Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и приёмы работы с учебником по географии




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ

 Методы и приёмы работы с учебником по географии

 Анализ учебников географии

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ ГЕОГРАФИИ

 Работа с учебниками физической географии

Работа с учебниками экономической географии

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении и хозяйственной деятельности своего края, Украины и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила о поведении в природе.

Учебник - один из методов передачи информации с помощью практической деятельности и восприятия. Можно выделит следующие приемы работы с книгой: составление плана, конспектирование, анализ таблиц, схем, практические работы, трудовая деятельность[9;23].

В настоящее время возрастает роль учебника, усложняются его функции. Он должен не только обеспечить усвоение основ наук, но и стать организатором самостоятельной деятельности школьников. С помощью учебника школьник становится «учителем для самого себя», приобретает умения и навыки самообразования.

Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником. Научить учащихся пользоваться учебником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача.

Необходимым условием развития познавательного интереса учащихся является соответствие учебников общим требованиям, разработанным и сформулированным в работах дидактов, психологов и методистов.

Сказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Цель: рассмотреть приёмы работы с учебником на уроках географии.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

проанализировать учебники географии;

определить основные методы и приёмы организации работы с учебником географии;

установить возможность эффективного применения разных методов обучения на основании удобного построения учебника;

исследовать особенности работы с системой вопросов и заданий, с текстовыми картами, особенности применения дополнительной литературы;

выяснить значение учебника при выполнении самостоятельных и практических работ по географии.

Объект: методика преподавания географии.

Предмет: приёмы работы с учебником на уроках географии.


 

РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНИК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УРОЧНОЙ И НЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Методы и приёмы работы с учебником по географии

 

При всем разнообразии приемов работы с учебником существуют общие правила, о которых надо помнить при организации работы. Такими общими правилами работы с учебником являются следующие:

знакомство с учебником;

обучение приемам работы с ним;

этапность в обучении приемам работы;

обучение приемам работы с различными компонентами учебной книги (с каждым в отдельности и в сочетании).

Знакомство школьников с учебником географии по новому курсу проводится на первом уроке. Учитель предлагает прочесть название учебника, фамилии авторов, о которых рекомендуется сообщить учащимся некоторые сведения. Объясняет название учебной книги, раскрывает структуру и построение учебника, указывает различные его компоненты.

Важно с самого начала научить школьников правильно ориентироваться в учебнике, работать с содержанием, уметь видеть всю структуру учебника.

При знакомстве с содержанием учитель дает -1 краткую характеристику каждому разделу и бегло раскрывает темы, которые им предстоит изучить в течение года. Обращается внимание на красочные рисунки обложки, так как они подсказывают содержание учебной книги.

В организации работы с учебником географии нужно различать несколько этапов:

) усвоение приема работы с учебником проводится под руководством учителя;

) учитель дает указания, работа школьников носит полусамостоятельный характер;

) школьники самостоятельно работают с учебником по заданиям учителя[6;45].

Работа с учебником включает работу с учебным текстом, вопросами, заданиями и иллюстративным материалом, работу одновременно с несколькими компонентами учебника.

Первая и основная задача - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с географической картой.

Многие приемы работы с текстом являются межпредметными. Например, шестиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.

Кроме этого, существуют другие приемы работы с текстом. Одним из таких приемов работы с текстом учебника в 6-м классе является объяснительное чтение, с помощью которого достигается понимание географического текста.

Объяснительное чтение проводится при изучении наиболее сложных и трудных тем в любом курсе школьной географии и преследует цель сообщения новых знаний, более глубокого понимания учебного материала и привития умения сознательного чтения. Очень важно по ходу чтения указывать на компоненты содержания (теоретический материал, описание объектов и явлений, факты, объяснение причин явлений и процессов).

Работа в классе протекает следующим образом: изучаемый материал делится на смысловые части и читается учащимися. Новые термины, понятия, названия объясняются и записываются учителем на доске, учащимися - в тетрадях. Географические объекты показываются на карте.

Содержание каждой смысловой части анализируется по вопросам и заданиям учителя и пересказывается. В заключение излагается самое главное содержание темы. Этот прием занимает почти целый урок, но он эффективен и гораздо облегчает подготовку домашнего задания. Объяснительное чтение, к примеру, можно использовать при изучении такой сложной темы в 6-м классе, как «Градусная сетка». Учащиеся по пунктам читают параграф. Записывают в тетради и объясняют новые слова (географические полюса, экватор и параллели, меридианы и градусная сетка). По ходу зачитывания определения учитель на глобусе показывает эти понятия и выясняет с помощью приведенных ниже вопросов и заданий, как школьники усвоили тему.

Что называют географическим полюсом? экватором? параллелью? меридианом? градусной сеткой?

Определить по глобусу, сколько градусов содержит меридиан от полюса до экватора; сколько градусов имеет ближняя к полюсу параллель; сколько градусов имеет параллель, ближняя к экватору.

Показать на глобусе или карте полушарий любой меридиан и определить, какие материки и океаны он пересекает с юга на север.

На какие полушария разделяют земной шар экватор и начальный меридиан[13;143]?

Для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе проводится выборочное чтение текста с целью отбора и выделения необходимого материала для ответов на вопросы. Применяются следующие приемы работы:

) нахождение того или иного определения понятия (например, меридиана, параллели);

) нахождение ответа на вопрос, на который содержится прямой ответ в тексте (например, по теме «Равнины» в 6-м классе ответ на вопрос «Какие равнины различают по абсолютной высоте?» имеется в учебном тексте);

) нахождение ответа на вопрос, когда требуется осмыслить текст (например, по теме «Работа текучих вод» на задание «Докажите, что текучие воды изменяют рельеф равнин и гор» нет прямого ответа в учебнике и учащиеся должны осмыслить текст и на его основе сделать вывод);

) нахождение в тексте объяснения географического явления (например, причин вулканизма), установление географических связей и зависимостей (например, принципов размещения химической, легкой промышленности);

) формулировка выводов (например, сделать вывод о факторах формирования климата).

По тексту учащиеся выполняют различные самостоятельные работы, важнейшая из них - составление развернутого плана изучаемой темы. У учащихся вырабатывается умение выделять из прочитанного главное, отмечать наиболее характерное в географическом объекте и явлении, устанавливать логическую связь и последовательность в учебном материале, делать выводы и сводить материал (обобщать) в единый план, излагать по этому плану[17].

Для составления развернутого плана по теме выделяют основные ее положения. Объясняется, как пользоваться аппаратом ориентировки (подзаголовками, различием в шрифтах, делением на абзацы). На первых порах ученики выполняют работу под руководством учителя, а затем самостоятельно.

На основе текста учебника, карт, иллюстративного материала составляются сравнительные характеристики объектов и явлений. Составление сравнительных характеристик способствует развитию логического мышления, анализа и синтеза, умений найти и отобрать материалы, найти главное и установить причины, которые определяют черты сходства и различия.

Для работы с учебным текстом особенно характерны задания на одновременное использование текста и карт, сопоставление данных карт и текста, выделение дополнительных к карте сведений, найденных в тексте. Карта - способ отображения действительности в виде пространственной модели. В (Приложениях 1, 2) представлена классификация карт Г.Ю. Грюнбергу, А.В. Даринскому. Целесообразно также выводы, полученные на основе анализа карт, сопоставлять с текстом. С текстом сопоставляются не только карты, но и иллюстративный материал учебника[3;152].

Приемами работы с учебным текстом также являются графическое выражение текста (составление структурных и классификационных схем, таблиц и другой графики), оформление учебного материала в виде тезисов, конспектов, самостоятельное изучение учебного материала. По текущей информации и дополнительной литературе ученики готовят географические информации, сообщения, рефераты и доклады.

Использование учебника сопровождается словарной работой. Перед учителем стоит задача - систематически развивать и обогащать речь учащихся, пополнять их словарный запас прочным знанием необходимых географических терминов, понятий, названий. Новые слова записываются на доске, объясняется их значение. Учащиеся записывают новые термины, понятия, названия в рабочие тетради.

Работа по вопросам и заданиям учебника включает работу со всеми его компонентами (текстом, рисунками и т. д.), картами атласа[11;80].

Важное значение имеет работа с иллюстративным материалом учебника. В учебниках даются задания и разъяснения под рисунками. Они направляют познавательную деятельность учащихся. Опытные учителя дополняют эти задания, дают варианты к ним. Важна подготовка заданий и специальных вопросов, направленных на выявление в рисунке географического содержания и специфики.

Иллюстрации используются на различных этапах процесса обучения (при проверке знаний, изучении нового материала, его закреплении, обобщении и систематизации знаний).

Работа с иллюстрациями обязательно должна сочетаться с работой на карте. Наиболее распространенная форма работы с иллюстрациями - беседа, в ходе которой учитель направляет учащихся на рассмотрение рисунков и вычленение характерных признаков, объектов и явлений[15;211].

Работа с учебником должна усложняться от класса к классу. В средних классах чаще практикуется объяснительное чтение, выборочное чтение, составление простого и развернутого планов. В старших классах - графическое выражение текста, сопоставление текста с картой и иллюстративным материалом, составление тезисов, конспектов, самостоятельная подготовка докладов, рефератов, сообщений.

Особое внимание надо обратить на работу школьников при подготовке домашних заданий. Нужно, чтобы ученик сознательно относился к любому компоненту школьной книги и использовал это при работе с учебником. Это возможно, когда учащиеся на уроках овладеют приемами работы с различными частями учебной книги.

При работе с учебником необходимо соблюдать следующие требования:

) систематическое использование учебника на всех этапах обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний;

) целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника;

) поэтапное усложнение видов работы с учебником;

) применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др. [16;223].

Учитель и учащиеся должны прочно усвоить, что в учебнике нет ничего лишнего, и надо научить работать школьников со всеми компонентами и элементами учебной книги.

В практике обучения учителя недостаточно обращают внимание на анализ учебного текста, больше - на иллюстративный материал; школьники при подготовке домашних заданий, как правило, ограничиваются чтением текста, не обращая внимания на другие структурные компоненты учебника.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...