Глава 2. Организация и методика исследования
Организация исследования
Исследование проводилось с ноября 2005 по май 2006 года и включало четыре этапа: Первый этап - (ноябрь - декабрь 2005г.) - выбор темы исследования, определение объекта и предмета исследования, определение цели и задач, формулировка названия работы, разработка гипотезы, составление плана исследования, работа с литературой. Второй этап - (январь - февраль) - общая организация исследований, составление программы исследований, разработка экспериментальной методики, подбор испытуемых и оборудования, выбор методов исследования. Третий этап - (февраль - март) - проведение эксперимента. Исследование проводилось на базе Красноярской краевой школы-интерната I вида для неслышащих детей с 13 февраля по 24 марта. Исходя из полученных результатов проведённого нами предварительного тестирования, были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Уровень подготовленности не имел достоверных различий. В эксперименте участвовало 24 учащихся 11-12 лет. Для успешного проведения эксперимента был подобран соответствующий инвентарь, а условия, в которых проводился эксперимент, соответствовали санитарно-гигиеническим нормам. В проведении педагогического эксперимента оказывала помощь преподаватель физической культуры школы глухонемых Санникова Елена Георгиевна. Также для более качественного общения с детьми оказывали помощь классные руководители и воспитатели. Планирование занятий осуществлялось в рамках образовательных уроков физической культуры. Продолжительность урока 40 минут. Обучению прыжку в длину с места уделялось 20 минут основной части урока. В вводной части проводилась общая и специальная разминка, в заключительной - подвижная игра. Для каждой группы было проведено 12 занятий.
В контрольной группе обучение прыжку проходило по методике, которая предполагала собой описание движений тела человека и его частей, то есть без применения ориентировочной основы действия (например: “спортсмен поднимает руки вверх чуть назад, прогибаясь в пояснице и поднимаясь на носки”; “опускает руки вниз-назад, одновременно опускается на всю стопу, сгибает ноги в коленных и тазобедренных суставах, наклоняясь вперед так, чтобы плечи были впереди стоп, а тазобедренный сустав находился над носками”). В экспериментальной группе основу методики обучения составила ориентировочная основа действия, которая предполагала выделение основных опорных точек с описание различных ощущений (мышечных и др.) и образных представлений (например: “во время выноса рук вверх необходимо подать туловище вперед на грани его падения, так чтобы тяжесть тела ощущалась на «кончиках пальцев»”; “в отталкивании самое активное участие принимают мышцы стопы, икроножные, мышцы спины и брюшного пресса”; “ускоряя это движение резким махом рук назад-вниз, как бы «загребая ими»”; “отталкивание подобно «взрыву бомбы»”). В обучении обеих групп очень активно применялся метод наглядности. Для каждой группы были нарисованы плакаты с письменным описанием техники прыжка для контрольной группы и основных опорных точек для экспериментальной. После проведения достаточного количества занятий для формирования навыка, было осуществлено контрольное испытание и экспертное оценивание. Четвёртый этап - (март - апрель) - обработка результатов исследования, формулирование выводов, оформление работы.
Методы исследования
Для сбора, обработки и анализа данных исследования мы использовали следующие методы: анализ научно-методической литературы;
контрольные испытания (тестирование); экспертное оценивание; педагогический эксперимент; методы математической обработки. Анализ литературных источников: Этот метод позволил составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов. Нами были проанализированы особенности психофизического развития и двигательные способности глухих детей, основы теории и методики обучения двигательным действиям, формирование ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре. Контрольные испытания (тестирование): Метод контрольных испытаний мы применяли для выявления уровня сформированности двигательного навыка, оценивали степень технической подготовленности. Контрольным тестом являлся прыжок в длину с места (Зациорский В.М.). Оборудование. Нескользкая поверхность с чертой, мерная лента (мерная лента располагается вдоль границы нескользящей поверхности). Описание теста. Испытуемый становится носками к черте, готовится к прыжку. Сначала он делает мах руками назад, затем резко выносит их вперед и, толкаясь двумя ногами, прыгает как можно дальше. Результат. Длина прыжка в сантиметрах в лучшей из трех попыток. Общие указания и замечания. Длина прыжка измеряется от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна с полом. Если испытуемый качнулся назад, и коснулся пола какой-нибудь другой частью тела, попытка не засчитывается и ему предлагается совершить повторный прыжок. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешается. Педагогический эксперимент: Это специально организуемое исследование, проводимое с целью определения эффективности применения методов, средств, форм, приемов и нового содержания обучения и тренировки. Нами был проведен сравнительный эксперимент (когда работа в одной группе проходит с применением новой методики, в другой - по общепринятой или иной), с целью выявления эффективности использования экспериментальной методики в обучении прыжку в длину с места глухих детей [14]. Методы математической обработки данных: С помощью этих методов мы определяли эффективность разработанной методики. Результаты обрабатывались по следующим статистическим характеристикам:
Средняя арифметическая величина:
Х = (Х1+Х2+Х3+Х4) / n,
где Х - значение отдельного измерения; n - количество человек. Среднее квадратическое отклонение (называемое также стандартным отклонением):
δ = (Х max - X min) / K, где X max - наибольшее значение варианты; X min - наименьшее значение варианты; K - табличный коэффициент, соответствующий определённой величине размаха. Ошибка средней арифметической величины:
m = δ / √(n - 1)
Достоверность различий средних арифметических оценивали по параметрическому критерию Стьюдента [14]: = (Xэ - Xк) / √(mэ² + mк²)
Результаты экспертного оценивания обрабатывались с помощью непараметрического критерия Уайта [21,28]. Экспертное оценивание: С помощью этого метода мы оценивали технику выполнения прыжка в длину с места. Оно осуществлялось одновременно с проведением контрольного испытания. В оценивании участвовали четыре эксперта. Описание экспертного оценивания. Тестируемые выполняли три попытки. После выполнения каждой попытки эксперты фиксировали в протокол ошибки техники выполнения прыжка. Если в последней попытке отсутствовали ошибки предыдущих попыток, то эти ошибки не учитывались в выставлении оценки. Итоговая оценка выставлялась по пятибалльной шкале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|