Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Введение
Актуальность исследованияобусловлена глубокими преобразованиями, происходящими в настоящее время во всех сферах общества. Это в полной мере относится и к высшей профессиональной школе: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг. В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей. Параллельно идет интенсивный поиск и новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса. Эффективность работы и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью педагога и обучающихся, что в свою очередь зависит от подготовки их к занятиям. Как показывает практика, перед педагогами, особенно начинающими свою профессиональную деятельность, стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата (соотношение трудовых затрат преподавателя с глубиной усвоения учебного предмета обучаемым). Среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, помогающего систематизировать учебный материал, выделить существенные связи, обеспечить представление учащимся целостной картины изучаемого предмета. Все это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины, обеспечить качество его усвоения.
В научно-педагогической литературе вопросы применения опорных конспектов в работе педагога занимались такие ученые, как В.Ф. Шаталов (методическая система Шаталова); Панина Т.С., Вавилова Л.Н. (современные способы активизации студентов); А.А. Гин (приемы педагогической техники); С.В. Селеменев (требования к отображению содержания в опорном конспекте); Левитес Д.Г. (этапы составления конспектов); О.В. Нестерова, Г.М. Коджаспирова (основные проблемы педагогической психологии в схемах и таблицах), и другие. Однако на данный момент недостаточно рассмотренным является вопрос применения опорных конспектов по дисциплине «Менеджмент», как одной из дисциплин профессионального цикла. Между тем, данная дисциплина направлена на формирование основополагающего представления об особенностях науки и практики управления, а потому занимает особе место в подготовке специалиста. Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы работы: «Разработка и применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла». Цель работы - изучение особенностей разработки и использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла. Объект - учебно-методическое обеспечение преподавания дисциплин профессионального цикла. Предмет - применение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент». В соответствии с целью ставились следующие задачи: 1. Осуществить анализ педагогической литературы, определить сущность и назначение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла. . Выделить основные принципы составления и использования опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент». . Разработать опорный конспект по теме «Методы управления» в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент».
Методы исследования, применяемые в работе: 1. Эмпирические методы, служащие сбору данных о состоянии объекта исследования (анализ научно-методической и периодической литературы по изучаемой проблеме). 2. Теоретические методы, служащие интерпретацией эмпирических данных (анализ и синтез изученной литературы, обобщение, систематизация и описание методических требований к написанию опорного конспекта, проектирование опорного конспекта). Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (19 источников), приложения.
Теоретический анализ опорного конспекта в современной педагогической литературе
Сущность опорного конспекта. Его основные характеристики и назначение
На современном этапе большое значение вопросам качества образования, которое в немалой степени зависит от степени подготовленности педагога к каждому занятию. Тщательное планирование способствует целенаправленному и своевременному решению стоящих перед обучением задач. Подготовка педагога к занятию складывается из двух органически связанных между собой этапов: планирование системы занятий по теме, и конкретизации этого планирования применительно к каждому занятию, продумывание и составление планов и конспектов отдельных занятий. В этой связи особый смысл приобретает разработка педагогом тематических конспектов, согласно преподаваемым циклам дисциплин, поскольку за ограниченное время (время урока) ему требуется передать большой объем информации, переработать различные разрозненные источников, выделить самое главное и существенное. По мнению Пидкасистого П.И., невозможно спонтанно провести качественное занятие, важна четкость, продуманность всех этапов занятия, приемов, методов, которые будут использоваться. Важен определенный сценарий, который реализует замысел педагога и помогает выстраивать весь учебный материал в системе. [12. С. 215] Конспект- это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации [16. С. 158].
Однако конспектирование часто понимается, как подробное цитирование источников, а потому для педагогов оказывается процессом трудоемким, требующим много времени. Обострение одного из противоречий в образовании - колоссального объема информации и дефицита времени, побудило педагогов к поиску путей решения этой проблемы, одним из которых стало применение в своей деятельности опорных конспектов. В педагогической теории существует несколько определений понятия «опорный конспект»: . Особый вид графической наглядности, представляющий собой конспективное схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала. . Схематично-развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме. . Наглядная схема, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала [11. С. 76] Изначально же понятие «опорный конспект» связывают с именем народного учителя СССР В.Ф. Шаталова, который, благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению, создал эффективную систему обучения. Один из элементов системы В.Ф. Шаталова - использование, так называемых, опорных конспектов, представляющие собой некую графическую схему из частей, связанных между собой, которые назывались «опорными сигналами». Опорные сигналы при этом являются преемственными и распространяются на последующие занятия. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала.
Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст обучающихся, степень их владения материалом. Таким образом, опорный конспект - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения. Основные отличия опорного конспекта от других приемов обобщения материла: в отличие от конспекта, немногословный и предельно сжатый, каждый символ, слово или знак - это отражение самого главного (часто опорные сигналы - это только, своего рода намек на то, что нужно рассказывать, далее мысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей). в отличие от схемы информация полностью не кодируется, материал представлен словесно простым предложением или полным понятием. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова, являются: . Лаконичность. Ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков (не более 400). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций. . Структурность.Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки. 3. Унификация. Введение определенных знаков-символов для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов. 4. Автономность.С одной стороны обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки, с другой - все блоки между собой связаны логически. . Привычные ассоциации и стереотипы. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы (например, всем известный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации). . Непохожесть. Разнообразие опорных конспектов и блоков по форме, структуре, графическому исполнению.
. Простота.Избегание вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи, буквенные обозначения сводятся до минимума. [10. С. 89]. Исходя из определения понятия «опорный конспект» и требований к написанию, можно выделить основные принципы его составления: небольшое количество крупных единиц информации; конспективное изображение изучаемого материала; выбор оптимального варианта изучения темы урока; логическая взаимосвязь, последовательность событий; указание главные понятия, их признаки, причинно-следственные связи, наиболее значимые личности и факты. Эти требования и принципы в основном предъявлялись для опорных конспектов, которые В.Ф. Шаталов использовал на уроках в качестве наглядности, и с которыми детям предлагалось работать дома (повторять материал, самостоятельно разрабатывать опорные сигналы). Однако основные характеристики и принципы разработки опорных конспектов также актуальны и могут быть использованы для подготовки педагога к занятиям. При отборе материала для опорных конспектов педагогу необходимо предусматривать возможные затруднения обучающихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений. Кроме системы обучения В.Ф. Шаталова, на сегодняшний день все большую популярность приобретает метод фрейма. Фрейм - это модель абстрактного образа, минимально возможное описание сущности какого-либо объекта, явления, события, ситуации, процесса. Фрейм - это схема, каркас. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания занятия. Фреймы в образовании имеют различные названия: логико-смысловые модели В.Э. Штейнберга (схемы, включающих два компонента: смысловой компонент в виде основных понятий по теме занятия и логический компонент, организующий эти понятия в связную систему и поддерживающий выполнение операций анализа и синтеза); граф-схемы, матрицы, на основе дидактических единиц П.М. Эрдниева (в технологии укрупненных дидактических единиц используются одновременно все коды, несущие информацию: слово, рисунок, символ, число, модель, предмет, физический опыт); «паучки» Дж. Хамблина (графическое представление учебной информации в вид крупномодульных опор - граф-схем); и другие. Представление конспекта в структурно-логической форме имеет ряд преимуществ по сравнению с линейно-текстовым изложением учебного материала. Среди таких преимуществ можно выделить следующие: . Ведущее звено мыслительной деятельности составляет особая форма анализа - анализ через синтез. Эта операция составляет основу более глубокого понимания учебного материала путем его знакового моделирования. . Практически реализуется способ схематической визуализации информации, который представляет собой более рациональный прием работы с учебным материалом вообще. . Структурирование и схематизация текстовой информации являются важнейшими компонентами мнемического действия, составляющего основу процесса запоминания. . Структурно-логическая форма изложения материала помогает быстрее сформировать у обучающихся целостную картину изучаемого предмета. Это создает основу для дальнейшей организации процесса усвоения учебного предмета до необходимой глубины. Названные преимущества объясняют выбор педагогов структурно-логической формы изложения материла при подготовке к занятиям. Работа с опорными конспектами включает в себя несколько основных подсистем. опорный сигнал, как ассоциативный символ, несущий определенную смысловую нагрузку (условно - единица информации); опорный рисунок - условное, схематическое, легко воспроизводимое изображение информации или объекта; опорный блок - взаимное расположение опорных сигналов, содержащая в себе информацию части темы; блок-схема - в некоторых случаях несколько опорных блоков структурирующихся в более объемную конструкцию. Во-вторых, подсистема «Принципы составления», которая учитывает: лаконичность (недопустимость перегрузки); разнообразие. В-третьих, подсистема «Алгоритм составления»: отбор и чтение информации; составление плана; введение условных обозначений. В-четвертых, подсистема «Классификация», которая определяет типы опорных конспектов в соответствии с их изобразительной формой и дидактическим назначением: развернутый графический логический смысловой (шифрованный); текстуально-схематический опорный конспект [7. С. 90]. Таким образом, используя в практике подготовке к занятиям и в процессе проведения самих занятий, опорный конспект педагог реализует следующие компетенции: . Самоменеджмент: постановка проблемы (подготовка к занятию по определенной теме) и поиск решения (форма представления материла); целеполагание (определение целей занятия) и планирование (составление плана занятия); оценка результата и рефлексия (эффективность подачи информации). . Информационная компетентность: поиск информации (работа с источниками); обработка информации (выделение главного, кодирование, схематическое представление); использование информации (работа с опорным конспектом во время занятия). . Коммуникативная компетентность: публичная коммуникация (опорный конспект - как план содержания занятия); конструктивный диалог (опорный конспект - как «каркас» выстраивания диалога с обучающимися).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|