Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Видовая структура народного декоративно-прикладного искусства (2 часа).




Задание. На основе изучения соответствующих разделов основной литературы ко всему курсу и дополнительной литературы по теме «Народное искусство: понятие, функции, генезис, видовые особенности» составить видовую классификацию народного декоративно-прикладного искусства по следующим классификационным признакам:

· по функциональному назначению

· по видам материалов

· по способу обработки и декору

· по формам функционирования (в зависимости от статуса носителя)

· по формам функционирования (в зависимости от сферы бытования)

 

Народное искусство и современность. Пути адаптации народного искусства к современным условиям жизни (6 часов)

Задание. Самостоятельно или в составе организованной группы посетить выставку «Урал мастеровой» (Первое выставочное объединение, ВЦ «Мегаполис»). Провести наблюдения и фотофиксацию экспозиций и стендов мастеров народных ремесел. Провести интервью с одним мастером, принять участие в мастер-классе. Подготовить аналитический отчет, презентацию и выступление на практическом занятии.

 

Гончарное искусство Южного Урала(4 часа)

Занятие проводится по программе тематического занятия Областного краеведческого музея «Не боги горшки обжигают». Программа занятия:

· Анализ керамики бронзового века в экспозициях «Река времени» и «природа и древня история края»;

· Анализ музейной коллекции изделий гончарного промысла;

· Мастер-класс по изготовлению глиняной свистульки или изделия в технике ленточной керамики.

 

Основные виды женских рукоделий в традиционной культуре Южного Урала (4 часа)

Занятие проводится на базе Областного краеведческого музея или Центра народного творчества. Программа занятия:

· Знакомство с основными видами сырья, инструментами и технологиями для производства текстиля;

· Мастер-класс по ткачеству с применением ткацкого станка или по плетению поясов;

· Анализ музейной коллекции изделий, декорированных вышивкой;

· Анализ музейной коллекции кружева;

· Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы.

 

Комплектование коллекций народного искусства (2 часа)

Цель – Формирование навыков экспертизы произведений различного статуса на предмет включения в музейную коллекцию народного искусства.

Задание. Студентам предлагается сравнительный анализ двух предметов, близких по функциональному назначению, но различных по специфике использования традиционных технологий. На основе сравнения необходимо и аргументировать целесообразность (или нецелесообразность) приобретения его для музейной коллекции народного искусства.

Этапы работы.

· Определить функциональное назначение каждого предмета;

· Определить материал и технологию его обработки;

· Определить технику декора, охарактеризовать особенности орнамента, тип росписи или вышивки и т.п.;

· Установить статус предмета (произведение художественной промышленности, произведение профессионального искусства, самодеятельное творчество, сувенирная продукция, произведение художественного промысла, авторская работа на основе творческого пересоздания традиции) и аргументировать свой вывод;

· Выполнить сравнительную характеристику предметов;

· Сделать вывод о целесообразности включения одного из двух предметов в музейную коллекцию или выставку народного искусства.

Тестовые задания

В целях промежуточного контроля за знаниями студентов в ходе учебных занятий проводится тестирование. Ниже приводятся примеры вопросов из различных вариантов теста.

Тема: Теоретические основы изучения народного декоративно-прикладного искусства

1. Кто из перечисленных исследователей народного искусства в 1921 г. инициировал проведение первой в России музейной выставки русского крестьянского искусства (Русский музей) и стал автором первой монографии по этой теме (убрать лишнее):

1) В. В. Стасов

2) И. Э. Грабарь

3) В. С. Воронов

 

2. Синкретичность – основная особенность народного искусства – это (убрать лишнее):

1) Слитность материального и духовного

2) Опора на канон

3) Слитность полезного и красивого

4) Проявление авторского начала

5) Слитность функционального и образного

6) Творческий вариант на основе традиции

 

3. Раскройте понятие коллективности народного искусства:

 

 

4. Справедлив ли тезис о том, что «народное искусство – это система эстетических знаков, несущих этническую информацию»?

1) Да

2)Нет

 

5. Если «да», то возможно ли восприятие искусства того или иного этноса представителями других этносов?

1) Да

2)Нет

Аргументируйте свое мнение:

 

 

6. Чем объясняется устойчивость в русском народном искусстве архаических образов-символов солнца, коня, всадника, птицы, женской фигуры, дерева?

 

 

7. Система образов народного искусства характеризуется трехслойностью. Это образы, связанные с:

1) Тотемистическими верованиями

2) Мифологическим представлениями

3) Религиозными верованиями

Какой из трех слоев в наибольшей степени характеризует русское народное искусство? Уберите лишнее в приведенном перечне и аргументируйте свое мнение:

 

 

Тема: Технологии художественной обработки материалов в народном искусстве

 

1. Что такое литье:

а) вытягивание металла в тонкую проволоку;

б) заливка металла в специальные формы;

в) деформирование металла в специальных формах;

г) деформирование металла в нагретом состоянии.

Как называется скань иначе?

а) финифть

б) филигрань

в) рельеф

г) гильоше

 

Что такое скань?

а) вид языческого орнамента

б) узоры из гладкой проволоки различной величины;

в) металлические шарики, напаянные на поверхность листа металла;

г) вид эмальерной техники.

Что такое зернь?

а) этап в технологии скани;

б) хрустальные шарики;

в) вид орнамента;

г) напаянные на скань металлические шарики

 

В чем заключается особенность филиграни?

а) в подражании кружевоплетению;

б) в использовании стальной проволоки;

в) в использовании хрусталя и стекла;

г) в подражании вышивке полотенец.

 

Что такое ковка?

а) способ работы, связанный с чеканкой;

б) способ работы, связанный с кузнечным делом;

в) способ работы, связанный с литьем;

г) способ работы, связанный с гравированием.

 

Что такое терракота?

а) обожженная глина, не покрытая глазурью;

б) глина белого цвета;

в) обожженная глина, покрытая глазурью;

г) необожженная глина.

 

В чем заключается характерное отличие росписи дымковской игрушки?

а) в отсутствии цветного фона;

б) в росписи гризайлью;

в) в белой основе под раскраску;

г) в черном фоне

 

В чем особенность филимоновской игрушки?

а) в приземистых фигурах;

б) в вытянутых пропорциях;

в) в абстрактных формах;

г) в изображении цветов.

 

Что такое изразец?

а) тип орнамента;

б) вид фарфорового сосуда;

в) кирпич;

г) керамическая плитка, украшающая экстерьер сооружения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...