I. Организационно-методический отдел
Стр 1 из 5Следующая ⇒ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЕЙ Учебно-методический комплекс
Челябинск 2013 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» Факультет книжного бизнеса, документоведения и музееведения Кафедра документоведения и музееведения
Утверждаю первый проректор по учебной работе ______________ С. В. Буцык «___» ______________ 2013 г.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЕЙ
Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности 070503 Музейное дело и охрана памятников
Челябинск 2013 УДК 069(073) ББК 79.17я73 Н 34 Составитель: И. В. Андреева, доцент кафедры документоведения и музееведения, канд. пед. наук. Рецензент: Г. А. Малоушкина, зам. директора ОГБУК «Челябинский краеведческий музей»
Рекомендовано на заседании кафедры документоведения и музееведения «16» сентября 2013 г., протокол № 1.
Учебно-методический комплекс курса по выбору разработан на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначен для студентов дневного и заочного отделений специальности «Музейное дело и охрана памятников». Цель комплекса – организовать работу студентов по изучению теоретических знаний в области народного декоративно-прикладного искусства и освоению практических навыков изучения произведений как предметов музейного фонда. В рабочей учебной программе отражены основное содержание курса, список рекомендуемой литературы, перечень примерных вопросов и заданий для самопроверки и зачета, формы промежуточного и итогового контроля работы студентов. Методическое обеспечение дисциплины включает планы практических занятий.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ
© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2013 Содержание
I. Организационно-методический отдел С давних времен произведения народного декоративно-прикладного искусства и художественного ремесла являются объектом коллекционирования. Начиная с середины XIX в. сначала в системе частного, а затем и музейного собирательства осознается их значение как предметов гражданского и церковно быта, произведений искусства, продуктов художественного творчества, знаков и символов культуры конкретного этноса, времени и общественно-исторических явлений. В настоящее время признана высокая культуротворческая значимость народного декоративно-прикладного искусства, его способность к воспроизведению и трансляции традиции, сохранению этнической самобытности и формированию этнической идентичности. Этим определяется широкое распространение предметов данного комплекса в музеях не только художественного профиля и, соответственно, значимость проблематики данной дисциплины по выбору 1.1. Цель курса – получение студентом базовых теоретических знаний в области специфики народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел применительно к особенностям музейного коллекционирования, изучения отдельных видов предметов, а также их экспозиционного показа. 1.2. Задачи: · Ознакомить студентов с теоретическими основами изучения народного декоративно-прикладного искусства; · Проследить становление основных видов и центров народных художественных ремесел, раскрыть особенности традиционных материалов и технологий их обработки; · Сформировать умение анализировать специфику произведений народного декоративно-прикладного искусства с позиций синкретичности; · Показать значение опыта деятельности художественных, этнографических и комплексных музеев по комплектованию коллекций народного искусства, их изучению, публикации, организации выставок и программ музейной педагогики для решения межэтнических проблем общества и совершенствования современной теории и практики отечественного музейного дела.
· Создать панораму развития ремесел и домашних производств русского населения на Южном Урале; · Сформировать представление о взаимосвязях народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, о значении места и роли каждого из них в современном обществе. 1.3. Роль и место курса в структуре подготовки специалиста или учебного плана. Курс «Народное искусство и музей» является дисциплиной по выбору студентов блока Специальных дисциплин. Базой для изучения курса являются дисциплины, изученные студентами ранее или изучаемые параллельно в соответствии с учебным планом: музееведение, история материальной культуры и быта, история искусства, этнология, культурология, история культуры, комплектование, комплектование, учет и хранение музейных фондов, история частного коллекционирования в России. По отношению к дисциплинам федерального и вузовского компонентов данный курс по выбору выступает в качестве дисциплины прикладного характера, позволяющей углубить полученные в других курсах представления о специфике традиционного общества и традиционной культуре русских, профильной специфике музеев, имеющих коллекции народного искусства, о специфике народного искусства в сравнении с профессиональным и самодеятельным, о музейных технологиях комплектования и научного описания предметов народного искусства. Курс включает три основных раздела. Это: «Теоретические основы изучения народного декоративно-прикладного искусства», «Основы художественной обработки материалов», «Народное искусство как объект музейного дела». Изучение истории ремесел и становления промыслов ограничено только спецификой народного искусства русского населения на территории России и в особенности Южного Урала. Этим, в частности, объясняется отсутствие тем, посвященных видам народного искусства, характерным для других этнических групп. Учебным планом предусмотрено изучение дисциплины по выбору студентов «Народное искусство и музей» студентами очного отделения в 7 семестре, студентами заочного отделения – в 6 и 7 семестрах. Курс завершается зачетом.
1.4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника. В результате изучения курса студент должен приобрести следующие компетенции: знания специфики народного декоративно-прикладного искусства, основных видов и центров народных художественных ремесел, особенностей традиционных материалов и технологий их обработки; умения анализировать специфику произведений народного декоративно-прикладного искусства с позиций синкретичности и стилистических особенностей основных центров художественных ремесел; навыки создания информационных продуктов разных видов по теме курса (конспектов, сообщений, докладов, рефератов, эссе), в том числе и в рамках музейной компаративистики (сравнительного анализа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|