Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Работа с учебниками экономической географии





 

Экономическая география изучает общественные явления (особенности и размещение населения и хозяйства) и тем самым исходит из закономерностей, исследуемых общественными науками.

Основной теоретической задачей экономической географии является установление закономерностей географического размещения населения и общественного производства. Экономическая география также подразделяется на два основных отдела: общую экономическую географию, исследующую расселение и состав населения во всем мире и размещение общественного производства в целом, и региональную экономическую географию, исследующую размещение и состав населения и производства в пределах отдельных стран и районов. Выделяются также и отраслевые науки, такие, как география промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

При географическом понимании экономической географии применяются те методы, которые разработаны для всей географической науки вообще. Так как предмет экономической географии в нашем понимании разработан довольно подробно, то на основании этого и исходя из этого, мы легко можем вывести и тот метод, который свойственен экономико-географическим исследованиям.

Основные методы при работе с учебником по экономической географии:

Разработка инструкций для учащихся по организации самостоятельной работы с использованием экономических карт, картосхем и статистических данных в процессе выполнения практических работ, как на репродуктивном так и на творческом уровне.

Планирование приемов применения статистических материалов, чтения и конструирования структурно-логических графических моделей, решения экономико-географических и экономических задач, формирования навыков чтения графических моделей и их построения.

Проектирование уроков распространение, углубление и систематизации знаний учащихся по основным разделам и темам.

Демонстрация проведения фрагментов уроков курса с применением проблемных задач, деловых игр, использованием компьютерных средств обучения[12;66].



Рассмотрим методику изучения какой либо страны. Совершенно безразлично, каков масштаб той территории, которая подвергается экономико-географическому исследованию. Так как хозяйство каждой территории должно изучаться с точки зрения общественного географического разделения труда, то масштаб исследуемой территории будет влиять на ход работы лишь в том смысле, что мы будем обращать большее внимание на хозяйственные связи такой широты, которые являются наиболее существенными для исследуемой территории.

Так, изучая какой - либо регион, мы в первую очередь вскрываем связь этого района с другими районами и участие его в разделении труда внутри данной страны, а затем - хозяйственную дифференциацию внутри данного района.

Допустим, мы исследуем в экономико - геогргфическом отношении какую-нибудь страну (государство). Так как мы стремимся не просто описать хозяйство страны, а объяснить его, понять те конкретные формы и то конкретное содержание, которое оно имеет, то нам необходимо, прежде всего, выяснить ту природную обстановку, те географические условия, в которых протекает хозяйственная деятельность населения исследуемой территории. Однако, мы знаем, что природа создает лишь одни возможности, использование которых зависит от уровня развития хозяйствующего общества.

Только определив уровень развития производительных сил, мы сможем постигнуть хозяйственную жизнь страны как в ее целом, так и по отдельным ее отраслям и районам. Таким образом, после выяснения природных условий, мы исследуем всю совокупность условий социальных. Установив предпосылки хозяйственной деятельности, мы переходим к изучению хозяйственной структуры страны. Это сводится к следующим трем элементам. Во-первых - положению страны в мировом хозяйстве, во-вторых - соотношению между отдельными отраслями народного хозяйства и хозяйственно-географической дифференциации страны и, в-третьих - возможному темпу дальнейшего развития народного хозяйства[21].

Таким образом, мы устанавливаем участие данной страны в международном разделении труда, а затем рассматриваем разделение труда внутри самой страны. Лишь выяснив отраслевую и районную дифференциацию страны, мы можем приступить к изучению отдельных отраслей народного хозяйства, а затем и к изучению отдельных экономических районов страны. Такова, в общих чертах, та схема экономико-географического исследования, которая вытекает из установленного выше понимания предмета экономической географии. Теперь переходим к рассмотрению и более подробному расшифрованию отдельных элементов, из которых слагается указанная схема.

Говоря о значении природных условий в хозяйственной жизни, мы должны все время иметь в виду, что влияние природы на хозяйственную жизнь не является чем-либо постоянным. Во взаимоотношениях природы и человеческого общества переменной величиной является именно человеческое общество, и самая степень и характер влияния природы зависит от того уровня развития, в котором человеческое общество находится. Решающее значение здесь имеют те средства и орудия производства, которые имеются в распоряжении общества. Таким образом, природа влияет на хозяйство не прямо, а косвенно, и социальные условия имеют преимущественное значение перед условиями природными.

Исследуя природную обстановку, в которой протекает хозяйственная деятельность данного общества, нельзя подходить к отдельным элементам природы так, как это делается в географической науке. С географической точки зрения нас интересуют природные богатства в их абсолютных размерах, и чем больше мы имеем тех или иных благ, тем природная обстановка считается более благоприятной. В экономической географии такой, чисто количественный, подход совершенно неприемлем[4;25].

Таким образом, в экономической географии нас должно интересовать в первую очередь разнообразие природных условий, дифференцированность географической среды и лишь во вторую очередь абсолютные размеры природных благ и их общее количество.

Резюмируя все вышеизложенное относительно природных условий, мы можем сказать следующее:

. Влияние природы на человеческое общество меняется в связи с развитием человеческого общества и усовершенствованием средств и орудий производства. Поэтому социальные условия взаимосвязаны с природными.

. В экономической географии в первую очередь имеет значение разнообразие географической среды и лишь затем абсолютное богатство природы.

Относительно социальных условий, можно сказать, что здесь необходимо выяснить следующие группы вопросов:

. Состояние средств и орудий производства. Соотношение между ними и рабочей силой.

. Трудовой баланс страны. Количество рабочей силы и ее состав. Движение населения.

. Классовая структура населения. Социальное распределение народного богатства и национального дохода.

После того как мы познакомились с природными и социальными условиями, в которых протекает хозяйственная деятельность населения, мы можем приступить к исследованию общего экономического состояния страны, в частности ее структуры. Здесь необходим такой порядок потому, что именно природные и социальные условия определяют экономическую структуру страны. Сюда мы относим, прежде всего, вопрос о положении изучаемой страны в мировом хозяйстве. Взаимодействие между целым и его частью наглядно показывает, каково положение этой части во всем целом и каково строение самой части.

Весь предыдущий анализ сводился к познанию страны в целом. Между тем, совершенно экономически однородных стран не существует. Всякая страна в той или иной степени подвержена дифференциации. Совершенно очевидно, что при рассмотрении хозяйственной структуры страны эта дифференциация должна быть выявлена с возможно большей полнотой. В частности, для нас одинаково важен как разрез отраслевой, так и разрез районный. Рассмотрим по порядку, с каких точек зрения можно подойти к изучению хозяйственной дифференциации страны.

Разумеется, прежде всего, нас интересует соотношение между отдельными отраслями. Сначала устанавливается хозяйственный тип страны. Об этом говорит, с одной стороны, соотношение между городскими и сельскими жителями и профессиональный состав населения, с другой - состав внешней торговли. Теперь для выяснения этого вопроса мы имеем возможность прибегнуть к данным другого рода. Во-первых - соотношение между продукцией сельского хозяйства и промышленности, во-вторых - строение национального дохода, в-третьих - состав народного богатства. Все это достаточно убедительно говорит о том, каков хозяйственный тип данной страны: сельскохозяйственный, промышленный или смешанный, и каково значение отдельных отраслей в системе данного народного хозяйства.

Помимо отраслевой дифференциации, важно выяснить также и дифференциацию районную, географическое разделение труда внутри данной страны. Как бы экономически однородна и территориально мала ни была страна, но географической дифференциации в той или иной степени ей не избежать.

Необходимо также установить основные тенденции в географическом разделении труда: какая часть страны развивается более энергично, не происходит ли географическое перемещение хозяйственного центра и отдельных отраслей народного хозяйства, в каком направлении происходит развитие центра и окраин и т. д. Только вскрыв динамические процессы, мы сможем постигнуть хозяйственную дифференциацию страны. Чисто статический анализ недостаточно плодотворен.

Наконец заключительным аккордом в изучении экономической структуры страны должен быть анализ соотношения между продукцией страны и ее потреблением. Ведь для нас важно не только современное состояние страны, но и возможный темп ее развития. Моментом, определяющим это развитие, являются размеры накопления, производимого в стране. Соотношение между продукцией и потреблением и указывает как раз на возможные размеры накопления. Границей возможного темпа народнохозяйственного развития, границей, определяющей собою все частные лимитирующие факторы, надо признать размеры национального накопления в его материальной форме, т.-е. совокупность тех вновь произведенных благ, которые остаются за покрытием потребностей простого воспроизводства, и составляют, таким образом, материальную базу расширенного воспроизводства и реконструкции.

Выяснив, таким образом, размеры накопления и те социальные и хозяйственные формы, которые оно принимает, мы тем самым установим возможный темп дальнейшего развития народного хозяйства и то направление, в котором пойдет это развитие.

Подводя итог всем вопросам, относящимся к хозяйственной структуре страны, можно резюмировать это следующим образом:

. Исследуя платежный баланс и внешнюю торговлю, мы устанавливаем положение страны в мировом хозяйстве.

. Исследуя взаимоотношение отдельных отраслей и отдельных районов страны, мы устанавливаем хозяйственную дифференциацию и географическое разделение труда внутри страны. При чем помимо статического состояния определяются и все динамические процессы, которые характеризуют направление дальнейшего развития хозяйственной дифференциации.

. Исследуя размеры и формы национального накопления, мы устанавливаем возможный темп и направление дальнейшего развития народного хозяйства[4;52].

Работа с цифровым материалом занимает значительное место в изучении географии. Особенно важны цифровые показатели при изучении тем социально-экономической географии.

Каждый объект характеризуется не только качеством, но и количеством. Количественные показатели придают объекту, явлению определенность. Без цифр такие понятия, как глубокое озеро, большой город, длинная река и подобное, звучат неопределенно. Величина объекта дает возможность оценить его значимость, важность, сравнить с другими объектами. Цифра делает изложение многих положений доказательным, аргументированным. Без цифр объекты и явления потеряют свою определенность и научность.

Задача учителя по работе с цифровым материалом - научить понимать язык цифр, оперировать цифрами, приводить цифры для доказательства, аргументации, использовать их в качестве иллюстрации определенных положений. Не все цифры подлежат запоминанию, а лишь основные, главные цифровые показатели. Но с любым показателем должна проводиться определенная работа. Нужно научить школьника понимать цифровые показатели, объяснить, каким образом они получаются, научить выбирать нужные показатели, сопоставить цифры, делать выводы, обобщения, формировать теоретические знания в результате анализа цифр. При работе с цифровыми показателями обращается внимание на единицы измерения.

В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Учащиеся впервые знакомятся со статистическими таблицами. Данные таблиц являются основным источником статистической информации.

Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. «Особенности хозяйственного развития экономических районов».

Групповые таблицы основаны на качественной или количественной группировках явлений, например группировка населения по полу или деление населения на городское и сельское. При этом дается подробная характеристика особенностей каждой группы. «Технико-экономические показатели работы крупных промышленных предприятий».

Комбинационные таблицы отличаются большей сложностью. Так, например, рабочая сила характеризуется не только по специальностям, но и по возрасту, полу. Комбинационные таблицы дают возможность сравнивать между собой подгруппы, различающиеся между собой по тому признаку, влияние которого подлежит изучению. «Экономическая эффективность промышленных комплексов (на примере лесной промышленности)» [13;226].

Особое место в экономической географии занимает сравнение статистических показателей. Сравнение проводят на основе абсолютных данных. Например, сравнение объема ввоза и вывоза различных стран дает представление о роли каждой из них в мировой торговле, сравнение абсолютных показателей населения за разные годы позволяет судить о росте численности населения страны.

При работе с учебниками экономической географии, как и при работе с учебниками физической географии, часто используются статистические материалы в обучении. Использование которых, целесообразно при следующих методических условиях:

при использовании статистических материалов как самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений;

при осуществлении связи теории изучаемого вопроса и его

статистическими характеристиками;

при использовании межпредметных связей с математикой в ходе построения диаграмм, графиков, проведения вычислительных операций;

при привлечении к работе со статистическими материалами текста учебника, карт;

при использовании статистических материалов на уроке

в процессе изучения нового материала, а также для закрепления

как средства для конкретизации теоретических положений и как

базы для обобщений и раскрытия определенных экономико-географических закономерностей.

Требования программы предусматривают не только анализ статистических материалов, но и их построение. Наибольшее распространение в курсах экономической географии имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба[14;172].

Таким образом, содержание учебников экономической географии должно идти, прежде всего, в направлении установления правильного соотношения между вопросами общей и региональной экономической географии. Необходимо значительно увеличить удельный вес в школьном курсе вопросов общей экономической географии, что явится важнейшей предпосылкой повышения его научного уровня, в частности его региональной части.

Изучение экономической географии должно дать учащимся знания таких важных понятий и категорий науки, как экономико-географическое положение, экономическая оценка природных условий и естественных ресурсов, экономическое районирование, международное разделение труда, а также основных типов производственно-территориальных комплексов, экономических районов, городов.

Учащиеся должны усвоить законы территориального разделения труда, главнейшие отраслевые закономерности размещения производства, закономерности формирования экономических районов, производственно-территориальных комплексов.

Следует преодолеть характерную для школьного курса недооценку географии населения. Выпускники школы должны знать как общие закономерности движения населения, его состава и расселения, так и конкретные особенности населения в различных частях мира и в нашей стране.


 

ВЫВОДЫ

география учебник иллюстрация

Использование учебника имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Книга - важнейший источник знаний. Если педагог научит ученика черпать из него духовные ценности, то выпускники в дальнейшем будут духовно расти и развиваться.

Учебник географии - это средство обучения комплексного характера. При работе с ним сочетаются приемы работы со словом (текст учебника), картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т.д.

Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения.

Курс начальной географии дает ученикам основополагающие географические знания. При изучении начального курса географии ученики должны усвоить основное содержание курса и приобрести основные умения: изучать природу на местности и объяснять её особенности, обрабатывать собранные материалы, составлять описания; определять географическое положение объектов. Для усвоения этих умений необходимо знать соответствующие приёмы (способы) работы с текстом учебника. Построение текста ориентирует учащихся на понимание учебного материала, помогает школьникам сознательно усваивать новые знания.

Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников. Необходимо систематически использовать учебник на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний. Также необходимо целенаправленно обучать школьников умениям работать со всеми элементами учебника, и использовать учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

Учебник - это средство обучения комплексного характера. В нем слово сочетается с картографическими и статистическими материалами, со схемами, рисунками, фотографиями и т. д.

Учебник служит не только целям приобретения новых знаний и закрепления их, но и формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой. Он не только расширяет и углубляет знания по географии, но и развивает мышление и речь учащихся, обогащает ее, воспитывает интерес к географии, любовь к книге.

В методическом аппарате учебника по курсу географии, к примеру, материков помещено довольно много заданий, ориентирующих учащихся на работу с различными компонентами учебника. Количество и сложность этих заданий возрастает от темы к теме, что создает благоприятные условия для целенаправленного обучения шестиклассников приемам работы с учебником.

Новыми приемами в работе с учебниками являются составлении по тексту схем, отражающих основной материал темы. Например, сделанная на основе текста схема помогает учащимся лучше их запомнить. Иногда конспектирование носит форму таблиц, созданных учащимися самостоятельно при проработке текста. Например, при закреплении темы «литосфера» учащимся предложено начертить в тетради схему, дополнив недостающие звенья схемы.

Таким образом, общие методические требования к работе с учебником сводятся к следующему:

. Систематическое использование учебника на всех этапах процесса обучения: при изучении нового учебного материала, проверке, закреплении и обобщении знаний.

. Целенаправленное обучение школьников умениям работать со всеми элементами учебника.

. Поэтапное усложнение видов работы с учебником.

. Применение учебника в сочетании с другими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудиовизуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.

Работа с учебником должна рассматриваться как обязательный учебный труд школьников.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и физическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, позволяет правильно употреблять им новые слова в связной речи.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990. С. 119..

2. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. - М., Изд. Акад. пед. Наук РСФСР, 1961.- 263 с.

.   Бибик А. Е. Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 . -437с.

.   Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: Книга для учителя. - М.: Просвещение,2004. - 64 с.

.   География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2002. - 256 с.

.   Герасимова Т.П. Основы методики обучения начальному курсу физической географии. - М., Педагогика, 1978.- 120 с.

.   Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 кл.- М., 2005. - 327с.

.   Дмитрук Н.Г. Методические рекомендации к лабораторным и практическим работам по методике преподавания географии. НовГУ им. Я. Мудрого. - В.Новгород, 2006. 47 с.

.   Душина И.В., Понурова Т.А. Методика преподавания географии. Пособие для учителей и студентов пед. ин-в. и унив-в по географическим специальностям. - М.: Изд-во «Московский лицей», 2006. С. 76.

.   Елховская Л.И., Сиротин В.И. Сборник разноуровневых программ. VI - X классы. География. - М.: Просвещение, 2006. - 188 с.

.   Замятин Д.Н. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов:- Санкт-Петербург, Алетейя, 2003.- 336 с

.   Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира: Кн. для учителя. - М., 2004.-463с.

.   Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. Под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение; Учебная литература, 2007. -325с.

.   Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М.: Просвещение, 2005. -378с.

.   Сиротин В.И. Программы общеобразовательных учреждений. География. 9 - 11 классы / Сост. В.И. Сиротин. - М.: Просвещение, 2008. -288с.

.   Тачиев С.А. Азбука Жизни: под ред/ С.А. Тачиев, А.М. Ветошкин, Е.Н. Ветошкина - Москва, Вперед, 2007 . - 464 с.

.   http://e-lib.gasu.ru/eposobia/UMK/ekeeva/MOG.pdf

.   http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-library2/libds/ruginskay_metodi_ekonomiko_geograficheskih_issledovanij.pdf

.   http://e-lib.gasu.ru/eposobia/UMK/ekeeva/MOG.pdf





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.