Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? «Мы» или «Я»? Факторы, влияющие на сплоченность группы.




Мир человека

Учебная программа для факультативных занятий

IX класс

 

 

 

 


Пояснительная записка

 

Стремление к самопознанию – пониманию себя, своих отношений с окружающим миром, своего места в мире – является чисто человеческой потребностью, и притом одной из важнейших. Программа факультативных занятий «Мир человека» для учащихся IX класса общеобразовательных учреждений направлена на удовлетворение данной потребности и отвечает общественной потребности в повышении гуманитарной культуры учащихся.

Факультативные занятия «Мир человека» интегрируют философские, культурологические, психологические, этические и другие знания о человеке, необходимые для успешной социализации и саморазвития личности, гармонизации межличностных отношений и призван помочь учащимся сформировать человекоориентированную концептуальную базу, которая необходима для понимания сложности собственной личности и путей саморазвития с помощью познания и самовоспитания. Содержание учебных материалов факультативных занятий формирует образ человека, который может стать основой развития для учащихся, находящихся на рубеже отрочества и юности. Следует заметить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное формирование Я-концепции и выработка жизненной стратегии, поэтому у учащихся существует достаточно высокая внутренняя мотивация для изучения данного факультатива. Вместе с тем ученики IX класса уже способны к абстрактным умозаключениям, у них достаточно развиты познавательные потребности и общеучебные умения и навыки.

Целью факультативных занятий «Мир человека» является формирование у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени.

Достижение данной цели возможно через решение факультативом следующих задач:

усвоение базовых, личностно-значимых знаний о человеке в психологическом, социальном, культурологическом, философском и этическом аспектах его существования с целью самопознания, активизации умения с наибольшей отдачей реализовать свою инициативу и возможности;

овладение умениями и навыками самопознания и самодиагностирования, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, грамотного анализа, контроля и прогнозирования своих психических состояний, коммуникативных ситуаций, поступков и поведения, социального взаимодействия и сотрудничества, социальной гибкости, коммуникативной толерантности;

воспитание гуманистической ценностной ориентации учащегося, содействие выработке им собственного мировоззрения и индивидуальной жизненной стратегии в рамках нравственности и социальной ответственности, воспитание потребности в самопознании и саморазвитии;

формирование положительного самовосприятия учащихся и осознания своей индивидуальности и уникальности, развитие уверенности в своих силах.

В структуру программы факультативных занятий « Мир человека» входят четыре темы: «Человек и общество», «Культура как поиск смысла», «Как овладеть искусством общения?», «Что такое нравственный человек?». Факультатив направлен на формирование аналитического пространства для осмысления знаний, приобретаемых на уроках обществоведения в IX классе, их упорядочения и структурирования, а также для совершенствования и отработки способов учебно-познавательной деятельности, заложенных в программе «Обществоведение» для IX класса.

В методическом плане курс «Мир человека» представляет собой совместный поиск ответов на жизненно важные вопросы, встающие перед каждым человеком. Факультативные занятия предполагают проблемный стиль преподавания, развивающий исследовательскую и творческую самостоятельность учащихся. В ходе освоения факультатива предполагается написание эссе, участие в дебатах и дискуссии. При изучении факультатива продуктивны способы групповой работы, эффективной коммуникации, критического и креативного мышления, поэтому большое количество учебного времени отводится практическим занятиям различной формы.

 


IX класс

«Мир человека»

(35 ч, в том числе 1 час – резервное время)

Введение (1 ч). Что может и должен знать человек о себе и других людях. Многообразие подходов к изучению человека и общества. Проблема человека как общая проблема всех наук.

Тема I. Многоликое Я (9 ч)

Откуда ты, Человек? Проблема происхождения человека в мифологии, религии, философии и науке.

Человек: вершина пирамиды или звено в цепи? Место и роль человека в природе.

Кто я? (или познай самого себя). Многоликое «Я».Образы «Я». Рефлексия, ее приемы. Проблема самооценки. Самосовершенствование. Самоутверждение.

«Посеешь характер – пожнешь судьбу…». Характер и поведение. Виды деятельности. Выбор профессии.

Что такое духовность? Внутренний мир человека и пути самосовершенствования.

Как изучать общество, в котором мы живем? Эволюция взглядов на общество в истории человечества. Сравнение формационного и цивилизационного подходов.

Кто творит историю? Роль личности в истории. Народные массы и личность. Ответственная жизненная позиция человека.

Практикум. Сделай себя сам. Составление программы саморазвития. Развитие стрессоустойчивости. Как развить волю.

Занятие обобщения. Что делает человека человеком?

Тема II. Культура как мир человека (8 ч)

Языки культуры. Путь человечества от природного состояния к культуре Культура как мир смыслов и знаков. Всякая ли деятельность порождает культуру? Как прочитать «культурные тексты»?

Народная, элитарная и массовая культура. Основные принципы народной культуры. Особенности элитарной культуры. Массовая культура – противоречие в определении или наш завтрашний день?

Культуры в культуре. Субкультуры и динамика их развития. Молодежная субкультура. Роль и место контркультуры в культуре.

Неисчерпаемое многообразие культур. Многоликий мир: Запад и Восток. Идея диалога культур.

Менталитет и национальный характер. Что такое национальный характер? Отечественная история, литература и философская мысль о менталитете белорусского народа.

Сокровищница мировой культуры. Всемирное наследие и культура мира.Критерии определения памятников и объектов культурного наследия.

Практикум. Приобщение к культуре. Как стать культурным человеком? «Портрет культурного человека».

Занятие обобщения. Культура как создание смысла.

 

Тема III. Как овладеть искусством общения? (8 ч)

Общение – роскошь или необходимость? Роль общения в жизни человека.

В чем сила общения? Общение как социальная потребность.

Я в группе и группа для меня. Разнообразие социальных ролей. Правила организации совместных действий. Проблема лидера и исполнителя.

Толерантность или конформность? Альтруизм или эгоизм? «Мы» или «Я»? Факторы, влияющие на сплоченность группы.

Как себя вести в конфликтной ситуации? Управление конфликтом и самоконтроль в конфликтных ситуациях. Пути выхода из конфликтной ситуации.

Лики общения в современном мире. Эволюция форм общения.Особенности Интернет-общения.

Практикум. Постигаем азы «общения без слов».

Занятие обобщения. «Общение – залог успеха». Принципы эффективного общения.

Тема IV. Что такое нравственный человек? (7 ч)

Эстафета нравственных ценностей в истории. Истоки нравственности. От заветов «семи мудрецов» к общечеловеческим ценностям. Идея ненасилия.

Человек и человечность. Качества нравственного человека. Типы личности по нравственной ориентации. Нравственный идеал и его соответствие действительности.

«Я выбираю свободу…». Нравственная свобода и моральная ответственность. Проблема морального выбора. Почему люди борются за свободу и страшатся ее? Существуют ли границы свободы?

«Поговорим, как взрослые, о дружбе, о любви» « Нет уз святее товарищества».Почему любовь называют «самым утренним из чувств»?

Предназначение и судьба человека. Ценности человеческой жизни. Как понимать чудо жизни и почему жизнь – это основа поиска ее смысла? Понятие судьбы в религиях и философиях мира.

Практикум. Пути нравственного совершенствования. В чем суть совершенствования? Существуют ли стандарты совершенствования? Почему так трудно встать на путь совершенствования? Совершенствование и совершенство.

Урок обобщения. Этика гуманизма. Нравственные искания XXI века. Жизненные ориентиры и нравственные ценности современной молодежи.

 

Заключение. «Человек? Человек!».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...