Взыскание налога в принудительном порядке за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя.
налоговый кодекс РФ в действующей редакции предусматривает 2 различных порядка взыскания налога (сбора). 1. По общему правилу в административном порядке - на основании решения налогового органа. Сначала взыскание должно быть обращено на безналичные денежные средства организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 46 НК РФ), и лишь при невозможности осуществления взыскания за счет этих средств оно может быть осуществлено за счет иного имущества организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 47 НК РФ). Несоблюдение данной процедуры взыскания является основанием для признания недействительными актов налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет иного имущества должника - организации или индивидуального предпринимателя.2. Взыскание налога (сбора) в судебном порядке производится в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание налога (сбора), наличия неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу обоснованности соответствующих требований, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 45 НК РФ. Порядок взыскания. 1. при обнаружении у налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сборов недоимки по налогу или сбору налоговый орган направляет ему об этом письменное извещение, которое называется требованием об уплате налога (сбора). В извещении помимо суммы недоимки и соответствующих пеней указывается установленный налоговым органом срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить недостающие суммы, такой срок составляет 10 календарных дней, если более продолжительный срок не указан в самом извещении.2. Если в установленный в требовании срок налогоплательщик все же не перечислит требуемые суммы в бюджет, налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных сумм в принудительном порядке за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) - на счетах в банках.соответствующее решение должно быть вынесено не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора). Решение о взыскании, принятое по истечении указанного двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению банком не подлежит (абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ). В таком случае взыскание неуплаченных сумм производится только в судебном порядке. А именно налоговая инспекция в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) может обратиться в суд с иском о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающихся к уплате суммы налога или сбора, а также пеней. 3. В течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов.
Инкассовое поручение направляется налоговым органом в любой банк, где открыты расчетные (текущие) счета налогоплательщика –Инкассовое поручение налогового органа о перечислении сумм налога (сбора) и соответствующих пеней в бюджетную систему РФ подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ГК РФ (4 очередь).При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком инкассового поручения налогового органа такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств. Если денежных средств на счетах налогоплательщиков оказывается недостаточно для полного погашения недостающих сумм либо у налоговых органов нет информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).
Решение о взыскании недоимки и пеней за счет иного имущества должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа. В течение 3 дней с момента вынесения решения о взыскании за счет имущества налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ. Судебный пристав-исполнитель в течение 3 дней со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копия - не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и налогоплательщику (под расписку или заказным письмом). Если в установленный в постановлении срок (пять дней) суммы недоимки и пеней не будут уплачены налогоплательщиком, судебный пристав-исполнитель приступает к исполнению. Исполнительные действия должны быть совершены в 2мес. срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обращение взыскания состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации (установлен порядок очередности).
Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы (ст. 19 НК РФ). Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога.. Налогоплательщики-организации. В налоговом праве понятие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реализации предписаний Налогового кодекса РФ организации подразделяются на два вида:российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги.Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются, поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения. Налогоплательщики — физические лица:граждане РФ;иностранные граждане;лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налогоплательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предприниматели и налоговые резиденты РФ. Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ также относит частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. Индивидуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя. Так, ст. 11 НК РФ указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства, при исполнении налоговых обязанностей не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.. Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности. налоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в наследство и т.д.), дееспособность — по достижении определенного условия (регистрация в качестве предпринимателя, достижение определенного возраста и т.д.).Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах;существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов (представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица — в суд общей юрисдикции);право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц н.органов соблюдения налоговой тайны;право обращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, право использовать налоговые льготы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|