Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии законотворческого процесса.




Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в российской Конституции.

Законодательная инициатива — право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.

Согласно ст 104 Основного Закона РФ, правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты ГД; Правительство РФ; представительные органы субъектов РФ; Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ. Все перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы только по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в ГД. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Обсуждение законопроекта происходит на заседании ГД. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных положений.

Федеральные законы принимаются ГД большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению ГД.

При несогласии ГД с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

Некоторые законы, принятые ГД, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней. Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

 

66 Законность: содержание, требования, принципы. Законность и целесообразность.

Законность - строгое и неуклонное соблюдение и испол­нение всеми субъектами права юридических норм (законов и подзаконных актов).

Таким образом, нет соблюдения и исполнения требований - нет законности.

Если законность есть строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов и иных нормативно-правовых ак­тов, то о законности можно вести речь лишь применительно к соблю­дению и исполнению правил поведения, входящих в состав юридиче­ского права. Соблюдение и исполнение норм естественного права, норм института прав человека вообще не имеют отношения к форми­рованию института законности в пределах конкретного государство-образующего общества.

Содержание законности. Включает в себя систему действующего права, субъектов законности, гарантии, защиту, реализацию и обеспечение законности.

Принципы законности:

8. Принцип единства.

9. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.

10. Принцип неотвратимости наказания за нарушение законности.

11. Принцип верховенства закона.

12. Принцип защиты прав и свобод человека как приоритетной цели законности.

13. Принцип взаимосвязи законности и культурности.

14. Презумпция невиновности.

Гарантиизаконности - объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка.

Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей.

Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

Виды гарантий законности:

1) общие: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные;

2) специальные, или юридические: прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др.

Связь законности с целесообразностью проявляется в недопустимости отступлений от предписаний законов по соображениям полагаемой целесообразности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...