Уроков литературного чтения в 1 классе (обучение грамоте)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Апрелевской СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ________________Ю.В.Кравец «______»_____________2015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В класс Базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепции УМК «Школа России», программы Горецкого В.Г. и соавторов, ориентирована на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и отражает содержание обучения литературному чтению в начальной школе. Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и межпредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Представленный курс литературного чтения построен с учетом концептуальных задач: изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетение» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Специфические особенности литературного чтения в начальной школе: · сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями; · работа с текстом как речевой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей; · одновременная работа над языком произведения и речью детей; · сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения; · различение художественных и научно-популярных произведений; · формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения; · освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика. Основой учебно-методического комплекта положены следующие критерии литературного развития школьников (Л. Г. Жабицкая):
· уровень начитанности, круг чтения школьника; · формирование познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы; · овладение системой читательских умений. Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса литературного чтения: · обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; · научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя); · систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым); · включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах; · формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова; · расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).
Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие каждого учащегося. В 1 классе основы читательской деятельности закладываются на уроках литературного слушания, которые вводят первоклассников в мир литературы и организуют восприятие художественного произведения, читаемого учителем. Уроки литературного чтения проводятся параллельно с уроками обучения грамоте, а затем на уроках литературного чтения. Цель уроков литературного слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать. Уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.
Ценностные ориентиры содержания Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и т.п.). Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса. Основные содержательные линии Основными содержательными линиями программы являются: 1. Развитие навыков чтения. Развитие навыков чтения идёт от громко-речевой формы чтения вслух до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных приёмов чтения слов, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения.
2. Развитие восприятия произведения. Характер и полнота произведения зависят от читательского опыта, сформированного умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу. В 1 классе, пока навык чтения у детей отсутствует или недостаточно сформирован, читательское восприятие формируется на уроках литературного слушания. 3. Знакомство с литературоведческими понятиями. В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах произведений разных жанров. 4. Развитие речевых умений. В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, понимать его значение, выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово выбрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение (устная речь). 5. Развитие творческой деятельности. В данном курсе широко используются практические действия учащихся при выполнении заданий к изучаемому произведению в тетради, изобразительная деятельность, игровые приёмы, а также письмо и различные формы устной речи. Результаты освоения учебного предмета Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Личностные результаты: · формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; · формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; · формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; · овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; · принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; · формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: · овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; · формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; · использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; · активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; · использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; · овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; · определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; · овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; · овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; · умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты: · понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; · осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; · понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; · достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; · умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации». · Планируемые результаты обучения К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: · воспринимать прослушанное или прочитанное произведение; · овладевать алгоритмом учебных действий; · сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности; · осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений; · составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия; · прогнозировать содержание произведения или книги до чтения; · овладеть навыками чтения, уметь воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение; · понимать и формулировать творческую учебную задачу; · отвечать на вопросы; · слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; · дополнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения; · слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Учащиеся научатся: · осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); · читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию; · правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); · моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных). Учащиеся смогут научиться: · понимать нравственное содержание прочитанного произведения; · высказывать суждения о произведении и поступках героев; · узнавать изученные произведения по отрывкам из них; · оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Учащиеся научатся: · определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; · использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); · различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу; · сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок. Учащиеся смогут научиться: · сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц; · находить в тексте произведения сравнения, обращения; · находить в тексте и читать диалоги героев; · определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям. Раздел «Творческая деятельность» Учащиеся научатся: · читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме; · моделировать «живые картины» к изученным произведениям или эпизодам; · придумывать истории с героями изученных произведений; · пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица. Учащиеся смогут научиться: · иллюстрировать отдельные эпизоды произведения; · инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах; · создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией» Учащиеся научатся: · получать информацию о героях, произведении или книге; · работать с несложными таблицами, схемами, моделями; · дополнять таблицы, схемы, модели; · сравнивать произведения по таблице. Учащиеся смогут научиться: · находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема); · дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель; · находить в тексте информацию о героях произведений. Место предмета в учебном плане Согласно базисному учебному плану на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 4 часа в неделю. Содержание курса На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом. В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии 1 класса проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение). Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, воспринимать содержание читаемого произведения, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений. Особенностью данного курса являются уроки литературного слушания и условно-символическое моделирование. С первого по четвертый класс проводятся уроки литературного слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения). Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Подбор заголовков к тексту. Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения. Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. Литературоведческая пропедевтика. Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. Чтение: работа с информацией. Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге. Межпредметные связи: · с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; · с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге; · с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.). 4. Учебно-тематический план.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Для реализации программного содержания используются: Литературное чтение 1. «Азбука, 1 класс» 1 часть, В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов; 2. «Литературное чтение, 1 класс», 2 части, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. 3. Электронное приложение к учебнику-«Азбука, 1 класс» 1 часть, В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ) (4 часов в неделю, 132 часа в год)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|