Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные подходы к регулированию рынка в экономической теории




ВВЕДЕНИЕ

 

Невидимая рука рынка - метафора, предложенная шотландским экономистом XVIII века Адамом Смитом для обозначения объективного рыночного механизма, который координирует решения производителей, продавцов и потребителей. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая невидимой рукой, активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, часто даже не думая об этом и действуя лишь в собственных интересах. На основе этих рассуждений А.Смит делает вывод о том, что рынок это саморегулирующаяся система, которая не нуждается во вмешательстве государства. Однако, следующее поколение экономистов, на основе практических наблюдений за развитием рынка в различных условиях, усомнились в правильности постулата А.Смита. За последние 200 лет были предложены иные теории и практические модели регулирования рынка внешней силой. Каждая из предложенных теорий и моделей имела сильные и слабые стороны, и к настоящему проблема взаимодействия рыночных механизмов и государственного вмешательства в их действие к настоящему времени далека от окончательного разрешения. Вышесказанное обуславливает актуальность исследования и сравнительного анализа принципа «невидимой руки» и государственного вмешательства в действие рыночных механизмов.

Цель курсовой работы - проведение сравнительного анализа принципа «невидимой руки» рынка и государственного регулирования рыночной экономики. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

. Проанализировать научные подходы к регулированию рынка государством в экономической теории;

. Сделать сравнительный анализ эффективности принципа «невидимой руки» и моделей государственного регулирования рыночной экономики.

Объект исследования в курсовой работе - рыночный механизм функционирования экономической системы. Предмет исследования - соотношение рыночных механизмов и государственного вмешательства как средств регулирования экономической системы.

В ходе исследования были проанализированы теоретические труды по экономической теории и институциональной экономике Брю С. Гребнева Л.С., Гринберга Р. Кейнса Дж.М., Макконнелл К., Нуреева Р.М., Рубинштейн А, Смит А. и других авторов.

В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как анализ и синтез, индукция и дедукция. В совокупности они позволили обеспечить достоверность сравнительного анализа и обоснованность выводов. Частными методами исследования выступили исторический анализ, анализ практик государственного регулирования рынка в различных странах.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в которых решаются задачи исследования, заключения и списка литературы.


 

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическое содержание понятия «рынок»

 

Рынок - одна из основополагающих категорий в экономической теории, сфера в которой представлены экономические отношения между субъектами. Закономерности функционирования рынка - важный раздел экономической науки. Рынок возникает на стадии производящего типа хозяйствования, когда складываются:

общественное разделение труда.

экономическая обособленность товаропроизводителей

самостоятельность производителя товара (услуг) и свобода предпринимательства.

Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж.М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и многие другие. В экономической науке сложилось несколько подходов к пониманию сущности рынка.

Французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются, выделяя сущностные признаки рынка: свободу участников и гибкое ценообразование.

Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. У. Джевонс в качестве критерия рынка изучал «тесноту» связи между продавцами и покупателями.

Развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений привлекло внимание ученых к сфере обращения. В литературе можно встретить следующие определения:

Рынок - обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок - сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Но рынок не сводится только к обмену, рынок, как экономическая категория, в системе общественного воспроизводства действует и в сферах производства, распределения, обмена и потребления. Отечественные экономисты рассматривают «рынок» как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта.

В западной экономической литературе представлен подход, в котором рынок рассматривался в аспекте субъектов рыночных отношений: Ф. Котлер определяет рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов, А. Маршалл изучает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.

Ф. Хайек (1899-1992) описывает рынок как механизм эффективного использования экономическими агентами информации, П. Самуэльсон акцентирует внимание на значении механизма цен, как регуляторе производства, известны и другие подходы к пониманию рынка. Очевидно, что в процессе развития рынка как явления общественной жизни, учеными-экономистами исследовались различные аспекты и уровни. Можно заключить, что рынок многофункциональное понятие, выражающее отношения между субъектами производства, распределения, обмена и потребления и форма связи субъектов.

В истории неоднократно предпринимались попытки разработать и внедрить модели нерыночного устройства общества: «Утопия» Т. Мора и «Город Солнца» Т.Кампанеллы, идеи коммунистического устройства общества К.Маркса и опыт построения социализма в бывшем СССР, однако, к настоящему времени только в условиях рынка реализуется понятный для людей механизм материальной заинтересованности в результатах своего труда.

В структуре рынка выделяются объекты и субъекты (экономические агенты) экономических отношений. Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются собственно деньги. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Взаимодействие всех субъектов наглядно реализуется в модели кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, выступают как покупатели товаров и услуг, с другой - имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду), могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

В модели кругооборота участвует и государство, которое предоставляет домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей - это государственные денежные выплаты на социальные нужды - пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей - это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Модель кругооборота наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют свои экономические интересы, которые могут совпадать или противоречить интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы - получить максимальную прибыль, государство - достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам - носителям рыночных отношений. Рынок как система общественных отношений имеет достоинства и недостатки.

К достоинствам рынка относятся: свобода выбора и ответственность за результаты.; эффективное распределение ресурсов на основе рационального ведения хозяйства; адаптацию к изменениям условий хозяйствования; высокая чувствительность к достижения НТП; саморегулирование и побуждение и материальное стимулирование к экономической деятельности.

К недостаткам рынка относятся: нестабильность развития, выражающаяся в спадах и подъемах, отсутствие гарантий на реализацию права на труд, экономическое и социальное неравенство, потребительское отношение к окружающей среде, отсутствие интереса к фундаментальным научным исследованиям, ко всему, что не приносит конкретную и зримую отдачу и прибыль, отсутствие интереса к решению социальных задач.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...