Методические особенности формировании системы показателей надежности и распределении ответственности за надежность в новой структуре отрасли.
Принятая в отрасли практика оценки условий обеспечения надежности функционирования субъектов/объектов электроэнергетики поддерживается административными действиями и нормативными документами, включая: • условия присоединению к электрической сети; • условия присоединения к торговой системе рынка; • условия оперативно-диспетчерского управления; • проверку готовности субъектов электроэнергетики к ОЗП; • оценку условий прохождения режимов высокого риска, в т.ч. зимнего максимума нагрузки и летнего периода высокой температуры окружающего воздуха; • выполнение ремонтных кампаний; • выполнение программ по повышению надежности после крупных аварий (Московская – 2005, Саяно-Шушенская – 2009 и др.); • поддержание запасов топлива, резервов мощности, запасов пропускной способности, условий восстановления нормального режима после технологических нарушений; • оценку аварийности и др. Предложения по введению количественной оценки показателей надежности функционирования и развития ИЭС ААС, существенно расширяют принятую в России практику деятельности. Реализация такого подхода обусловлена необходимостью: • повышения качества контроля надежности в ЕЭС в связи с увеличением числа и независимости субъектов рынка (субъектов синхронной работы ЕЭС); • особой значимостью обеспечения надежного электроснабжения (энергоснабжения) крупных городов и мегаполисов (например, Москва, Санкт-Петербург и др.) и активно развиваемых территорий (Сочи, Владивосток и др.); • тарифного стимулирования сетевых компаний за повышение надежности электроснабжения и качество услуг в связи с переходом на методику RAB; • формализации отношений по вопросам надежности между субъектами электроэнергетики, а также между этими субъектами и потребителями (клиентами) их продукции (услуг) с распределением ответственности за надежность;
• роста требований к надежности электроснабжения у наиболее ответственных потребителей, а также у расширяющейся группы наиболее коммерчески эффективных потребителей; • усиления прав и обязанностей СО ЕЭС в вопросах обеспечения системной надежности; • усиления роли и взаимодействия с Минэнерго РФ; • значимостью формализации технических требований и взаимодействия в энергообъединении ЕЭС / ОЭС (страны СНГ и Балтии). В отличие от управления функционированием и развитием энергосистем передовых стран мира, требования по надежности в электроэнергетике России: • не стандартизированы; • не формализованы в виде расчетных показателей для уровней территориальной и временной иерархии управления; • не формализованы в нормативной среде в виде ответственности субъектов электроэнергетики. Практически не развивается мониторинг надежности и качества электроснабжения конечных потребителей. До настоящего времени не восстановлена система сбора и обработки аварийной статистики с обобщением в виде удельных показателей надежности оборудования. В отрасли не создана система нормативно-технического обеспечения надежности. Развитие ИЭС ААС направлено на интеграцию на новом уровне управления всех участников единого технологического процесса производства, передачи, распределения и потребления электрической энергии с целью обеспечения надежного и экономически эффективного электроснабжения потребителей с учетом новых возможностей ИЭС ААС. Идеология ИЭС ААС требует нового уровня обеспечения надежности как функционирования собственно интегрируемых элементов и подсистем и их взаимодействия (interoperability), так и в целом – обеспечения системной надежности (ИЭС ААС) и надежности электроснабжения.
Требования к системной надежности в мировой практике представлены техническими стандартами, например, Стандартами по надежности ЭЭС Североамериканской корпорации по надежности (NERC). Аналогом таких стандартов для энергообъединения стран Западной Европы является Эксплуатационный кодекс UCTE (ENTSO-E RG CE, 2010), Британский стандарт надежности и качества электроснабжения (SQSS, 2011). В российской практике общесистемные требования по надежности функционирования и развития энергосистем разработаны в виде Технологических правил работы ЭЭС (проект 2011). Требования к надежности электроснабжения в мировой практике представлены, в первую очередь, техническим стандартом IEEE (США) - IEEE Std 1366-2003 Guide for Electric Power Distribution Reliability Indices. Наиболее новым аспектом является необходимость обеспечения информационной безопасности (cyber-security). Требования по информационной безопасности представлены группой стандартов: • серия CIP (Critical infrastructure protection) Стандартов надежности Североамериканской корпорации по надежности (NERC), • серия IEC 62351 стандартов МЭК– Управление энергосистемами и соответствующий информационный обмен, • Стандарт IEEE 1686-2007 – Standard for Substation Intelligent Electronic Devices (IEDs) Cyber Security Capabilities С целью обеспечения контроля уровня надежности предлагаются ввести следующие показатели надежности электроснабжения, широко используемые в мировой практике[1]: SAIDI (system average interruption duration index) – средняя продолжительность отключений потребителей:
SAIFI (system average interruption frequency index) – средняя частота отключений потребителей:
CAIFI (customer average interruption frequency index) – средняя частота отключений потребителей, которые были подвержены перерывам электроснабжения, вычисляемая как суммарное число перерывов электроснабжения за год, отнесенное к суммарному числу отключенных потребителей:
CAIDI (customer average interruption duration index) – средняя продолжительность отключений потребителей:
При этом справедливо выражение: CAIDI = SAIDI/SAIFI. Кроме того, возможно применение и других показателей надежности, например: MAIFI – для характеристики частоты кратковременных перерывов (длительностью до 1-5 минут); ASAI – для характеристики готовности распределительной сети и т.п. Перечисленные показатели надежности могут вычисляться для: • всей распределительной сети; • определенной зоны обслуживания потребителей; • для конкретного фидера, питающего нагрузку потребителей.[2] Применительно к системообразующей электрической сети указанные показатели надежности применяются для характеристики надежности передачи электроэнергии к узлам нагрузки, а соответствующие показатели именуются T-SAIFI, T-SAIDI (где T- transmission, передача с англ.). Оценка надежности проводится на основании данных о технологических нарушениях в электрической сети и ошибках при эксплуатации, которые привели к перерыву электроснабжения потребителей. Приоритетные задачи обеспечения надежности в ИЭС ААС общесистемного значения. 1. Уточнить требования к схемам подстанций всех уровней, схемам выдачи мощности электростанций, интерфейсу на стыке систем внешнего и внутреннего электроснабжения потребителей. Отнести ОРУ крупных электростанций к объектам ЕНЭС 2. Выработать и ввести новый состав расчетных возмущений, в т.ч. • потеря электростанции; • потеря подстанции; • потеря сечения; • потеря коллектора и др. 3. Конкретизировать требования: • по системной координации ТКЗ; • по противоаварийному управлению в системах энергоснабжения крупных городов, в т.ч. по условиям предотвращения, а также локализации и ликвидации аварий, включая лавину напряжения; • по живучести электрических станций и подстанций; • по резервированию всех видов; • к системе жизнеобеспечения ответственных объектов; • независимому источнику питания, автономному источнику электроснабжения;
• оснащения потребителей фильтро-компенсирующими устройствами; • по ограниченному классу напряжений для распределительной сети в городах; • по ограничению длины КЛ и исключению применения ВЛ в городской черте; • по глубоким высоковольтными вводам; • применению средств ограничения ТКЗ (в т.ч. ограничителей, трансформаторов с расщепленной обмоткой, реакторов и др.); • по учету режимов работы нейтрали трансформаторов; • к уровню автоматизации подстанций, реконфигурации подстанций и электрических сетей; • оптимизации структуры электрических сетей; • оптимизации электрических режимов с управлением потоками активной и реактивной мощности в неоднородных контурах; • мониторингу и контролю надежности и безопасности; • ответственности энергоснабжающих компаний и потребителей за надежность; • ответственности за проведение строительных работ на объектах энергетики; • сертификации оборудования и средств автоматизации и др. 3. Стимулировать применение технологий: • управления спросом; • управления энергосбережением; • применения проводников на основе новых композиционных материалов, выступающих в определенных режимах ограничителями ТКЗ; • освоения подземного пространства; • нового поколения силовой электроники, информационных технологий, интеллектуальных активно – адаптивных сетей; • распределенной генерации (ПГУ, когенерация, тригенерация). 4. Выработать систему долгосрочного планирования развития системы энергоснабжения крупных городов и мегаполисов. 5. Выработать политику: • скоординированного развития схем внешнего электроснабжения и коммунальной энергетики; • скоординированного развития схем энергоснабжения и развития территорий; • комплексного оснащения инженерной инфраструктурой развиваемых с привлечением частного капитала территорий. Требуется: • разработка нормативных актов по технической политике в электроэнергетике, типовому проектированию, унификации оборудования и строительных конструкций; • обновление СНиПов и Норм технологического проектирования; • разработка стандартов энергосбережения и энергоэффективности; • формирование системы лицензирования современных энерготехнологий, их освоение и развитие на отечественной энергомашиностроительной базе; • формирование системы стимулирования освоения прорывных технологий, в т.ч.: -льготный таможенный режим для новейшего оборудования, не производимого в стране; -налоговые льготы от периода строительства до периода окупаемости; -ускоренная амортизация для новейшего оборудования. Приложение 8.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|