Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим территориального моря




  • Территориальное мореэто морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и ост­ровам) и внутренним водам государств и находящийся под су­веренитетом прибрежного государства.
  • В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отраже­на специфика территориального моря. В соответствии с требо­ваниями норм международного права каждое прибрежное госу­дарство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница яв­ляется государственной границей прибрежного государства на море.
  • Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса тер­риториального моря РФ относится к ведению РФ. Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» подробно регламентирует порядок и условия использова­ния этой части пространства России.
  • Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В от­дельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).
  • Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические ко­ординаты точек, через которые проходят прямые исходные линии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплава­телям» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Если берега двух государств расположены один против дру­гого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничи­тельной линии их территориального моря используется средин­ная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных ли­ний, от которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Госу­дарства с учетом различных обстоятельств (исторических, гео­графических, экономических и др.) вправе избрать и иной спо­соб разграничения. Соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориаль­ных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турци­ей об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973 г.).

  • Правовой режим. Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суве­ренитетом. Суверенитет прибрежного государства над террито­риальным морем осуществляется с соблюдением норм между­народного права.
  • Территориальное море имеет большое значение для между­народного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в пра­ве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и воен­ные) пользуются правом мирного прохода через территориаль­ное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибреж­ного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это море, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход Должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подвод­ные транспортные средства должны следовать на поверхности.

 

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится пе­речень действий, рассматриваемых как нарушение мира, добро­го порядка или безопасности прибрежного государства, и, сле­довательно, такой проход не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъ­ем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки прави­лам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого от­ношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

  • Прибрежное государство может принимать законы и прави­ла, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.
  • Прибрежное государство вправе устанавливать морские ко­ридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер­риториального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».
  • Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одно­временно проходящих через территориальное море с целью за­хода в морской порт РФ, до трех. Иное может быть предусмот­рено международным договором или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знамена­тельной даты.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода че­рез территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения наруше­ния либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Применение мер зависит от вида судна (военное или невоен­ное) и от характера нарушения.

  • Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через терр.море РФ, должны соблюдать ее законодательство и прави­ла, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасно­сти судоходства и регулирования движения судов, защиты на­вигационных средств и оборудования, защиты подв.кабелей, сохранения живых ресурсов и др.).
  • Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» пограничные органы и пограничные вой­ска в пределах территориального моря по отношению к невоен­ным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти во­ды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запрет­ный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сиг­налы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Су­да, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и достав­лены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяс­нения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с за­конами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в терр.море своей стра­ны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в терр.море РФ и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

  • Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву уголов­ная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществ­ляться на борту иностранного судна, проходящего через терри­ториальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если: а) последствия преступления распространяются на при­брежное государство; б) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) такие меры необходимы для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или пси­хотропными веществами. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» включает в этот перечень также необходимость пре­сечения других уголовных преступлений международного харак­тера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).
  • Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или на­влеченных на себя судном во время или для такого прохода.
  • Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от не­го покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, при­чиненные военным кораблем прибрежному государству, госу­дарство флага несет международную ответственность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...