Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Организационно-методический отдел




НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЕЙ

Учебно-методический комплекс

 

 

Челябинск 2013

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения

Кафедра документоведения и музееведения

 

Утверждаю

первый проректор по учебной работе

______________ С. В. Буцык

«___» ______________ 2013 г.

 

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЕЙ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070503 Музейное дело и охрана памятников

 

Челябинск 2013


УДК 069(073)

ББК 79.17я73

Н 34

Составитель: И. В. Андреева, доцент кафедры документоведения и музееведения, канд. пед. наук.

Рецензент: Г. А. Малоушкина, зам. директора ОГБУК «Челябинский краеведческий музей»

 

 

Рекомендовано на заседании кафедры документоведения и музееведения «16» сентября 2013 г., протокол № 1.

 

Н 34
Народное искусство и музей: учеб.-метод. комплекс дисциплины по выбору для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 070503 Музейное дело и охрана памятников / сост. И. В. Андреева; ФГБОУ ВПО «ЧГАКИ». – Челябинск, 2013. – 32с. – (Учеб.-метод. комплекс).

 

Учебно-методический комплекс курса по выбору разработан на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Музейное дело и охрана памятников». Цель комплекса – организовать работу студентов по изучению теоретических знаний в области народного декоративно-прикладного искусства и освоению практических навыков изучения произведений как предметов музейного фонда. В рабочей учебной программе отражены основное содержание курса, список рекомендуемой литературы, перечень примерных вопросов и заданий для самопроверки и зачета, формы промежуточного и итогового контроля работы студентов. Методическое обеспечение дисциплины включает планы практических занятий.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

 

© Челябинская государственная академия

культуры и искусств, 2013


Содержание

Часть I. Рабочая учебная программа дисциплины  
I. Организационно-методический раздел  
II. Содержание дисциплины  
III. Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий  
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины  
4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы  
4.2. Вопросы для подготовки к экзамену / зачету  
4.3. Список рекомендуемой литературы по дисциплине  
V. Формы промежуточного и итогового контроля  
Часть II. Методическое обеспечение дисциплины  
I. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя  
II. Методические указания для студентов  
III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций  
3.1. Планы семинарских занятий  
3.2. Задания для практических занятий  
3.3. Тестовые задания  
3.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам  
3.5.Требования, предъявляемые к студенту для промежуточной аттестации по дисциплине 3.6.Методические указания по выполнению курсовой работы  
IV.Материально-техническое обеспечение реализации учебной программы по дисциплине  
4.1.Список изданий по дисциплине, используемых для проведения занятий  
4.2.Перечень используемых наглядных средств  
4.3.Перечень используемых аудиовизуальных материалов  
4.4.Технические средства, используемые на учебных занятиях 4.5.Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий  

 

 


 

I. Организационно-методический отдел

С давних времен произведения народного декоративно-прикладного искусства и художественного ремесла являются объектом коллекционирования. Начиная с середины XIX в. сначала в системе частного, а затем и музейного собирательства осознается их значение как предметов гражданского и церковно быта, произведений искусства, продуктов художественного творчества, знаков и символов культуры конкретного этноса, времени и общественно-исторических явлений. В настоящее время признана высокая культуротворческая значимость народного декоративно-прикладного искусства, его способность к воспроизведению и трансляции традиции, сохранению этнической самобытности и формированию этнической идентичности. Этим определяется широкое распространение предметов данного комплекса в музеях не только художественного профиля и, соответственно, значимость проблематики данной дисциплины по выбору

1.1. Цель курса – получение студентом базовых теоретических знаний в области специфики народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел применительно к особенностям музейного коллекционирования, изучения отдельных видов предметов, а также их экспозиционного показа.

1.2. Задачи:

· Ознакомить студентов с теоретическими основами изучения народного декоративно-прикладного искусства;

· Проследить становление основных видов и центров народных художественных ремесел, раскрыть особенности традиционных материалов и технологий их обработки;

· Сформировать умение анализировать специфику произведений народного декоративно-прикладного искусства с позиций синкретичности;

· Показать значение опыта деятельности художественных, этнографических и комплексных музеев по комплектованию коллекций народного искусства, их изучению, публикации, организации выставок и программ музейной педагогики для решения межэтнических проблем общества и совершенствования современной теории и практики отечественного музейного дела.

· Создать панораму развития ремесел и домашних производств русского населения на Южном Урале;

· Сформировать представление о взаимосвязях народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, о значении места и роли каждого из них в современном обществе.

1.3. Роль и место курса в структуре подготовки специалиста или учебного плана. Курс «Народное искусство и музей» является дисциплиной по выбору студентов блока Специальных дисциплин. Базой для изучения курса являются дисциплины, изученные студентами ранее или изучаемые параллельно в соответствии с учебным планом: музееведение, история материальной культуры и быта, история искусства, этнология, культурология, история культуры, комплектование, комплектование, учет и хранение музейных фондов, история частного коллекционирования в России. По отношению к дисциплинам федерального и вузовского компонентов данный курс по выбору выступает в качестве дисциплины прикладного характера, позволяющей углубить полученные в других курсах представления о специфике традиционного общества и традиционной культуре русских, профильной специфике музеев, имеющих коллекции народного искусства, о специфике народного искусства в сравнении с профессиональным и самодеятельным, о музейных технологиях комплектования и научного описания предметов народного искусства. Курс включает три основных раздела. Это: «Теоретические основы изучения народного декоративно-прикладного искусства», «Основы художественной обработки материалов», «Народное искусство как объект музейного дела». Изучение истории ремесел и становления промыслов ограничено только спецификой народного искусства русского населения на территории России и в особенности Южного Урала. Этим, в частности, объясняется отсутствие тем, посвященных видам народного искусства, характерным для других этнических групп.

Учебным планом предусмотрено изучение дисциплины по выбору студентов «Народное искусство и музей» студентами очного отделения в 7 семестре, студентами заочного отделения – в 6 и 7 семестрах. Курс завершается зачетом.

1.4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника. В результате изучения курса студент должен приобрести следующие компетенции: знания специфики народного декоративно-прикладного искусства, основных видов и центров народных художественных ремесел, особенностей традиционных материалов и технологий их обработки; умения анализировать специфику произведений народного декоративно-прикладного искусства с позиций синкретичности и стилистических особенностей основных центров художественных ремесел; навыки создания информационных продуктов разных видов по теме курса (конспектов, сообщений, докладов, рефератов, эссе), в том числе и в рамках музейной компаративистики (сравнительного анализа).


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...