Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проектирование и методическая разработка опорного конспекта по теме «Методы управления» в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент»




 

Для разработки опорного конспекта по дисциплине «Менеджмент», нами была выбрана тема «Методы управления», имеющая важное значения для эффективного менеджмента, поскольку методы управления - это система правил и процедур выполнения различных задач управления с целью выработки рациональных управленческих решений.

В процессе конспектирования нами были осуществлены следующие действия:

. Отбор учебно-методического материала к занятию с использованием письменных источников.

. Изучение источников, отобранных для составления конспекта занятия.

. Выбор наиболее значимой и существенной информации по теме занятия.

. Компоновка отобранного учебно-методического материала.

. Обработка сведений с учетом будущей учебной ситуации: переформулирование, переконструирование отобранного учебно-методического материала и выделение основных (ключевых) понятий, используемых на каждом этапе занятия.

. Подбор языковых средств, помогающих ввести учебно-методический материал в конспект.

. Запись отобранного учебно-методического материала в новой графической форме, с попутным его сокращением.

Рассмотрим подробнее процесс методической разработки опорного конспекта по теме «Методы управления».

В качестве литературы для составления конспекта были рассмотрены учебники «Основы менеджмента» А.И. Афоничкина, «Основы менеджмента» В.Р. Веснина и «Управление персоналом» А.П. Егоршина. Выбор именно этих источников был обусловлен тем, что все они рекомендованы Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. В них рассматривается круг вопросов общего менеджмента, в том числе и интересующая нас тема - методы управления.

После изучения литературы, была отобрана наиболее значимая и существенная информации по теме занятия. В результате появился, конспект, подготовленный на основе извлечения и систематизации материала, определенных данных из нескольких посвященных одной теме источников. В том случае, когда конспект занятия создается на основе одного источника информации, говорят о монографическом конспекте; если к составлению привлекается несколько источников информации, то речь идет о комбинированном конспекте.

Для выделения из целостного отобранного содержания самое главное, предполагало: определить предмет темы, разделить информацию на логические части, рассортировать материал (отделить главное от второстепенного), найти смысловые опорные пункты, произвести группировку материала в виде записи, т.д.

В нашем комбинированном конспекте были выделены следующие блоки.

. Определение понятия «методы управления».

Методы управления - это способы осуществления управленческих воздействий для достижения целей. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам.

. Основные принципы управления:

принцип целенаправленности (все действия совершаются исходя из общих целей и задач процесса управления);

принцип оптимизации (позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внутрисистемных негативных процессов);

принцип стимулирования (необходимость внешних побуждений, элементов трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда).

. Классификация методов управления:

А). Административные методы(базируются на власти, дисциплине и взысканиях):

организационные воздействия - должностные инструкции, штатное расписание, устав организации, и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность персонала конкретной организации;

распорядительные воздействия - приказы, распоряжения, инструкции, указания;

дисциплинарная ответственность - штрафы, выговоры, понижение в должности, увольнение (из-за ненадлежащего исполнение или неисполнения трудовых обязанностей);

материальная ответственность - удержание части денег из зарплаты, лишение премии (обязанность работника возместить ущерб, причиненный им предприятию или отдельному лицу).

Б). Социологические методы (исследование и разработка социальных нормативов):

социальное планирование - выявление потребностей в определенном уровне оплате труда, жилье, условий труда, и т.д.

- социологические методы исследования персонала - анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, т.е. все то, что представляет необходимые данные для подбора, оценки и обучения работников;

- соревнование - реализуется стремление людей к успеху, первенству, достижениям;

- партнерство - налаживание разнообразных форм взаимоотношений внутри и вне коллектива (дружеское, деловое, по увлечению, семейное).

В). Психологические методы(обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам и поведению):

- психологическое воздействие - внушение, убеждение, просьба, совет, запрещение, требование, комплимент, намек, осуждение, похвала;

- психологическое планирование - планирование и организация мероприятий на создание и поддержание общего благоприятного климата в коллективе и позитивного настроя каждого сотрудника (тренинги, возможность бесед с психологами, корпоративные мероприятия).

Г). Экономические методы (способы воздействия на основе использования экономических законов):

- оплата труда - оклад, тарифная ставка, вознаграждения, материальная помощь;

- рабочая сила - потребность в сотрудниках, предложение на рынке труда, стоимость рабочей силы;

- плановое ведение хозяйства - план экономического развития, распределение ресурсов, капиталовложения, результаты.

После отбора ключевые моменты темы были нами преобразованы в опорный конспект, особенности которого заключаются в следующем:

1. Сжатие полной информации до малых размеров.

2. Наличие краткой аннотации каждого выделенного блока.

.   Использование ассоциаций, напоминающих о примерах, опытах, которые можно привлечь для конкретизации абстрактного материала. Эти ассоциации играют роль сигналов, вызывающих в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.

Информация, изложенная в первично-вторичном конспекте, была сжата до определения понятия «методы управления», перечисления основных принципов и методов управления. При чем при описании методов управления информация была представлена в виде визуальных ассоциаций, подкрепленных словесными примерами.

Например, объяснимая ассоциация на экономические методы управления - это изображение копилки и руки, опускающей в нее деньги. Здесь же даны примеры способов экономического воздействия (заработная плата, налоги, вложения), которые характеризуют данный метод. Так весь ассоциативный ряд выстраивается в логическую цепочку: метод - его назначение - основные особенности - характеристики.

Таким же образом представлены и другие методы управления.

Кроме того, между компонентами схемы обозначены связи: каждый метод согласуется с основными принципами управления, а эффективное и своевременное их применение позволяет достичь целей управления.

Таким, образом, применяя принципы составления опорного конспекта, нами был разработан конспект по теме «Методы управления», который графически представлен в Приложении.

Разработка опорного конспекта должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из закономерностей целостного педагогического процесса и условий деятельности педагога: наличие небольшого количества укрупненных единиц информации; выбор оптимального варианта изучения темы занятия; конспективное изображение изучаемого материала, его кодирование; логическая взаимосвязь, последовательность событий; указание главных понятий, их признаков, причинно-следственные связей, наиболее значимых личностей и фактов; принцип минимизации.

Соблюдение названных принципов в сочетании с выделением особенностей преподаваемой дисциплины, а также, использование алгоритма составления опорных конспектов, позволяет педагог при подготовке занятия, выстроить свою деятельность таким образом, чтобы представить учебный материал обучающимся с максимальной образовательной пользой для них.

Сжатие учебной информации, ее кодирование, с применением ассоциативного ряда обеспечивает целостность восприятия обучающимися преподаваемого материла, дает им возможность проследить связи как между частями этого материла, так и теории с практикой (через примеры).

Методическая разработка занятия по теме «Методы управления», а также графическое изображение конспекта может служить иллюстрацией применения опорного конспекта в практике преподавания дисциплины «Менеджмент».

 

 


Заключение

 

На сегодняшний день среди различных приемов повышения качества учебно-методической деятельности педагога выделяется разработка и использование опорного конспекта, который представляет собой наглядное изображение изучаемого материала, в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а так же введены знаки, напоминающие о примерах.

Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей разработки и использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.

В соответствии с названной цели был поставлен и решен ряд задач.

Во-первых, анализ педагогической литературы позволил определить сущность и назначение опорного конспекта в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.

Сущность опорного конспекта заключается в построении по специальным принципам такой визуальной модели содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смыслы изучаемой темы, а также используются графические приемы повышения эффекта запоминания и усвоения.

Составление и последующее использование опорного конспекта педагогом делает возможным эффективную систематизацию учебного материала, выделение существенных связей и обеспечение представлений обучающимся целостной картины изучаемого предмета, в соответствии с его спецификой.

Во-вторых, нами были выделены основные принципы составления и использования опорных конспектов в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент».

Разработка опорного конспекта должна подчиняться определенным принципам, вытекающим из закономерностей целостного педагогического процесса и условий деятельности педагога: наличие небольшого количества укрупненных единиц информации; выбор оптимального варианта изучения темы занятия; конспективное изображение изучаемого материала, его кодирование; логическая взаимосвязь, последовательность событий; указание главных понятий, их признаков, причинно-следственные связей, наиболее значимых личностей и фактов; принцип минимизации.

Так же нами была рассмотрена дисциплина «Менеджмент» с точки зрения дисциплины, входящей в профессиональный цикл обучения. Названная дисциплина устанавливает базовые знания для освоения специальных дисциплин и обладает рядом специфических особенностей, которые требуют учета при составлении и использовании опорных конспектов.

К таким специфическим особенностям мы отнесли:

практическую направленность;

самостоятельное освоение некоторых тем;

использование активных методов работы с обучающимися (тренинги, деловые игры, дискуссии, и т.д.);

преемственные связи с другими дисциплинами

возможность развития организаторских и коммуникативных навыков обучающихся.

В-третьих, нами был разработан опорный конспект по теме «Методы управления», который может быть использован в процессе преподавания дисциплины «Менеджмент».

При составлении опорного конспекта мы руководствовались принципами составления и использования опорных конспектов, а также особенностями преподаваемой дисциплины.

К особенностям разработанного опорного конспекта можно отнести:

наличие краткой аннотации выделенных блоков информации;

использование ассоциаций («сигналов»), напоминающих педагогу о примерах, которые можно привлечь для конкретизации материала.

Таким образом, при написании данной работы мы реализовали запланированную нами цель и достигли ожидаемого результата - изучили особенности разработки и использования системы опорных конспектов в процессе преподавания дисциплин профессионального цикла.

 


Список использованной литературы

 

1. Афоничкин А.И. Основы менеджмента: Учебник. СПб.: Питер, 2007. 528 с.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Проспект, 2009. 320 с.

.   Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. М.: Вита-пресс. 112 с.

.   Егоршин А.П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 2003. 720 с.

.   Ермолаева Н.А. Проблемы в становлении профессионализма педагога // Журнал прикладной психологии. 2005. №4. С. 2-7.

.   Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. 192 с.

.   Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. М.: Эксперимент. 2000. 176 с.

.   Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. М.: Айрис-Пресс. 2008. 256 с.

.   Кравчук Е.В. Опорный конспект как способ активизации учебного процесса в системе университетского образования/ http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/20-Kravchuk.htm

.   Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. 212 с.

.   Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М., 2008. 288 с.

.   Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений. М.: Юрайт, 2009. 430 с.

.   Пономарев И.П. Особенность обучения менеджменту // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №5. С. 130-143

.   Селеменев С.В. Новая Наглядность. // Педагогические технологии. 2002. №4. С. 158-162.

.   Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. Киев: МАУП, 2003. 152 с.

.   Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2002. 576 с.

.   Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1990. 383 с.

.   Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельность преподавателя // Школьные технологии. 2000. №3. С. 3-18.

.   Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 255 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...