Книга о частичном омовении (вуду') 4 глава
зина' — прелюбодеяние, которым считается связь мужчины с любой женщиной, которая ему не дозволена, если оба прелюбодея знают об этом. зульм — несправедливость. Зу-ль-Хулейфа — микат для жителей Медины. В настоящее время это место называется Абьяр-Али. зухд — отречение от мира. 'ибада — поклонение 'ид аль-адха — праздник жертвоприношения, начинающийся десятого числа месяца зу-ль-хиджжа и продолжающийся четыре дня. 'ид аль-фитр — трёхдневный праздник, начинающийся в первый день шавваля, месяца, следующего за рамаданом. 'идда — период воздержания, равный четырём месяцам и десяти дням или исчисляемый по трём менструальным циклам, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выходить замуж; продолжительность этого периода может быть и иной, что определяется различными факторами, например, возрастом женщины, беременностью и так далее. 'Идда для женщин, попавших в плен и ставших рабынями, именуется — истибра' — и ограничивается продолжительностью одного менструального цикла. иджма' — единодушное решение общины или же религиозных авторитетов, иджтихад — деятельность авторитетного знатока религии, имеющего право самостоятельно решать такие вопросы религиозно-право- вого характера, на которые не имеется прямых указаний в Коране и сунне. Заниматься иджтихадом могли только лица, в совершенстве владевшие арабским языком и хорошо знавшие его грамматику, наизусть помнившие Коран и знавшие его толкования, хорошо знавшие сунну и комментарии к ней, а также отвечавшие целому ряду других требований. иза'р — название одежды в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер икама — объявление о начале молитвы. Икама читается муэззином в мечети непосредственно перед началом молитвы среди собравшихся людей. По форме икама идентична азану, если не считать того, что она в два раза короче[716], так как всё, что во время возглашения азана произносится четырежды, здесь произносится дважды, а то, что во время азана повторяется дважды, здесь произносится один раз. Ещё одно отличие состоит в том, что после слов «Спешите к спасению» во время возглашения икамы дважды повторяются слова Кад камат ас-саля[т] — 'Молитва началась!
ик'а — в качестве шариатского термина слово ик'а используется для обозначения такой позы, когда человек, совершающий молитву, в течение непродолжительного времени между двумя земными поклонами сидит на пятках, а пальцы его ног обращены в сторону киблы, что соответствует сунне. 'ильм — знание; наука. иля' — клятва, которую муж даёт в том, что он в течение определённого времени не будет поддерживать никаких отношений с женой имам (букв, 'находящийся впереди; предстоятель') — титул предстоятеля на молитве, духовного руководителя, главы мусульманской общины; почетное прозвище крупных религиозных авторитетов и религиозно-политических лидеров. Подобно титулу шейх, титул имам стал непременным атрибутом имён некоторых выдающихся деятелей исламского мира, например, имам Малик, имам аш-Шафи'и. има'н — вера; основами или же догматами веры являются вера в Аллаха, Его ангелов, Его посланников, Его Писания, День воскресения, а также в предопределённость всего дурного и хорошего. инаба — 'обращение'; имеется в виду возвращение к Аллаху с помощью проявления повиновения и удаления от непокорности; обращение близко к покаянию, но подразумевает нечто более тонкое, указывая на доверие по отношению к Аллаху и поиски убежища у Него, иснад — перечисление имён передатчиков хадиса. ислам — покорность воле Аллаха.
исра' ва ми'радж — вознесение пророка на небеса и его ночное путешествие в Иерусалим. О ночном путешествии (исра) и вознесении (ми'радж) упоминается в Коране (см. аяты 17:1, 53:12-17) и ряде достоверных хадисов. Согласно наиболее распространённому мнению, ночное путешествие и вознесение состоялись в 27-ю ночь месяца раджаб за год до переселения в Медину (то есть в 621 г.). истикама — 'прямота'; как шариатский термин означает неуклонное выполнение всех велений Аллаха и полный отказ от всего запрещённого Им. истислах (другое название — аль-масалих аль-мурсаля) — метод выведения правового решения на основе свободного суждения о его полезности для всего общества. В качестве источника законодательства этот метод признаётся маликитами и ханба- литами, в отличие от шафиитов и ханафитов. истисхаб — презумпция; принцип, согласно которому предполагается или считается установленным, что известное положение дел остаётся неизменным, пока не будет доказано обратное. Согласно этому принципу, каждый, кого обвиняют или подозревают в чём-либо, считается невиновным, пока не будет доказано обратное; любые действия считаются дозволенными, пока не возникнут те или иные ограничения; сомнение не опровергает установленные факты, которые могут быть опровергнуты только ясными доводами. истихсан — предпочтение; предпочтительное решение. Согласно одному из определений, истихсан представляет собой отклонение суждения по аналогии в пользу более сильного суждения или аргумента. Можно сказать также, что истихсан есть предпочтение одного суждения по аналогии другому. Это особое, необычное юридическое суждение по определённому вопросу. Такому суждению предпочтительно следовать ввиду наличия более сильного аргумента или иных причин, в силу которых следует отказаться от использования обычного суждения. Некоторые факихи маликит- ского толка определяют истихсан как исключение. и'тикаф — период неотлучного пребывания в мечети в течение определённого времени с целью постоянного поклонения Аллаху, когда человек покидает её только в силу крайней необходимости, например, для удовлетворения своих естественных потребностей, участия в похоронах мусульман, а также по иным уважительным причинам.
истинбат — извлечение правовых решений из основополагающих источников Шариата в тех случаях, когда они не содержат прямых указаний по тому или иному вопросу ифтар — состояние, противоположное состоянию поста. ифтираш — название такой позы молящегося, когда во время произнесения слов первого ташах- худа он сидит левой ягодицей на левой ступне, подняв правую ступню вертикально и направив её пальцы в сторону киблы[717]. ихляс — искренность; искрен нее исповедание единобожия. ихляль — громкое произнесение тальбийи. ихрам — состояние паломника, совершающего хаджж или 'умру, когда он должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане. Ихрамом именуется также особая одежда, в которую в определённом месте (микат) облачается человек, совершающий большое или малое паломничество. Ихрам состоит из двух кусков чистой белой некроёной материи. Один кусок (рида) паломник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другим (изар) опоясывается ихсан — слово, образованное от глагола — ахсана — 'делать что-либо хорошо; совершать благодеяние; делать добро кому-либо! В Коране и сунне ихсан понимается как искренность (чистосердечие), проявляемая человеком при исполнении религиозных обязанностей и противопоставляемая всему показному. йакин — истинная уверенность, глубокая убеждённость. Йаум ад-дин — День воздаяния. Йаум аль-кийама — День воскресения. Йаум ан-нафр (12 или 13-й день месяца зу-ль-хиджжа, когда паломники покидают долину Мина после выполнения всех необходимых обрядов хаджжа у 'Арафата, в аль-Муздалифе и Мине. йаум ат-тарвийа — день снабжения водой; 8-й день месяца зу-ль-хиджжа, в который паломники запасались водой, готовясь к выступлению на 'Арафат. Ка'ба (Кааба) — главная святыня ислама, храм в Мекке, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы. каба'ир — тяжкие грехи, искупление которых требует покаяния и возмещения нанесённого людям ущерба. кадар — предопределение.
калиму Ллах — 'собеседник Аллаха', эпитет пророка Мусы кари' — чтец и знаток Корана. касама — клятва, которую приносят пятьдесят родственников убитого, заявляющих о своих правах на получение выкупа в том случае, когда тело убитого обнаруживают на чужой территории, а убийца не известен. Если пятидесяти родственников не набирается, то присутствующие, среди которых не должно быть женщин, детей, умалишённых и рабов, дают такую клятву пятьдесят раз. Так же называется клятва обвиняемых, которые освобождаются от уплаты выкупа, если поклянутся в непричастности к убийству. Каусар — река в Раю. кафир — неверный. каффара — искупление за совершённый грех (так, например, человек, нарушивший клятву, в качестве искупления должен накормить десять бедняков). кахин — в доисламской Аравии так называли прорицателя, впадавшего в транс и получавшего от джиннов какие-то сведения о сокрытом (гай) или ответы на вопросы, которые прорицателям задавали люди. В состоянии транса прорицатели обычно говорили рифмованной прозой (садж"). курсы — подножие трона Аллаха. кибла — направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места. кийас — суждение по аналогии, то есть извлечение правового решения по случаю, который прямо не предусмотрен основополагающими источниками Шариата, по аналогии со случаем, прямо предусмотренным этими источниками, в силу наличия общего обоснования суждения ('илля), на котором строится сопоставление. кира'а— один из семи способов чтения Корана. кисас — разряд наказаний, требующих воздаяния равным за убийство или нанесение увечья. Китаб — Писание; Коран. кунут — многозначное слово, которое используется для обозначения долгого стояния (кийам) во время молитвы, а также для обращения к Аллаху со словами мольбы во время молитвы, а именно — во время стояния после поясного поклона последнего раката молитвы кунья — почётное прозвище по имени сына или дочери, например, Абу Ахмад — 'отец Ахмада' куфр— неверие. Различаются большое и малое неверие. Большое неверие (аль-куфр аль- акбар), которое является величайшим и непростительным грехом, несовместимым с исламом, бывает пяти видов: а) куфр ат-такзиб — неверие в ниспосланную свыше истину или отрицание хотя бы одной из основ веры (см. иман); б) куфр аль-иба ва-т-такаббур ма'а т-тасдик — неверие, выражающееся в отказе от подчинения велениям Аллаха из высокомерия, несмотря на убеждённость в истинности этих велений; в) куфр аш-шакк ва-з-занн — неверие, выражающееся в сомнениях или недостаточной убеждённости в истинности хотя бы одной из основ веры;
г) куфр аль-и'рад — неверие, выражающееся в сознательном отказе принимать истину; д) куфр ан-нифак (неверие лицемера, объявляющего себя верующим. Малое неверие (аль-куфр аль- асгар — находит своё выражение в совершении целого ряда греховных действий, которые квалифицируются шариатом как куфр, но являются менее тяжкими, чем грех большого неверия, и не ставят человека вне рамок ислама. ли'ан — призывание супругами проклятий друг на друга в том случае, когда муж обвиняет жену в неверности, но не может этого доказать, а жена обвиняет мужа во лжи. лейлят аль-кадр — ночь предопределения или могущества, о которой говорится в 44-й и 97-й сурах Корана. В эту ночь пророку Мухаммаду , были ниспосланы первые аяты Корана. В своих комментариях к «Книге о достоинстве ночи предопределения» «Сахиха» аль-Бухари Ибн Хаджар приводит сорок шесть мнений улемов относительно того, когда следует ожидать наступления этой ночи, указывая, что наиболее предпочтительным является мнение, согласно которому в разные годы ночь предопределения приходится на разные нечётные ночи последней декады рамадана. По мнению шафиитов, этой ночью является 21-я или 23-я ночь рамадана, но в большинстве своём улемы сходятся на том, что это — 27-я ночь месяца. ляух махфуз (Хранимая Скрижаль, небесный источник всех Священных Писаний (см.: сура 85, аят 22). магази (ед. ч. магза — sbL.) — военные походы. мазй — прозрачная уретральная жидкость, которая может выделяться у мужчины в состоянии возбуждения, мазхаб — многозначное слово, в узком терминологическом смысле означающее 'правовая школа', 'бого- словско-юридический толк! макам Ибрахим — 'место Ибрахима! Так именуется камень со следами человеческих ног, на котором стоял пророк Ибрахим №11 во время возведения стен Каабы. Около этого места паломники совершают молитву после обхода Каабы. макам махмуд — 'достохвальное место', обещанное пророку Мухаммаду Аллахом (см. аят 17:79); заняв это место в День воскресения, пророк обратится к Аллаху с величайшим заступничеством за людей, и все они воздадут ему хвалу. маля'ика — ангелы; существа, сотворённые Аллахом из света. Относятся к одной из трёх категорий разумных существ (две другие — люди и джинны). манасик — обряды хаджжа. Марва — холм в Мекке, расположенный в непосредственной близости от Каабы. ма'рифа — познание (Аллаха). ма'руф — то, что одобряется Шариатом или установившимся обычаем. мархаля — расстояние, которое путник покрывает за день. аль-масджид аль-акса — мечеть в южной части харама Иерусалима, одна из важнейших святынь ислама. аль -масджид аль-харам — Запретная, или же Священная, мечеть, на территории которой находится Кааба, главная святыня ислама. аль-масих ад-даджжаль — Лжемессия, который явится в мир в конце времён, матн — информационная часть хадиса. махрам — близкий родственник, заключение брака с которым по Шариату запрещено махр — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака; махр принадлежит только жене и обеспечивает её в случае смерти мужа или развода по его требованию. махшар — место сбора всех людей в День воскресения. аль-маш'ар аль-харам — место, которое находится в долине Муздалифа близ горы под названием Майкада и считается наиболее предпочтительным местом пребывания паломников в Муздалифе во время хаджжа. микат — место, в котором паломник облачается в ихрам и начинает произносить тальбию во время совершения хаджжа или 'умры. миллят — это слово используется в Коране для обозначения религии (дин), а также для обозначения сообщества единоверцев, религиозной общины (умма). Аль-Куртуби считает, что термин миллят идентичен термину Шари'ат, а не термину дин, и определяет миллят и Шари'ат (религиозный закон) как «то, к совершению чего Аллах призвал Своих рабов», а дин — как «то, что рабы Аллаха совершают по Его велению». Мина — долина близ Мекки, где совершается один из обрядов хаджжа — побивание камнями идолов. минбар — возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу. михраб — ниша в стене мечети, обращённой в сторону Мекки, куда должны поворачиваться молящиеся. му'авама — продажа урожая будущего года или нескольких лет. аль-му'аввизат — общее название 112-й, 113-й и 114-й сур Корана. аль-му'аввизатани — общее название 113-й и 114-й сур Корана, муаззин — человек, обязанностью которого является произнесение призыва к молитве (азан) мудд — мера объёма и веса. Выполнение многих установлений Шариата, например тех, которые имеют отношение к закяту или совершению омовения, требует знания некоторых мусульманских мер объёма и веса, и поэтому весьма важно дать им определение и указать, как они соотносятся с современными единицами измерения. Как указывает В. Хинц[718], основу «всех мусульманских весов составляют дирхам (дирхем), который восходит к греческой драхме, и мискаль (динар), который основывается на римско-византийс- ком солиде. Канонически, то есть согласно Шариату, мискаль и дирхам относятся как 10:7. Все остальные определения весов зависят от надёжного установления этих двух единиц. Эта задача пока не решена достаточно удовлетворительно». Другими словами, на современном этапе говорить об абсолютно точных определениях не приходится. В хадисах чаще всего упоминается о муддах и са', которые в разные периоды времени и в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга, нас же интересуют канонические меры веса и объёма, относящиеся к периоду возникновения ислама. Как указывается в «Лисан аль- 'араб» и других толковых словарях арабского языка, по мнению жителей Хиджаза, которое разделял аш- Шафи'и, 1 мудд равнялся 1 Узратля, тогда как Абу Ханифа и жители Ирака считали, что 1 мудд равнялся 2 ратлям. Однако в обоих этих случаях речь идёт об определении мудда как единицы измерения веса. Поскольку мудд является также единицей измерения объёма, предлагались и другие методы установления величины этой единицы. По определению некоторых улемов, объём мудда вчетверо больше объёма того, что может вместить пригоршня человека среднего телосложения, или же равняется объёму того, что может поместиться в его ладонях, если соединить их друг с другом. Как отмечает шейх 'Абдуллах ибн Мансур аль-Гуфайли, статья которого послужила для нас источником, многие улемы определяли мудд как единицу веса через багдадский ратль, считая, что 1 мудд равен 1 1/3 ратля, а 1 са' = 4 муддам = 5 1/3 ратля. Вес багдадского ратля (1 ратль = 12 укиям, а 1 укия = 40 дирхемам) определялся по-разному, однако, по мнению шафиитов, ханбалитов и некоторых маликитов, вероятнее всего, сначала он приравнивался к 128 4/7 дирхема (так называлась и серебряная монета), или 90 мискалям (1 мискаль = 13/7 дирхема). Исследователи расходятся во мнениях относительно эквивалента дирхема в современных единицах измерения. Расхождения объясняются тем, что факихи давали разные определения этой меры веса, поскольку в прошлом дирхем приравнивался к весу определённого количества ячменных зёрен. Так, например, в большинстве своём шафииты, ханбалиты и маликиты считали, что дирхем соответствует весу 55 ячменных зёрен, а ханафиты — 70. Некоторые современные исследователи считали, что «весовой дирхем» (дирхам алъ-кайлъ) не соответствовал весу серебряной монеты (дирхам ан-накд), однако никаких убедительных подтверждений этому нет. Путём взвешивания золотых динаров (динар — монета и мера веса) эпохи Омейядов было установлено, что средний вес динара равнялся 4,24 г, а поскольку вес динара, или же мискаля, и дирхема относятся как 10:7, ясно, что серебряный дирхем весил примерно 2,97 г. Из этого следует, что вес канонического мудда равнялся примерно 508,75 г, а вес канонического са' — примерно 2 035 г. Согласно другому мнению, средний вес дирхема составлял 3,17 грамма, а вес са' — 2 173 грамма. Члены Комитета крупнейших улемов Саудовской Аравии считают, что вес мудда равен примерно 650 г, а вес са' — 2 600 г, относительно чего была издана соответствующая фетва. Предпочтительным является мнение, согласно которому канонический мудд равен 508,75 г, а канонический са' — 2 035 г. Исходя из этого, следует считать, что объём одного са' хорошей пшеницы равен примерно 2,430 л. Палатой мер и весов Саудовской Аравии были проведены замеры объёма пригоршней у сорока человек среднего телосложения, которые показали, что объём мудда равен примерно 628 мл, а объём са' — примерно 2 512 мл. Использовались и другие методы подсчёта, согласно одному из которых объём мудда равен примерно 786 мл, а объём са' — примерно 3 144 мл. му'джизат — сверхъестественные вещи или же чудеса, которые с соизволения Аллаха совершались пророками, мир им, или же происходили с ними. музабана — запрещённый в исламе вид торговой сделки, когда несобранные финики или любые иные плоды, количество которых можно определить лишь приблизительно, обмениваются на сушёные, вес или объём которых известны. музара'а — издольщина. При такой форме аренды земли арендатор рассчитывается с хозяином частью урожая. Муздалифа — долина между 'Арафатом и Миной, именуемая также Джам', где паломники проводят всю ночь с 9 на 10 зу-ль-хиджжа или большую её часть. мукалляф — совершеннолетний, то есть достигший возраста половой зрелости и дееспособный мусульманин, который обязан выполнять установления Шариата, за что он несёт полную ответственность. Признаком достижения половой зрелости у юношей являются поллюции, а у девушек — начало месячных или (в обоих случаях) появление волос на лобке. Имам аш-Шафи'и считал, что в случае отсутствия вышеупомянутых признаков совершеннолетие наступает в 15 лет. По мнению имама Абу Ханифы, в подобном случае совершеннолетним следует считать того, кому исполнилось 18 лет. Мультазам — так именуется часть стены Каабы между Чёрным камнем и её дверью. мунафик — лицемер. мункар — порицаемое Шариатом. мусалля — место молитвы. мут'а — временный брак; заключать такие браки разрешалось в первые годы после переселения пророка в Медину, но впоследствии (вероятнее всего, в 630 г.) они были запрещены. мутафаххиш — человек, который передаёт людям непристойные или неподобающие слова, произносимые другими. муташабихат — не вполне ясные аяты Корана. муфассаль — общее название всех сур Корана, начиная с 50-й суры «Каф» и до конца. мухабара — аренда земли за известную долю будущего урожая, по условиям которой арендатор засевает землю своими семенами, мухаддис — знаток хадисов, занимающийся их собиранием, передачей и классификацией, мухаджир — переселенец; мухаджирами называли мусульман, переселившихся из Мекки в Медину из-за преследований со стороны многобожников. мухакаля — продажа несобранного урожая за известное количество зерна. мушрик — многобожник. набй — пророк. навафиль — общее название любых добровольных молитв, постов и прочих благочестивых дел. Добровольной (дополнительной — нафиля — именуется молитва, совершаемая по примеру пророка . Любая добровольная молитва, которую пророк совершал неуклонно, называется сунна ратиба. (мн. ч. сунан раватиб). Такие молитвы подразделяются на две категории: к первой относятся молитвы, совершаемые до или после обязательных молитв, а ко второй — те, совершение которых не связано с определённым периодом времени. Количество добровольных молитв, относящихся к первой категории, равно как и количество ракатов, из которых они состоят, определяется факихами разных мазхабов по-разному. К примеру, по мнению ханафитов, ими являются: молитва в четыре раката с одним таслимом перед полуденной молитвой; молитва в два раката перед утренней молитвой; молитвы в два раката после послеполуденной, закатной и вечерней молитв. наджш — набивание, взвинчивание цены. Имеются в виду такие случаи, когда человек, состоящий в сговоре с продавцом, предлагает за товар больше денег, чем реальный потенциальный покупатель, чтобы ввести последнего в заблуждение и побудить его предложить ещё больше. насыха — благожелательное и искреннее отношение; искренний совет. насх — отмена. нафс — душа. нахй — запрет (имеется в виду не абсолютная запретность, а крайняя степень нежелательности). нахр — жертвоприношение. нашш — мера веса; 1 нашш = 1/2 укии. никах — фактическое вступление в супружеские отношения, после которого брак считается свершившимся. нифак — лицемерие. Следует различать два вида лицемерия — нифак 'амали, то есть лицемерие, проявляющееся в делах и не ставящее человека вне рамок ислама, в отличие от нифак и'тикади, то есть лицемерия, имеющего отношение к убеждениям. нубувва — пророчество. раджм — смертная казнь за прелюбодеяние через побивание камнями, которая осуществляется в присутствии кади или его уполномоченного только по приговору суда, выносимому на основании показаний четырёх свидетелей. К подобному наказанию приговариваются только лица, состоящие в браке. Ар-Раййан — название врат, через которые войдут в Рай люди, соблюдавшие пост рак'ат — цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных сур или аятов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана «Аль-Фатиха», которая каждый раз читается в обязательном порядке. рамаль — быстрый и мелкий шаг, которым мужчины, согласно сунне, должны совершать первые три круга во время обхода Каабы. рами — побивание камешками идолов в долине Мина во время хаджжа. расул — посланник. риба' — ростовщичество. Различаются два вида ростовщичества. Первым является риба аль-фадль — обмен друг на друга товаров или драгоценных металлов одного вида не в равных количествах. Второй вид именуется риба ан-наси'а — предоставление ссуды с условием, что через определённое время должник вернёт больше, или же предоставление ему отсрочки по выплате долга на таких же условиях. Как эти, так и все прочие виды ростовщичества, к числу которых относятся и любые банковские услуги, связанные с выплатой или взиманием процентов, являются запретными. pибa' — благоволение. ридда — вероотступничество. рийа' — совершение чего-либо напоказ другим. рукба — предоставление кому- либо дома или земли с условием, что в случае смерти дарителя или получателя дара это имущество будет принадлежать наследникам дарителя; или: такая форма дарения, когда даритель предоставляет кому-либо дом или землю в пожизненное владение, выдвигая следующее условие: «Я отдаю тебе дом (землю), и если ты умрёшь первым, то он снова будет принадлежать мне, если же я умру первым, то он останется тебе» рукъя — заговор; чтение определённых сур (аятов) Корана или обращение к Аллаху с мольбами по примеру пророка в случае болезни, укуса змеи или умопомешательства. рукн (мн. ч. аркан) — столп. руку' — поясной поклон. pyx — дух. са' — мера объёма, о которой часто упоминается в хадисах. См. статью мудд. ас-саб'у ль-масани — семь повторяемых; так именуются семь постоянно повторяемых аятов Корана, из которых состоит сура «Аль-Фатиха». саваб — награда савик — походная еда быстрого приготовления. Её основу составляла пшеничная или ячменная крупа, проваренная с жиром, мёдом или финиками, которую перед употреблением увлажняли. садак — подарок жениха, приносимый в дом невесты во время сговора (хитба или свадебного торжества и дающийся в счёт махра. садака — добровольная помощь нуждающимся; подаяние; милостыня. са'й — ритуальный бег паломника, семь раз преодолевающего расстояние между холмами ас-Сафа и аль-Марва во время 'умры или хаджжа. саляват ат-таравих — дополнительные вечерние молитвы, совершаемые мусульманами во время поста в рамадане. салят — молитва, являющаяся одним из пяти столпов ислама. Девятью условиями действительности молитвы являются; исповедание ислама, наличие разума, достижение определённого возраста, устранение осквернения, устранение нечистого, прикрывание определённых частей тела, наступление установленного времени, обращение лицом к кибле и наличие намерения. Насчитывается четырнадцать столпов[719] (аркан) молитвы: совершение молитвы стоя при наличии такой возможности; произнесение слов «Аллах велик» в начале молитвы; чтение «Аль-Фатихи»; совершение поясного поклона; выпрямление после поясного поклона; совершение земного поклона на семи частях тела; выпрямление после земного поклона; сидение между двумя земными поклонами; сохранение спокойствия при совершении всех столпов молитвы; совершение всех столпов молитвы в определённом порядке; чтение последнего ташаххуда; сидение для чтения последнего ташаххуда; мольба за пророка , и произнесение двух таслимов. Насчитывается восемь обязательных элементов (ваджибат) молитвы, которыми являются каждое произнесение слов «Аллах велик» — Аллаху акбар —, за исключением произнесения такбират алъ-ихрам в начале молитвы, произнесение слов «Слава моему великому Господу» — субхана Раб- бийа ль-Азым — во время поясного поклона, произнесение имамом и тем, кто совершает молитву в одиночестве, слов «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу» — сами'а Алах лиман хамида-ху — произнесение слов «Господь наш, хвала Тебе» — Рабба-на, ва ля-ка ль-хамд — каждым молящимся, произнесение слов «Слава моему высочайшему Господу» — субхана Раббийа ль-А'ля — во время земного поклона, произнесение слов «Господь мой, прости меня» — Рабби гфир ли —между каждыми двумя земными поклонами и сидение для чтения первого ташаххуда. Если во время молитвы по невнимательности или намеренно не будет выполнен один из её столпов, это сделает молитву недействительной. Если во время молитвы намеренно не будет выполнен какой-нибудь из её обязательных элементов, это сделает молитву недействительной, если же какой-нибудь обязательный элемент не будет выполнен по невнимательности, положение можно исправить с помощью совершения земного поклона (суджуд ас-сахв) после завершения молитвы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|