Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические особенности формировании системы показателей надежности и распределении ответственности за надежность в новой структуре отрасли.




Принятая в отрасли практика оценки условий обеспечения надежности функционирования субъектов/объектов электроэнергетики поддерживается административными действиями и нормативными документами, включая:

• условия присоединению к электрической сети;

• условия присоединения к торговой системе рынка;

• условия оперативно-диспетчерского управления;

• проверку готовности субъектов электроэнергетики к ОЗП;

• оценку условий прохождения режимов высокого риска, в т.ч. зимнего максимума нагрузки и летнего периода высокой температуры окружающего воздуха;

• выполнение ремонтных кампаний;

• выполнение программ по повышению надежности после крупных аварий (Московская – 2005, Саяно-Шушенская – 2009 и др.);

• поддержание запасов топлива, резервов мощности, запасов пропускной способности, условий восстановления нормального режима после технологических нарушений;

• оценку аварийности и др.

Предложения по введению количественной оценки показателей надежности функционирования и развития ИЭС ААС, существенно расширяют принятую в России практику деятельности. Реализация такого подхода обусловлена необходимостью:

• повышения качества контроля надежности в ЕЭС в связи с увеличением числа и независимости субъектов рынка (субъектов синхронной работы ЕЭС);

• особой значимостью обеспечения надежного электроснабжения (энергоснабжения) крупных городов и мегаполисов (например, Москва, Санкт-Петербург и др.) и активно развиваемых территорий (Сочи, Владивосток и др.);

• тарифного стимулирования сетевых компаний за повышение надежности электроснабжения и качество услуг в связи с переходом на методику RAB;

• формализации отношений по вопросам надежности между субъектами электроэнергетики, а также между этими субъектами и потребителями (клиентами) их продукции (услуг) с распределением ответственности за надежность;

• роста требований к надежности электроснабжения у наиболее ответственных потребителей, а также у расширяющейся группы наиболее коммерчески эффективных потребителей;

• усиления прав и обязанностей СО ЕЭС в вопросах обеспечения системной надежности;

• усиления роли и взаимодействия с Минэнерго РФ;

• значимостью формализации технических требований и взаимодействия в энергообъединении ЕЭС / ОЭС (страны СНГ и Балтии).

В отличие от управления функционированием и развитием энергосистем передовых стран мира, требования по надежности в электроэнергетике России:

• не стандартизированы;

• не формализованы в виде расчетных показателей для уровней территориальной и временной иерархии управления;

• не формализованы в нормативной среде в виде ответственности субъектов электроэнергетики.

Практически не развивается мониторинг надежности и качества электроснабжения конечных потребителей.

До настоящего времени не восстановлена система сбора и обработки аварийной статистики с обобщением в виде удельных показателей надежности оборудования.

В отрасли не создана система нормативно-технического обеспечения надежности.

Развитие ИЭС ААС направлено на интеграцию на новом уровне управления всех участников единого технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии с целью обеспечения надежного и экономически эффективного электроснабжения потребителей с учетом новых возможностей ИЭС ААС.

Идеология ИЭС ААС требует нового уровня обеспечения надежности как функционирования собственно интегрируемых элементов и подсистем и их взаимодействия (interoperability), так и в целом – обеспечения системной надежности (ИЭС ААС) и надежности электроснабжения.

Требования к системной надежности в мировой практике представлены техническими стандартами, например, Стандартами по надежности ЭЭС Североамериканской корпорации по надежности (NERC). Аналогом таких стандартов для энергообъединения стран Западной Европы является Эксплуатационный кодекс UCTE (ENTSO-E RG CE, 2010), Британский стандарт надежности и качества электроснабжения (SQSS, 2011). В российской практике общесистемные требования по надежности функционирования и развития энергосистем разработаны в виде Технологических правил работы ЭЭС (проект 2011).

Требования к надежности электроснабжения в мировой практике представлены, в первую очередь, техническим стандартом IEEE (США) - IEEE Std 1366-2003 Guide for Electric Power Distribution Reliability Indices.

Наиболее новым аспектом является необходимость обеспечения информационной безопасности (cyber-security). Требования по информационной безопасности представлены группой стандартов:

• серия CIP (Critical infrastructure protection) Стандартов надежности Североамериканской корпорации по надежности (NERC),

• серия IEC 62351 стандартов МЭК– Управление энергосистемами и соответствующий информационный обмен,

• Стандарт IEEE 1686-2007 – Standard for Substation Intelligent Electronic Devices (IEDs) Cyber Security Capabilities

С целью обеспечения контроля уровня надежности предлагаются ввести следующие показатели надежности электроснабжения, широко используемые в мировой практике[1]:

SAIDI (system average interruption duration index) – средняя продолжительность отключений потребителей:

SAIDI = Суммарная длительность перерывов электроснабжения в год ;
суммарное число потребителей

 

SAIFI (system average interruption frequency index) – средняя частота отключений потребителей:

SAIFI = суммарное число перерывов электроснабжения в год ;
суммарное число потребителей

 

CAIFI (customer average interruption frequency index) – средняя частота отключений потребителей, которые были подвержены перерывам электроснабжения, вычисляемая как суммарное число перерывов электроснабжения за год, отнесенное к суммарному числу отключенных потребителей:

CAIFI = суммарное число перерывов электроснабжения в год ;
суммарное число отключенных потребителей

 

CAIDI (customer average interruption duration index) – средняя продолжительность отключений потребителей:

CAIDI = суммарная длительность перерывов электроснабжения в год .
суммарное число перерывов электроснабжения

 

При этом справедливо выражение: CAIDI = SAIDI/SAIFI.

Кроме того, возможно применение и других показателей надежности, например:

MAIFI – для характеристики частоты кратковременных перерывов (длительностью до 1-5 минут);

ASAI – для характеристики готовности распределительной сети и т.п.

Перечисленные показатели надежности могут вычисляться для:

• всей распределительной сети;

• определенной зоны обслуживания потребителей;

• для конкретного фидера, питающего нагрузку потребителей.[2]

Применительно к системообразующей электрической сети указанные показатели надежности применяются для характеристики надежности передачи электроэнергии к узлам нагрузки, а соответствующие показатели именуются T-SAIFI, T-SAIDI (где T- transmission, передача с англ.).

Оценка надежности проводится на основании данных о технологических нарушениях в электрической сети и ошибках при эксплуатации, которые привели к перерыву электроснабжения потребителей.

Приоритетные задачи обеспечения надежности в ИЭС ААС общесистемного значения.

1. Уточнить требования к схемам подстанций всех уровней, схемам выдачи мощности электростанций, интерфейсу на стыке систем внешнего и внутреннего электроснабжения потребителей. Отнести ОРУ крупных электростанций к объектам ЕНЭС

2. Выработать и ввести новый состав расчетных возмущений, в т.ч.

• потеря электростанции;

• потеря подстанции;

• потеря сечения;

• потеря коллектора и др.

3. Конкретизировать требования:

• по системной координации ТКЗ;

• по противоаварийному управлению в системах энергоснабжения крупных городов, в т.ч. по условиям предотвращения, а также локализации и ликвидации аварий, включая лавину напряжения;

• по живучести электрических станций и подстанций;

• по резервированию всех видов;

• к системе жизнеобеспечения ответственных объектов;

• независимому источнику питания, автономному источнику электроснабжения;

• оснащения потребителей фильтро-компенсирующими устройствами;

• по ограниченному классу напряжений для распределительной сети в городах;

• по ограничению длины КЛ и исключению применения ВЛ в городской черте;

• по глубоким высоковольтными вводам;

• применению средств ограничения ТКЗ (в т.ч. ограничителей, трансформаторов с расщепленной обмоткой, реакторов и др.);

• по учету режимов работы нейтрали трансформаторов;

• к уровню автоматизации подстанций, реконфигурации подстанций и электрических сетей;

• оптимизации структуры электрических сетей;

• оптимизации электрических режимов с управлением потоками активной и реактивной мощности в неоднородных контурах;

• мониторингу и контролю надежности и безопасности;

• ответственности энергоснабжающих компаний и потребителей за надежность;

• ответственности за проведение строительных работ на объектах энергетики;

• сертификации оборудования и средств автоматизации и др.

3. Стимулировать применение технологий:

• управления спросом;

• управления энергосбережением;

• применения проводников на основе новых композиционных материалов, выступающих в определенных режимах ограничителями ТКЗ;

• освоения подземного пространства;

• нового поколения силовой электроники, информационных технологий, интеллектуальных активно – адаптивных сетей;

• распределенной генерации (ПГУ, когенерация, тригенерация).

4. Выработать систему долгосрочного планирования развития системы энергоснабжения крупных городов и мегаполисов.

5. Выработать политику:

• скоординированного развития схем внешнего электроснабжения и коммунальной энергетики;

• скоординированного развития схем энергоснабжения и развития территорий;

• комплексного оснащения инженерной инфраструктурой развиваемых с привлечением частного капитала территорий.

Требуется:

• разработка нормативных актов по технической политике в электроэнергетике, типовому проектированию, унификации оборудования и строительных конструкций;

• обновление СНиПов и Норм технологического проектирования;

• разработка стандартов энергосбережения и энергоэффективности;

• формирование системы лицензирования современных энерготехнологий, их освоение и развитие на отечественной энергомашиностроительной базе;

• формирование системы стимулирования освоения прорывных технологий, в т.ч.:

-льготный таможенный режим для новейшего оборудования, не производимого в стране;

-налоговые льготы от периода строительства до периода окупаемости;

-ускоренная амортизация для новейшего оборудования.

Приложение 8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...