Синтетическое топливо из углей
⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23 Большое значение имеет создание промышленной технологии получения синтетических жидких топлив на базе огромных запасов бурых и каменных углей, в состав которых входят органические и минеральные компоненты. Перечень и вещественное содержание этих компонентов предопределяет выбор направлений использования и методов комплексной переработки углей. Существенное влияние на дальнейшее расширение глубокой переработки углей оказывает технический прогресс, представляющий собой непрерывное развитие и совершенствование орудий труда и технологических процессов в этой области. К настоящему времени разработаны и проходят проверку новые технологические схемы и процессы, внедрение которых значительно расширит масштабы комплексной переработки углей. К таким процессам в первую очередь относятся высокоскоростной пиролиз, гидрогенизация и термическое растворение. Высокоскоростной пиролиз (полукоксование) — процесс последовательного нагрева предварительно измельченного до пылевидного состояния угля сначала газовым до температуры 300 °С (сушка), а затем твердым теплоносителем до температуры 650 °С (разложение с выделением основной массы паров смол и тяжелых углеводородов). При взаимодействии с твердым теплоносителем происходит теплообмен с высокими скоростями. Это позволяет резко интенсифицировать процесс по сравнению с традиционными схемами полукоксования и обеспечить более чем в 2 раза выход продуктов пиролиза. В результате такого интенсивного разложения получаются полукокс (68%), энергетический газ (15%) и смола (17%), которые характеризуются следующими качественными показателями: Полукокс Зольность,%................................. 12...20
Содержание летучих,%..................... 5... 19 Теплота сгорания, кДж................. 27,21...28,05 Насыпной вес, кг/м3....................... 760 Смола, % Карбены-карбоиды................................ 5 Асфальтены............................................ 5 Фенолы.................................................. 26 Нейтральные масла................ 47 Осмоляющиеся............................. 14 Пиридиновые основания.............. 2 Карбоновые кислоты................... 1 Глава 9 перспективы использования новых видов топлива
Энергетический газ,% Углекислоты......................................... 23 Оксиды углерода.............................. 16,8 водорода............................. 24,2 Удельные углеводороды................... 25,0 Непредельные углеводороды.. 4,7 Кислород............................................. 0,5 Азот...................................................... 6,2 Сероводород....................................... 0,3 Теплота сгорания, кДж/кг..... 20,09 Удельный нес, кг/м3....................... 1,04 Исследованиями установлена возможность выделения из смолы до 47% дистиллятной части, из которой около 50% отгоняется в виде бензиновой фракции. Жидкие топлива из тяжелой части смолы могут быть получены при ее замедленном коксовании. Гидрогенизация — процесс получения жидких и газообразных продуктов из углей под давлением 10 МПа, при температуре 420...430 °С и объемной скорости 0,8... 1 ч ' в присутствии пасто-образователя — донора водорода, катализаторов (солей железа и молибдена) и надбавок ингибиторов радикальной полимеризации. К настоящему времени разработан ряд новых решений. В частности, это относится к предварительной сушке угля газовым теплоносителем в вихревых камерах, механохимической подготовке углемасляных суспензий, очистке газов низкотемпературной короткоциклонной адсорбцией, сжиганию шламов и сточных вод и регенерации катализаторов. Количество органической массы угля (ОМУ), превращаемое в жидкие и газообразные продукты, составляет 90...92%. Жидкие продукты с температурой кипения до 300 °С подвергаются переработке с применением процессов гидроочистки, каталитического риформинга и гидрокрекинга с получением высокооктанового бензина и дизельного топлива, выход которых составляет 45...50% по отношению к исходному углю (ОМУ).
Термическое растворение — технология получения из углей тяжелых жидких экстрактов и выработки синтетической нефти и моторных топлив путем деструктивной гидрогенизации продуктов термического растворения. Работы ведутся в Институте горючих ископаемых, носят поисковый характер и проводятся на лабораторной аппаратуре. Процесс ведется при давлении 5 МПа, температуре 415 °С, объемной скорости 1...1,3 чл по пасте с использованием дистиллятного растворителя с температурой кипения 200...350 °С (содержащего до 33% донора водорода), в количестве 1,8 по отношению к углю. Последующая переработка жид- ких продуктов включает фильтрование, коксование беззольного экстракта, гидрогенизационную переработку сырого бензина и части регенерированного растворителя. Выход продуктов составляет: бензин автомобильный — 7,45%, электродный кокс — 12,45%, битум — 25,92%, газы — 12,17%, остаточный уголь — 25,92%, потери — 8,63%. Полученные предварительные результаты свидетельствуют о значительно меньшем выходе моторных топлив, чем в процессе прямой гидрогенизации. ГОРЮЧИЕ СЛАНЦЫ Кроме России, добычу горючих сланцев и производство синтетического топлива в промышленных масштабах осуществляют в КНР, где производство составляет 0,3 млн т в год, и в Бразилии, где производство сланцевой смолы доведено до 50 тыс т/год. На пороге промышленного освоения месторождений горючих сланцев находятся США, Марокко, Австралия. Разработаны различные варианты добычи и переработки сланцев. Все они предусматривают термическое разложение с получением синтетических топлив и побочных продуктов — серы, аммиака, кокса и т. д. Перспективными способами переработки сланцев являются газификация на парокислородном дутье под давлением (Саратовский политехнический институт) и термическое растворение (ИГИ). Исходя из предварительных разработок при газификации, возможно получение газа с калорийностью 3000 ккал/кг в объеме 9 млн т у. т. (если газифицировать все сланцы), что позволит в перспективе в Поволжье сэкономить до 10% котельно-печного
топлива. При термическом растворении 40 млн т горючих сланцев возможно производство около 20 млн т у. т. высококипящего беззольного экстракта и 2 млн т у. т. газа. По расчетам, целесообразно беззольный экстракт прямо использовать в качестве дорожных битумов, а высвобожденные битумы использовать в дальнейшей переработке с производством энергетической продукции. Большое значение для повышения экономичности использования волжских сланцев имеет выделение и утилизация попутно залегающих полезных ископаемых, микрокомпонентов, редкоземельных металлов и серы. Исходя из запасов, уровней подготовленности к промышленному освоению и имеющегося опыта разработки сланцевых месторождений возможна, начиная с 2008 г., разработка месторождений горючих сланцев Поволжья с доведением в перспективе до 30...40 млн т в год.
Глава 9 БИТУМИНОЗНЫЕ ПОРОДЫ Значительным резервом развития в стране индустрии дополнительного углеводородного сырья являются битуминозные породы. Это комплексное органоминеральное сырье, которое при термическом воздействии способно выделять органическую составляющую, являющуюся заменителем нефти, а минеральные остатки, остающиеся после отделения «синтетической» нефти, являются прекрасным сырьем для строительной и дорожной индустрии. Месторождения и скопления битуминозных пород довольно многочисленны, и географическое размещение их крайне неравномерно. В связи с плохой изученностью прогнозные запасы «синтетического» топлива, содержащегося в битуминозных породах, варьируют от 20 до 30 млрд т. Значительные разведанные запасы размещаются на территории Татарстана, Ульяновской и Самарской областей, где они залегают на глубинах до 400 м. Имеются месторождения природных битумов на Северном Кавказе, Восточной Сибири, в Коми и других районах нашей страны. За исключением Татарстана и Якутии специальных геологоразведочных работ на битумы в стране не проводили.
Наиболее изученными считаются скопления битуминозных пород в пермских отложениях Татарстана. В соответствии с решением ГКЗ в качестве основы для планирования геологоразведочных работ приняты запасы в размере 1,0 млрд т с битумона-сыщенностью свыше 5%. По степени разведанности эти запасы относятся к категории прогнозных. СПИРТОВЫЕ ТОПЛИВА Как компоненты моторных топлив спирты — метанол, этанол ранее в периоды острой нехватки топлива уже использовались. В настоящее время за рубежом наибольший практический опыт накоплен по использованию этилового спирта. В начале 70-х годов XX в. в связи с возрастающими требованиями к качеству используемых топлив, необходимостью расширения сырьевой базы производства моторных топлив возрос интерес и к использованию метанола как топлива или добавки к нему. Известны такие топлива, как «газохол», «дизохол». Значительный интерес к спиртовым топливам, особенно ме-танольному, обусловлен рядом причин, из которых главными являются: в экологическом отношении такие топлива более прием- ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА немы, чем синтетический бензин и другие не нефтяные топлива, хранение и распределение аналогично бензину, их применение дает возможность достичь повышения топливной экономичности двигателя. Все это достигается при одновременном расширении ресурсов моторных топлив нефтяного происхождения. Технически доказана возможность использования метанола: в качестве 5 и 15% добавки к бензину; для производства высокооктановой добавки к топливу — МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир); для производства бензина из метанола; в чистом виде. Бензометанольная смесь, содержащая 5% метанола, ввиду расслаивания при температуре -3 °С может быть использована как летний вид топлива. Если использовать 1,5 млн т метанола в качестве такой добавки, расширение ресурсов моторных топлив может составить 0,8 млн т. В целом бензометанольные смеси стабильны в эксплуатации, выхлопы компонентов в отработанных газах значительно снижены: углеводородов на 10...20%, оксидов азота — на 30...35%. В настоящее время в лабораториях проводят работы по использованию метанола в чистом виде. Однако такое использование требует значительных изменений конструкций серийных двигателей, которые не могут быть осуществлены на современном уровне развития техники. Отрабатывают раздельную подачу метанола от бензина. Такие двойные топливные системы имеют ряд преимуществ. По данным ГосНИИметанолпроекта, при внедрении двойных топливных систем потребуется расход метанола в объеме до 10% объема бензина и он может использоваться во всех климатических зонах. Такая подача топлива позволяет также использовать низкооктановый бензин.
ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В настоящее время основным сырьем в России для производства водорода является природный газ, из которого производят более 90% водорода. Уже разработаны и внедряются перспективные методы извлечения водорода из водородо содержащих газов различных производств: низкотемпературная конденсация, адсорбция, абсорбция, мембранная технология. Производство водорода этими методами значительно экономичнее, чем на специальных установках паровой конверсии углеводородных газов, считающейся наиболее дешевым методом производства водорода. Перспективным источником является уголь. Однако в программе развития водородной Глава 9 ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ВИДОВ ТОПЛИВА
энергетики в стране на перспективу предусмотрено, что основным сырьевым источником получения водорода станет вода, для разложения которой должно быть использовано тепло высокотемпературного ядерного реактора (ВТЯР). Водород обладает очень высокой теплотой сгорания: при сжигании 1 г водорода получают 28,6 кал тепловой энергии (при сжигании 1 г бензина — 11,2 кал), его можно транспортировать и распределять по трубопроводам, как природный газ. Главным преимуществом водородной энергетики является возможность экономии традиционного энергетического сырья за счет широкого использования водорода в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания (как в чистом виде, так и в виде добавки) и газотурбинных двигателей (авиатранспорт, электроэнергетика). Испытания показали, что более эффективно использовать водород в виде 5... 10% добавки к бензину, поскольку использование чистого водорода ведет к нарушению рабочего процесса двигателя и выделению больших количеств NOx, а также к усложнению хранения больших количеств водорода на борту автомобиля. Такая смесь позволяет повысить топливную экономичность двигателя на 20...25%, снизить эксплуатационный расход бензина на 35...40% и токсичность отработавших газов по СО в 15-20 раз, по углеводородам в.1,5-2,0 раза и окислам азота в 10-15 раз. В связи с отсутствием товарных ресурсов водорода на начальном этапе перевод автомобильного транспорта на бензоводород-ные композиции целесообразно проводить по определенным регионам, в которых имеются либо достаточные ресурсы вторичного водорода, являющегося побочным продуктом химических и нефтехимических производств, либо имеются достаточные ресурсы технологических газов, из которых может быть получен дешевый водород. С целью получения пиковой электроэнергии использование водорода в энергетике необходимо рассматривать одновременно с использованием электроэнергии АЭС для производства водорода электролизом воды с дальнейшим сжиганием его для выработки электроэнергии в часы максимальных нагрузок, либо в паровой турбине, в парогенераторе и МГД-генераторе, либо в МГД-генераторе и парогенераторе. Расчетные значения затрат на магистральный транспорт водорода на большие расстояния при той же передаваемой мощности оказываются в 3-5 раз ниже затрат на транспорт электроэнергии. 9.7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВИЭ Если в 1980 г. доля производимой электроэнергии на ВИЭ в мире составляла 1%, то по оценке Американского общества инженеров-электриков к 2005 г. она достигнет 5, к 2020 — 13 и к 2060 г. — 33%. По данным Министерства энергетики США, в этой стране к 2020 г. объем производства электроэнергии на базе ВИЭ может возрасти с 11 до 22%. В странах Европейского Союза планируется увеличение доли использования ВИЭ для производства тепловой и электрической энергии с 6 (1996) до 12% (2010). Исходная ситуация в странах ЕС различна. И если в Дании доля использования ВИЭ с 3% в 2000 г. достигла 10%, то Нидерланды планируют увеличить долю ВИЭ с 3% в 2000 г. до 10% в 2020 г. Основной результат в общей картине определяет Германия, в которой планируется увеличить долю ВИЭ с 5,9% в 2000 г. до 12% в 2010 г. в основном за счет энергии ветра, солнца и биомассы. Главными причинами, обусловившими развитие ВИЭ, являются: · обеспечение энергетической безопасности; · сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; · завоевание мировых рынков ВИЭ, особенно в развивающихся странах; · сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений; · увеличение потребления сырья для неэнергетического использования топлива. Масштабы роста использования ВИЭ в мире на ближайшие 10 лет представлены в табл. 9.1. Таблица 9.1 ПРОГНОЗ РОСТА УСТАНОВЛЕННОЙ МОЩНОСТИ ВИЭ В МИРЕ, ГВт
Примечания: 1. В строке «фотоэлектричество» в скобках указано годовое производство фотоэлементов. 2. I, II сценарии развития геотермальной энергетики, соответственно при ежегодном росте 10% и 15%. Контрольные вопросы 1. Какие новые виды жидкого и газообразного топлива могут быть 2. Как можно получить «синтетическое» топливо? 3. Где в России размещены основные залежи сланцев и какова перспектива их вовлечения в ТЭБ страны? 4. Для каких целей можно использовать спиртовые топлива? 5. Каковы перспективы развития водородной энергетики? 6. Каковы перспективы развития ВИЭ? 7. Что образуется из пылеугольного топлива при высокоскоростном пиролизе? 8. Как происходит гидрогенизация углей? 9. В чем преимущества спиртовых топлив по сравнению с синтетическими бензинами и другими не нефтяными топливами? 10. На сколько процентов можно на автомобильном транспорте при эксплуатации снизить расход бензина при использовании 5... 10% добавки водорода? СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ L. Бурман А. П. и др. Основы современной энергетики. — М. МЭИ. 2002. 2. Безруких П. П., Арбузов Ю. Д., Борисов Г. А. и др. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии. С.-Пб. Наука. 2002. 3. Бушу ев В. В. Об энергетической стратегии России // Вестник электроэнергетики, 1998, № 3. 4. Гриценко А. И. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии.— М.: ВНИИГАЗ. 1996. 5. Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигении топлива в котлах.— М.: М.О Гидроме-теосздат. 1985. 6. Сибикин Ю. Д., Сибикин М. Ю. Технология энергосбережения. Учебник. М.: Форум—Инфра—М. 2006. 7. Ятров С. Н., Жилина Л. В., Сибикин Ю. Д. и др. Энергосберегающие технологии в СССР и за рубежом в 2 т. М.: Фирма «Энергосбережение». 1993. 8. Будрейко Е. Н., Зайцев В. А. Введение в промышленную экологию. М.: Профобр. 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|