Правовой статус налоговых органов.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов,В указанную систему входят:федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, иего территориальные органы. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506). Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей; за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а такжеобеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами.
В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы НК РФ. Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах РФ» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий: нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов. Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне. Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
Структура территориальных органов ФНС России:1) центральный аппарат ФНС России;2) управления ФНС по субъектам РФ;3) инспекция ФНС в субъектах:межрайонная инспекция;инспекции по районаминспекции по городам без районного деления;инспекции по районам в городах.Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности:по федеральным округам;по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.
Считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок. По общему правилу ст.45 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Иногда исполнение налоговой обязанности м.б. возможно на других лиц (например:ст.24 НК; ст.50 НК; ст.26 НК; ст.74 НК).В зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность м.б. исполнена:- в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога согласно ст.78 НК.; - при взимании налога у источника выплаты налогооблагаемая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.Налоги уплачиваются в наличной или безналичной форме. Уплата в безналичной форме производится путем подачи платежного поручения перечислить сумму налога с банковского счета налогоплательщика в кредитную организацию, в которой открыт данный банковский счет. Уплата налога в наличной форме может производится посредством почтового перевода, через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительской власти. Выделяют три основных методологических способа уплаты налога:- по декларации;- у источника выплаты дохода;- кадастровый способ уплаты налога.
При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполненную в установленном порядке налоговую декларацию В ней указываются сведения о полученных доходах и производственных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также другие юридически значимые для налогового органа сведения. При уплате налога у источника выплаты дохода налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерий предприятия или предприниматели, производящие выплату дохода (заработной платы, сумм материального поощрения и т.д.) Кадастр – этом реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте России – российских рублях. Налогоплательщик должен уплатить налог в установленный надлежащий срок или (при наличии такого желания) досрочно. При нарушении такого правила налогоплательщиком уплачиваются пени за просрочку налогового платежа. Неуплаченная или не полностью уплаченная сумма налога в установленный срок является недоимкой, наличие которой является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных сумм налоговым органом Налог(сбор) не признается уплаченным в случаях:- отзывы налогоплательщиком платежного поручения на перечисленные суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);- возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисленные суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);- когда на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога имеются иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии гражданским законом РФ исполняются в первоочередном порядке, а налогоплатильщик не имеет достаточных средств на счёте для удовлетворения всех требований.
Обязанность по уплате налогов при реорганизации юридического лица исполняет его правопреемник (ст.50 НК РФ)… Обязанность по уплате налогов и сборов. А также пений и штрафов ликвидируемой организации, исполняется ликвидационной комиссией за счёт денежных средств и имущества прекратившей своё существование организации… Налог за безвестно отсутствующее лицо уплачивается лицом, которое уполномочено органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Обязан-ность считается исполненной: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств со счета налогопл-ка в банке при наличии на нем достаточного ден. остатка на день платежа; 2) с момента отражения на лицевом счете организации операции по пере-числению; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу наличных денежных средств для их перечисления; 4) со дня вынесения нал. органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соотв. налога; 5) со дня удержания сумм налога нал. агентом, если обяз-ть по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогопл-ка возложена на налогового агента; 6) со дня уплаты декларационного платежа в соотв. с ФЗ об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами
В соответствии с НК РФ (ст. 24) налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов. Налоговые агенты - лица, выплачивающие другим субъектам доходы:работодатели;банки, выплачивающие доходы физическим лицам;российские организации, осуществляющие выплаты иностранным физическим или юридическим лицам. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов; 5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.Категории представителей:1) Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. 2) Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.Представительство в налоговых отношениях следует отличать от понятия «постоянное представительство», используемого налоговым законодательством для определения правового статуса иностранных организаций — налогоплательщиков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|