Финансово-экономический механизм управления энергосбережением
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основные энергоэкономические показатели Рассмотрим основные макроэкономические показатели, характеризующие энергоэффективность экономики государства и позволяющие оценить тенденции и темпы в ее изменении. На основе данных по энерго- и электропотреблению, а также информации о численности населения и объемах валового внутреннего продукта (ВВП) определяются: 1. Энергопотребление на душу населения: а) по первичной энергии, б) по подведенной (к потребителю) энергии, в) по подведенной электроэнергии. 2. Энергоемкость экономики — отношение суммарного потребления энергии к объему валового внутреннего продукта: а) по первичной энергии, б) по подведенной энергии, в) по подведенной электроэнергии — электроемкость ВНП. Показатели ВВП. В 1990 г. показатель ВВП на душу населения в странах СНГ в среднем равнялся 6,9 тыс., что составляет 43% от уровня полученного по странам Европейского Союза. Этот показатель существенно различался и по странам СНГ. Наивысший показатель среднего ВНП имела Россия —$8,8 тыс. —55% от уровня Европейского, Беларусь имела второй по уровню показатель — $ 7,3 тыс. — 49%. За 1990—1993 гг. абсолютный и удельный объемы ВВП снизились в среднем по странам СНГ на 40%, за 1990—1995 гг. — на 50%.
Оценка эффективности энергопотребления и его прогнозирование необходимы для решения двух важнейших задач энергетического менеджмента: 1. разработки стратегии производства и торговли энергоносителями; 2. разработки и реализации политики энергоэффективности и энергосбережения во всех отраслях экономики на долгосрочный и краткосрочный периоды. Политика энергоэффективности есть условие стабилизации экономики,
социального развития, национальной безопасности страны.
Характеристики ТЭК РБ
Виды энергогенерирующих установок и электростанций. Перспективы модернизации. Перспективные способы получения энергии.
1. Снижение уровня шума генераторных установок. o Снижение уровня шума выхлопа бензинового или дизельного двигателя. o Монтаж противошумного кожуха. o Организация бесшумной системы приточно-вытяжной вентиляции. o Вибрационная развязка с несущими конструкциями здания. o Отделка помещения специальными звукоизолирующими и звукопоглощающими материалами. Выбор комплекса мер по снижению уровня шума генераторных установок осуществляется в зависимости от типа установленного оборудования и условий эксплуатации.
Графики нагрузок. Возможности и способы выравнивания.
Способы аккумулирования энергии.
ТЭК и ТЭБ. Определение и структура.
Экономические и технологические механизмы энергосбережения. Финансово-экономический механизм управления энергосбережением Основными инструментами финансово-экономического механизма управления энергосбережением являются:
· формы и инструменты финансирования энергосберегающих мероприятий; · кредитный механизм энергосбережения; · режим ускоренной амортизации энергосберегающего оборудования; · тарифы на энергию · энергетические налоги. Реализация финансово-экономического механизма энергосбережения в Беларуси, призванного создать систему экономической заинтересованности в реализации мероприятий по энергосбережению, осуществляется следующим образом: Создан фонд «Энергосбережение», оказывающий адресную поддержку юридическим и физическим лицам при осуществлении ими мероприятий, направленных на повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и инновационный фонд концерна «Белэнерго», средства которого предназначены для долевого участия в финансировании работ по энергосбережению. В 1996 году была введена система определения и контроля за выполнением целевых показателей по энергосбережению для министерств, других республиканских органов управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областей республики и г. Минска. Выполнение таких показателей осуществлялось через региональные, отраслевые программы энергосбережения, а также программы отдельных предприятий и организаций. В 1996 году была также установлена государственная статистическая отчетность о выполнении мероприятий по энергосбережению. Реализация потенциала энергосбережения в республике проводилась в соответствии с приоритетными ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Главное направление решения проблемы энергосбережения – это структурная перестройка энергопотребляющих отраслей народного хозяйства, обеспечивающая прекращение роста энергоемкости валового внутреннего продукта. В связи с этим законом “Об энергосбережении” предусмотрена система экономических и финансовых механизмов энергосбережения. Основной вопрос здесь – расширение сфер поиска (т.е. диверсификация) источников финансирования и аккумуляции средств в целевых фондах для реализации наиболее перспективных энергоэффективных проектов. Необходимо использовать самые различные механизмы инвестирования в те или иные проекты с извлечением всеми заинтересованными сторонами коммерческой выгоды.
Отбирая энергосберегающие мероприятия путем их ранжирования по эффективности, в первую очередь необходимо включить в планы организационные и режимно – эксплуатационные мероприятия со сроками окупаемости затрат менее 1 года. Далее включают мероприятия технического характера со сроками окупаемости затрат от 1 года до 3 лет и, наконец, мероприятия, связанные с внедрением нового оборудования и новых технологий, требующие больших капитальных затрат. государственной поддержки; Финансирование настоящей Программы энергосбережения предусматривается осуществлять с применением системы разнообразных механизмов привлечения средств из бюджетных и внебюджетных источников. Инвестирование энергосберегающих проектов будет осуществляться за счет:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|