Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Педагог должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

· ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);

· воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

· среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

В то время, когда Выготский выдвинул идею о "зоне ближайшего развития", мнения ученых были полярными. Одни считали, что обучение мало влияет на развитие, которое происходит спонтанно и по своим внутренним законам. Другие предполагали, что именно обучение и формирует ребенка, а его возрастные и индивидуальные особенности - небольшая погрешность в сложном образовательном уравнении. Выготский предположил, что у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) - это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие.

На практике в студии "Жар-птица" это выглядит так:

Если педагог хочет научить ребёнка чему-то важному, но сложному для него, они делают это вместе (метод обучения дошкольников шитью "рука в руке"; метод совместного создания выкройки, макета или лекала будущего швейного изделия; обучение на швейном оборудовании и т.д.) много раз подряд. Если ребенок делает что либо вместе с педагогом, это ещё не означает, что с тем же удовольствием он будет делать это сам - ему просто пока это трудно. Но желание воплотить задуманное в жизнь огромное. Педагог корректирует возможности ребенка с его желанием, готовит почву для сложного навыка: сначала простая игрушка, кукла, потом платье или кукольная композиция. Выделяя нужные умения для обучения, педагог наблюдает за воспитанником: что ему в данный момент интересно? Что получается, в чём ему нужна поддержка, а что пока не даётся совсем?

Определив связь между психическим развитием и обучением, Выготский разделил знания и навыки детей на две области и ввел понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития». Определение и применение этих зон помогает разобраться, чему именно необходимо обучать ребёнка сейчас, а с чем пока не стоит торопиться. Это понимание чрезвычайно важно сегодня, когда родители то и дело спешат «загрузить» свое чадо знаниями с раннего детства, притупляя излишней торопливостью интерес к обучению.

Что же такое зона актуального и ближайшего развития?

Зоной актуального развития (ЗАР) считается тот набор знаний и умений, которым ребёнок владеет в совершенстве. При этом то, что он может выполнить под контролем или при помощи других, называется зоной ближайшего развития (ЗБР).

 

 

 

Примеры:

1.Пятиклассница с лёгкостью владеет работой за швейной стачивающей машиной, но не владеет навыками работы за краеобметочной машиной "Оверлок". То, что она владеет работой за стачивающей швейной машиной сама, входит в зону актуального развития. Умение обрабатывать края изделия за краеобметочной машиной придёт позже, после нескольких объяснений педагога и входит в зону ближайшего развития. Для третьеклассника работа за краеобметочной машиной лежит вне зоны ближайшего развития в связи с отсутствием необходимых физических ресурсов.

2.Первоклассник создал замечательный эскиз своего будущего "Слонёнка", а вот сделать выкройку такой, чтобы персонаж получился как на эскизе, достаточно сложно. Здесь не обойтись без подсказок педагога. Зона активного развития - создание эскиза "Слонёнок". Выкройка выполняется по рекомендациям и при участии педагога - зона ближайшего развития.

3.Пятилетний малыш с лёгкостью выполняет простой шов "через край", но не всегда может вдеть нитку в иголку или сделать узелок. То, что он шьёт ручным стежком "через край" сам, входит в зону актуального развития, а вот умение вдевать нитку в иголку придёт позже, когда ребенок окрепнет и его моторика будет достаточно развита, чтобы справиться с этим делом. Значит, вдевание нитки в иголку войдёт в зону ближайшего развития позже. А пока - педагог рядом. Мотивация ребенка заниматься интересным делом сохраняется. Дело будет доведено до конца.

Вывод: Обе зоны должны находиться в гармоничном соотношении. Обучение ребёнка тому, что лежит за пределами его ЗБР, приведёт лишь к потере времени и сил, потому как ему попросту пока не хватает для этого необходимых ресурсов.

В то же время лишение воспитанника новых знаний, зацикливание на уже сформированных навыках, тормозит его развитие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...