Договор предусматривает сокращение ядерных боезарядов до уровня 2200—1700 единиц. Оценка Договора не однозначна. Специалисты в области разоружения отмечают отсутствие конкретных количественных показателей и этапности промежуточных сокращений. Но важно то, что Договор о СНП позволяет России сокращать свои стратегические ядерные силы (СЯС) до уровня минимальной достаточности, без опасений за свою безопасность.

Однако в выполнении этого договора возникли проблемы. США главное внимание уделяют сохранению и модернизации своих СНВ. Требования Договора о СНП они выполняют путем введения понятия «оперативно развернутые ядерные боезаряды», которые по американской «бухгалтерии» и должны идти в зачет. Те же боезаряды, которые предполагается хранить на арсеналах в качестве «возвратного» потенциала, под зачет не попадают. Подобные уловки являются явным обходом требований Договора.

Наиболее дестабилизирующим фактором является фактическая реанимация США так называемой стратегической оборонной инициативы 1980-х гг., предусматривавшей создание полномасштабной национальной противоракетной обороны с компонентами космического базирования. Однако теперь речь идет не только о территории США, но и союзников по НАТО, например о размещении радара ПРО в Чехии и 10 ракет-перехватчиков на территории Польши. Дальность действия американских ракет, которые кроме Польши планируется разместить в Норвегии и Великобритании, охватывает практически всю европейскую часть России, где размещена почти половина российских СНВ. Разумеется, Россия относится к подобным шагам США негативно и, по заявлению российского руководства, не даст втянуть себя в «затратную конфронтацию».

Вместо указанных дестабилизирующих шагов Россия предлагает конструктивные решения в контексте мер коллективной безопасности. В области ПРО — это создание в перспективе глобальной противоракетной обороны с равным участием многих государств. Что касается Европы, то примерно к 2020 г. можно было бы создать единую систему ПРО для всех, в том числе нейтральных, европейских государств с равным доступом к ее управлению.

8 апреля 2010 г. Россия и США подписали в Праге Договор СНВ-3 (вступил в силу 5 февраля 2011 г.), призванный заменить Договор СНВ-11991 г., срок действия которого истек 4 декабря 2009 г., и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП) от 2002 г. Суммарные количества, установленные Договором СНВ-3, по боеголовкам в три раза, а по носителям в два раза ниже уровня по Договору СНВ-1 и примерно на треть ниже уровня по ДСНП.

В преамбуле Договора СНВ-3 России удалось отразить «наличие взаимосвязи между стратегическими наступательными вооружениями и стратегическими оборонительными вооружениями», а при подписании договора было сделано одностороннее заявление, согласно которому качественное и количественное наращивание возможностей систем противоракетной обороны США будет рассматриваться Россией в качестве исключительных обстоятельств, угрожающих ее высшим интересам и позволяющих выйти из договора.

Договор СНВ-3 имеет огромное юридическое и политическое значение для России и США. Его заключение позволяет преодолеть международно-правовой вакуум, возникший по истечении срока действия Договора СНВ-1, который являлся единственным международно-правовым документом, регулировавшим проверяемое сокращение стратегических ядерных сил России и США. Другим достоинством Договора СНВ-3 является возобновление важнейшего канала постоянного стратегического диалога обеих стран в области ядерной политики, обеспечивается прозрачность намерений, что способствует укреплению стратегической стабильности.

Следует отметить, что разоруженческие переговоры с США всегда шли очень сложно. С одной стороны, это объяснялось крайне чувствительным предметом переговоров, с другой — напряженной дипломатической переговорной борьбой, в которой ни одна из сторон не хотела проиграть. Наглядным примером этого может быть разработка Договора о ракетах средней и меньшей дальности.

В 1985 г., после срыва предьщущих переговоров, СССР и США договорились о проведении комплексного обсуждения трех взаимосвязанных проблем: стратегическая оборона и космос; СНВ; ракеты средней дальности. Переговоры велись едиными делегациями, разбитыми на три тематические группы.

К этому времени СССР стал заменять развернутые в Европе ракеты средней дальности старого образца на новые (РСД-10), известные на Западе как SS-20. Эти ракетные системы были мобильными и несли по три ядерных боезаряда. Дальность действия ракет, подпадающих под ликвидацию, составляла 5000 км. В ответ США начали размещать на территории ФРГ, Англии и Италии крылатые и баллистические ракеты. Такое противостояние резко обострило обстановку на европейском континенте. К массированным группировкам обычных вооруженных сил добавились новейшие ядерные средства. Причем американские системы были наиболее дестабилизирующими, поскольку фактически представляли собой стратегические вооружения, способные наносить удары в глубь советской территории, а советские не могли достать до территории США.

В 1987 г. между СССР и США был заключен бессрочный Договор по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) о полной ликвидации двух классов баллистических ракет, а также крылатых ракет наземного базирования. Дальность действия ракет, подпадающих под ликвидацию, составляла от 500 до 5500 км. При этом тогдашнее руководство СССР пошло на беспрецедентные уступки, не только согласившись уничтожить вдвое больше ракет, но и поставив под ликвидацию новейшие оперативно-тактические ракеты ОТР-23 (Ока), имевшие меньшую установленной по Договору дальность действия.

Договор РСМД предусматривает весьма интрузивный режим контроля, основой которого являются инспекции на местах.

Планы развертывания радара и базы антиракет американской ПРО в Европе имеют выраженный провокационный характер. Одним из возможных ответов могло бы быть использование против таких баз как в Европе, так и в других местах ракет средней дальности. Иными словами, США своими действиями ставят под вопрос будущее Договора РСМД.

Существует и еще один весьма важный аспект: многие страны (Иран, Пакистан, Индия, КНР, Республика Корея и КНДР) успешно создают ракеты средней дальности и только России и США иметь такие ракеты запрещено, что является дополнительным дестабилизирующим моментом. В октябре 2007 г. с трибуны ООН Россия и США призвали все государства присоединиться к Договору РСМД, выразив озабоченность тем фактом, что все большее число стран становятся обладателями технологий ракетного производства и расширяют свои арсеналы, подрывая тем самым режим нераспространения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...