Программа по развитию факультета аэромеханики и летательной техники на 2016 год
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Во всем мире в настоящее время авиационная отрасль является одной из наиболее высокотехнологичных и перспективных. Кроме того, как показывают последние события, только страна, способная производить собственные летательные аппараты и собственные двигатели, соответствующие мировому уровню или превосходящие его, способна обеспечить свой суверенитет в широком смысле этого слова. Хорошо известно, что создание перспективных образцов летательной техники начинается задолго до первого полета, а именно в научных институтах, с исследования фундаментальных вопросов аэродинамики, механики полета, электроники, которые создают задел для будущих образцов техники. ФАЛТ организовывался как площадка для подготовки высококвалифицированных научных кадров для НИИ авиационной отрасли и, как показала его пятидесятилетняя история, с этой задачей он справлялся: сейчас подавляющее большинство научных и управленческих работников высокого уровня в ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ, а также в других НИИ – выпускники ФАЛТ. Перемены 1990х – 2000х годов внесли свою коррективу в работу факультета. Однако, несмотря на события последних двух десятилетий, на ФАЛТе сохранился потенциал для подготовки высококвалифицированных научных работников, а также для выполнения научных работ мирового уровня, а порой и превосходящих его. Поэтому основной целью руководства факультета должно стать раскрытие этого потенциала в полноценную действующую систему. При этом высокие показатели эффективности коллектива факультета должны стать не целью, а следствием его работы. ФАЛТ является уникальным факультетом МФТИ, расположенным отдельно от основного кампуса института достаточно близко к основным базовым организациям – ЦАГИ, ЛИИ, ЦИАМ. Это является, с одной стороны, сильным преимуществом, а с другой стороны – порождает ряд сложностей. Основной задачей руководства должно быть максимальное использование преимуществ и максимальное нивелирование сложностей.
В силу своей компактности на ФАЛТе все составляющие успешной работы связаны между собой гораздо теснее, чем на других факультетах, поэтому любое изменение в одной из сфер деятельности может достаточно сильно изменить другую сферу. Привлечение абитуриентов. Для успешного освоения программы физтеха и дальнейшей работы по специальности требуются мотивированные, талантливые и хорошо подготовленные абитуриенты. Однако в большей части абитуриентов все эти качества одновременно не проявляются. В связи с этим, планируется активизировать поиск талантливой молодежи и проведение мотивирующих мероприятий с подготовленными и подготовительных мероприятий с мотивированными. Опыт 2015 года работы инициативной группы молодых преподавателей (работа в ВФТШ ФАЛТ, конференции шольников и выездные олимпиады с участием представителей факультета) показал потенциальную возможность и пути реализации набора мотивированных подготовленных студентов с высоким баллом. Вместе с тем, следует использовать также и показавшие свою эффективность наработки прошлых лет. Планируется, что данные мероприятия повысят средний балл поступающих на ФАЛТ и проходной балл до среднего значения по институту. Основными мотивирующими факторами для молодежи, как показала практика, являются возможность самореализации и высокие успехи в выбранной области специализации, уважение окружающих и достойные условия жизни (зарплата, жилищные условия, соцпакет). Однако в процессе обучения мотивация зачастую ослабевает, поэтому студент должен «подпитываться» энтузиазмом. Самыми простыми и эффективными средствами, как показывает опыт, являются встречи с ведущими учеными в данной области, участие в научных работах и доклады результатов на международных конференциях за рубежом, интересные и содержательные лекции, семинары и практические работы, зарубежные стажировки, общение с иностранными студентами как из числа приехавших в МФТИ на учебу, так и во время зарубежных стажировок. Отсюда становятся понятными следующие направления развития факультета.
Кадровый состав. На ФАЛТ работает достаточно много известных ученых, однако основной проблемой является возраст преподавателей. К сожалению, ситуация 90х годов привела к тому, что в науке осталось мало работников, чей возраст на данный момент составляет от 40 до 60 лет (самая работоспособная часть). Ещё более печально, что старшее поколение в силу естественных причин покидает образовательный процесс. Кроме того, за время существования создалась система воспроизводства преподавателей внутри ФАЛТ без притока свежих кадров извне, что в ряде случаев сказывается негативно. Для улучшения ситуации планируется следующее: организация передачи опыта и активное вовлечение в преподавание молодых специалистов, занесение опыта старших на бумагу, поиск и привлечение «внешних» кадров - выпускников других факультетов и ВУЗов, зарекомендовавших себя как грамотных специалистов. Планируется увеличение доли штатных преподавателей. Помимо преподавательского состава планируется также подготовка кадрового резерва на управляющие должности. Учеба и преподавание. В последние годы и от студентов, и от преподавателей высказывается ряд замечаний и предложений по учебному процессу с целью улучшения последнего и повышения уровня подготовки студентов. Планируется работа по улучшению курсов, более тесной интеграции материалов различных предметов с целью создания более целостной картины изучаемых предметов, лекции приглашенных ученых, в том числе и из-за рубежа. Будут поощряться подготовка и издание авторских методических пособий и монографий. С другой стороны, необходимо также и повышение учебной дисциплины со стороны студентов и аспирантов. В настоящее время процент защит кандидатских диссертаций на ФАЛТ крайне низок. Здесь необходимо предпринять решительные шаги на всех этапах – от поступления в аспирантуру до своевременной защиты. Должны быть введены как меры наказания, так и меры поощрения, причем не только самих аспирантов, но и их научных руководителей и руководства кафедр.
Отличительной особенностью ведущих ВУЗов из не-англоязыных стран мира является преподавание ряда курсов (а порой и всей программы) на английском языке. Это, в частности, позволяет выпускникам легче интегрироваться в международное научное сообщество. Планируется ввести на ФАЛТе чтение ряда спецкурсов на английском языке (так как в настоящее время запущена англоязычная магистерская программа «Aerodynamics», то техническая сторона вопроса может быть решена достаточно легко). Научно-исследовательская работа. Без научных исследований мирового уровня в стенах ФАЛТа, а не только в базовых организациях, трудно добиться полноценного функционирования факультета. При этом данные исследования не должны входить в конкуренцию и конфликты с тематикой исследований и работами базовых организаций, а гармонично их дополнять. Планируется увеличить объем НИР на факультете по сравнению с существующим уровнем. Будут развиваться не только уже существующие направления, но и открываться новые. Одним из таких вариантов может стать, например, автомобильная аэродинамика, акустика, прочность. Экспериментальная база. В науке нельзя ограничиваться только теоретическими исследованиями, следует их дополнять расчетными и экспериментальными. Для этого требуется собственная экспериментальная база и компьютерные мощности. При этом оборудование не должно дублировать существующие образцы, находящиеся на базовых предприятиях и на других факультетах МФТИ, а разумно их дополнять. Планируется как совершенствование существующей экспериментальной базы, так и приобретение нового оборудования. Экспериментальное оборудование планируется использовать как для научно-исследовательских целей, так и для привлечения средств на факультет.
Международная деятельность. Последние несколько лет международные аспекты деятельности факультета значительно активизировались. ФАЛТ посылает студентов и сотрудников на профильные международные конференции, на зарубежные стажировки, принимает иностранные делегации. Преподаватели факультета читают лекции в ведущих аэрокосмических университетах мира. На ФАЛТе обучается значительное количество иностранных студентов и стажеров, второй год реализуется англоязычная магистерская программа, заключены соглашения с рядом ведущих аэрокосмических университетов мира. Планируется дальнейшее развитие международного сотрудничества: расширение списка университетов, с которыми ведется сотрудничество, увеличение числа иностранных студентов и изменение их «географии» в сторону увеличения количества европейских, индийских, китайских. В перспективе планируется также привлекать студентов из США и Канады. Ведется работа над программой двойных дипломов. В 2016 году планируется проведение уже третьего международного семинара ERBA на территории кампуса ФАЛТ. Связь с другими факультетами и ВУЗами. Несколько обособленное географическое положение ФАЛТ привело к недостаточности контактов с остальными факультетами МФТИ как на уровне студентов, так и на уровне преподавателей и исследователей. Однако такое взаимодействие всегда дает положительный эффект всем сторонам процесса, поэтому планируется расширение взаимодействия с основным кампусом МФТИ. Требования к набору в магистратуру и аспирантуру однозначно говорят о необходимости притока студентов других ВУЗов в МФТИ и, в частности, на ФАЛТ. В связи с этим, следует расширять формальные и неформальные связи с другими российскими ВУЗами аэрокосмического профиля. Союз попечителей. Уникальным явлением среди других факультетов МФТИ является Союз попечителей (СП) ФАЛТ МФТИ. Организованный в 90-е годы выпускниками ФАЛТ, добившимися высокого положения в бизнесе, он много раз помогал факультету в трудные моменты. За прошедшие 20 лет выросло следующее поколение выпускников, реализовавших себя в этой сфере, поэтому планируется провести работу по их привлечению в СП. Внеучебная деятельность. Для своего нормального развития студенты должны иметь не только грамотно организованный учебный процесс, но и возможность внеучебной самореализации. Планируется, как и прежде, всячески поощрять и поддерживать студентов во внеучебных видах деятельности, улучшающих профессиональные навыки, укрепляющих здоровье и повышающих культурный уровень.
Естественно, всегда нужно улучшать условия проживания и быта студентов в общежитии. Хотя летом 2015 года общежитие было основательно отремонтировано, есть направления, в которых ещё требуется работать. Следует также рассмотреть возможность расширения полномочий органов студенческого управления (студсовет, профком) с целью повышения чувства ответственности и самостоятельности студентов. Объединяющая идея. Такое компактное образование как ФАЛТ для нормального функционирования должно иметь сплоченный коллектив студентов, преподавателей, сотрудников. Для сплочения нужна в том числе идея, цель, и она должна быть близка каждому. Поэтому важная задача руководителя – понять и сформулировать эту идею и последовательно воплощать её в жизнь.
Совершенно очевидно, что все запланированные мероприятия не смогут быть реализованы в течение года, однако первые результаты планируется увидеть к началу осеннего семестра 2016 года.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|