Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития — это "расстояние" между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

· Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).

· Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.

Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

· от потребностей ребенка;

· от его возможностей;

· от готовности родителей и педагогов оказать помощь в развитии ребенка.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон Л. С. Выготским, с одной стороны, для того, чтобы подчеркнуть принципиальную особенность развития личности на ранних стадиях онтогенеза, когда ребенок усваивает и присваивает накопленный социальный опыт, прежде всего, путем партнерского деятельностного и общенческого взаимодействия со взрослым, а с другой — для того, чтобы качественно развести актуальный уровень развития ребенка, который проявляется им в индивидуальной деятельности и тот, более высокий уровень развития, который реализуется развивающейся личностью, но лишь в рамках совместной деятельности со взрослым, выступая как «область несозревших, но созревающих процессов» (Л. С. Выготский).

Понятие «зона ближайшего развития» традиционно рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии. Более того, подобный теоретико-методологический ракурс рассмотрения процесса развития личности ребенка и позволяет выстроить содержательно углубленную диагностику уровня развития становящейся, формирующейся личности. «Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и «завтрашний день развития», а он определяется именно измерением зоны ближайшего развития. Так, например, измерение готовности к обучению шитья одежды на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, то есть какова его зона ближайшего развития. С точки зрения Л. С. Выготского, для того, чтобы оценить потенциал развития ребенка, необходимо оценить «разрыв» между результатами самостоятельной деятельности ребенка и тем, что он может достичь при помощи взрослых. Во всех образовательных программах студии моды и дизайна "Жар-птица" присутствуют темы, посвященные самостоятельной творческой деятельности обучающихся. В течении учебного года проводится текущий и итоговой контроль полученных знаний, умений и навыков каждого воспитанника.

Опираясь на теоретико-экспериментальную работу Выготского, в швейном деле и декоративно-прикладном творчестве, можно проследить соотношение между актуальным (достигнутым) и потенциальным уровнями детского развития учащихся IV и V классов. Как подчеркивает Выготский, у спонтанных детей (т. е. еще не “социализированных”, не испытавших влияния взрослых) отсутствует единая система теоретических и практических знаний. В отличие от первых, может быть выделена еще и другая группа детских понятий, которые возникли под решающим воздействием знаний, усвоенных ребенком от взрослых. Таковы “неспонтанные” понятия, формирующиеся у детей, например, в ходе обучения в коллективах Дворца и других учреждениях дополнительного образования по определённому профилю. Именно их Выготский охарактеризовал как научные. По предположению Выготского, уровень мышления у ребенка более высокий в случае развития научных понятий (например, понятие "стачивание", "лекало", "макетирование", "эскиз", "фактура"), нежели спонтанных (житейских) понятий (например, понятие "тряпочка", "сшить").

В студии "Жар-птица" дети обучаются по программам изготовления, проектирования одежды с V класса. Для более успешного обучения педагоги студии рекомендуют детям освоить в начальной школе профильные программы дополнительного образования по ручному шитью, рукоделию, декоративно-прикладному творчеству, изготовлению кукол и игрушек, войлоковалянию из шерсти. В студии реализовываются и программы для детей младшего возраста.

В своём учении Выготский уделял особое внимание школьному обучению, точным наукам. Но учение о зоне ближайшего развития в области детского творчества очень понятна и близка педагогам дополнительного образования. Идея зоны ближайшего развития является бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Уже в наше время был проведен целый ряд практикоориентированных исследований, базирующихся на теоретических представлениях Л. С. Выготского. Так, например, по сообщению У. Крэйна, в 1985 г. А. Браун и Р. Феррара «...предприняли попытку оценить, насколько этот показатель (зона ближайшего развития — В. И., М. К.) действительно помогает определить потенциал обучаемости детей, и результаты их исследований оптимистичны». Кроме того, концепция Л. С. Выготского «...также стимулировала возобновление интереса к самому процессу обучения — к вопросу о том, как взрослые могут помочь детям решать задачи и использовать стратегии, в данный момент находящиеся за пределами их индивидуальных возможностей. Один из подходов к этой проблеме предложен в работах Брауна; учитель показывает детям пример того, как нужно пояснять и резюмировать фрагмент текста, после чего используется метод “взаимного обучения” — дети по очереди “становятся учителем”» и руководят работой маленьких групп своих одноклассников по использованию рассмотренных стратегий. Учитель продолжает руководить процессом, но стремится перенести основную ответственность на самих учащихся». Аналогичные приёмы работы с детьми применяются педагогами и в студии "Жар-птица". Воспитанник студии, создающий по собственному эскизу работу, выполняет её от начала до конца самостоятельно. Однако в процессе работы он может советоваться с товарищами, просить помощь у педагога, оспаривать свою точку зрения по любому вопросу, принимать либо не принимать советы. Педагог в роли "соратника" и "единомышленника" ведёт ребенка от идеи до воплощения в жизнь изделия, осторожно направляя и обучая одновременно, сохраняя индивидуальность и авторский подход к изделию даже самого маленького воспитанника. Дети с 4-5 лет в студии начинают свою первую работу с эскиза. По своей сути, это их первый творческий проект, созданный от задумки до конечного результата.

Организация совместной деятельности ребенка со взрослым в форме подлинного сотрудничества несёт в себе массу положительных результатов. Так как лишь в этом случае будут сформированы необходимые предпосылки для последовательного повышения актуального уровня развития ребенка через формирование просоциальной зоны его ближайшего развития.

В студии "Жар-птица" стало традицией проводить отчетное ежегодное мероприятие в форме фестиваля причудливой моды "Мода из ларца на подиуме Дворца". Все воспитанники студии "от мала до велика" могут представить свою причудливую модель, выполненную в домашних условиях, не без помощи родителей. И здесь срабатывает учение Выготского о зоне ближайшего развития ребенка. Колоссальный опыт, полученный детьми в процессе подготовки к фестивалю, участие в конкурсе-демонстрации своей модели - всё это принесёт ощутимый результат в дальнейшем обучении детей в студии.

Зона ближайшего развития - понятие, введенное Л.С. Выготским - характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Льва Семеновича Выготского называют "Моцартом психологии", а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию "со стороны". Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем,что над ним не тяготели традиции эмпирической "академической" психологии. Лев Семенович Выгодский родился 5 ноября 1896 года в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Ещё в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни "Мысль и язык", которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предстояло стать выдающимся исследователем. После окончания школы в 1913 г. поехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения - в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей. Выготский был страстным почитателем театра, не пропускал ни одной театральной премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические этюды и статьи в различные литературные журналы о романах А.Белого, Д.Мережковского. После революции 1917 г., которую он принял, Лев Семенович уезжает из столицы обратно в родной Гомель, где работает учителем литературы в школе. Позже его приглашают преподавать философию и логику в Педагогический техникум. Вскоре в стенах этого техникума Выготский создаёт кабинет экспериментальной психологии, на базе которого активно занимается научно-исследовательской работой. В 1924 г.на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Ленинграде, молодой, никому не известный работник просвещения из провинциального городка выступил со своей первой научной работой. Его доклад содержал острую критику рефлексологии. Доклад этот назывался "Методика рефлексологического и психологического исследования". В нём указывалось на разительное несоответствие классического метода воспитания условного рефлекса задаче научно обусловленного объяснения поведения человека в целом. Современники отмечали, что содержание доклада Выготского было новаторским, и преподнесен он был просто блистательно, чем, собственно, и привлек к себе внимание известнейших психологов того времени А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. А.Лурия пригласил Выготского в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента Лев Семенович становится лидером и идейным вдохновителем легендарной тройки психологов: Выготский, Леонтьев, Лурия. Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им психологическая теория, приобретшая широкую известность под названием "Культурно-историческая концепция развития высших психических функций", теоретический и эмпирический потенциал которой не исчерпан до сих пор. Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре. Эта теория представляет альтернативу существовашим поведенческим теориям, и прежде всего бихевиоризму. По мнению самого автора, изучение основных закономерностей развития культуры может дать представление о законах формирования личности. Лев Семенович рассматривал эту проблему в свете детской психологии. Согласно Выготскому, все психические, данные природой ("натуральные") функции с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития ("культурные"): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.д. Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем закрепляются в его сознании. Выготский писал: "...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерапсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая". Возможность этой формулы для исследований в области детской психологии была в том, что духовное развитие ребенка ставилось в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых. Выгодский предпринимал попытки объяснить,каким образом отношения организма с внешним миром формируют его внутреннюю психическуюсреду.Он убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки (наследственность), так и социальные факторы. У Льва Семеновича много работ посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в школе. Причем не только нормально развивающихся детей, но и детей, имеющих различные аномалии развития. Ещё один фунламентальный труд Выготского - "Психология искусства". В нем он выдвинул положение об особой "психологии формы", о том, что в искусстве форма "развоплощает материал". Вместе с тем автор отверг формальный метод из-за его неспособности "вскрыть и объяснить исторически меняющееся социально-психологическое содержание искусства". Стремление удержаться на почве психологии, на "позиции читателя, испытывающего воздействие искусства", Выготский доказывал, что последнее является средством преобразования личности, орудием, которое вызывает у нее "огромные и подавленные и стесненные силы". По мнению Выготского, искусство радикально изменяет аффективную сферу, игрующую очень важную роль в организации поведения, социализирует её. На последнем этапе научной деятельности он занялся проблемами мышления и речи и написал научную работу "Мышление и речь". В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов. Выготскому его научное прошлое уготовило одну альтернативу. Взамен диады "сознание-поведение", вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада "сознание-культура-поведение". К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству. При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР. С начала 1930-х гг. на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях. 11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер. Наследие Л.С. Выготского - это 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд "Психология искусства", работы по проблемам психологического развития человека с рождения (переживания, кризисы) и закономерностям формирования личности, её основных свойств и функций. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность. Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки - педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича Выготского А.Р. Лурия называл его гением и великим гуманистом ХХ в.

В заключении хочется добавить, что труды Льва Семёновича Выготского в области развития и воспитания ребенка несут в себе столько интереснейшего материала для изучения, анализа и исследования в области дополнительного образования, что можно смело экспериментировать и внедрять свои собственные педагогические технологии, опираясь на учения выдающегося теоретика.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...