Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Роль инноваций в функционировании и развитии современной организации




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО УрГУПС)

 

Кафедра «Управление персоналом и социология»

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

проректор по учебной работе

______________Е.А.Малыгин

 

«______»__________2012

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Инновационный менеджмент

для студентов

специальности 080505 – Управление персоналом

(Квалификация менеджер)

заочной формы обучения

 

Екатеринбург

 


ББК У9(2)212

С 91

Программа дисциплины "Инновационный менеджмент" составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 080505 «Управление персоналом», квалификация «Менеджер».

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры «Управление персоналом и социология» 20.03.2012 протокол № 7.

 

 

Автор: профессор, д.филос.наук А.Ф. Суховей

 

 

Программа согласована:

Зав. кафедрой  
д. с. н., проф. ___________________ Н.И.Шаталова
   
Декан факультета  
к. э. н., доцент ___________________ Е.В. Ревина
   
Председатель методической комиссии факультета экономики и управления  
___________________ О.Ю.Морозова
   
Рецензент: начальник службы управления персоналом Свердловской железной дороги ___________________     Д.О. Мельников

 

Курс 4

Семестр(ы) 11

Зачетные единицы 1

Лекции 10 ч.      
Практические занятия 4 ч.      
Экзамен        
  Аудиторные занятия 14 ч.  
  Самостоятельные занятия 88 ч.  
  Всего часов 102 ч.  
             

 


 

 

Содержание

 

Введение  
   
1. Распределение учебных часов по темам, видам занятий  
   
2. Содержание рабочей программы  
   
3. Самостоятельная и индивидуальная работа студентов  
   
4. Примерная тематика семинарских занятий  
   
5. Перечень лабораторных работ  
   
6. Образовательные технологии  
   
7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости  
   
8. Список вопросов к экзамену  
   
9. Тематика реферативно-исследовательских работ  
   
10. Методические указания к написанию реферативно-исследовательской работы  
   
11. Понятийно-терминологический словарь дисциплины (глоссарий)  
   
12. Библиографический список  
   
13. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
   
14. Лист дополнений и изменений  

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе возрастает значение инновационных факторов в экономике и социальной сфере. Эти факторы находят свое выражение в усилении информационной составляющей производства и иных сфер деятельности, интеллектуализации труда, бурном развитии новых технологий (компьютерные, лазерные, коммуникационные и иные) и оперативном обновлении производимой продукции.

Наука и инновации становятся главной движущей силой общественного прогресса, мерилом экономического развития. Уже сегодня в развитых странах от 60 до 90 % ВВП производится на основе достижений научно-технического прогресса. Не случайно современный этап социально-экономического развития в этих странах нередко называют инновационным или постиндустриальным.

Инновации – это новый ресурс социально-экономического развития. Особая его значимость обусловлена тем, что к началу XXI века многие традиционные ресурсы, в частности полезные ископаемые, приближаются к физическим пределам их использования.

Возрастание роли инноваций в экономике проявляется:

– в повышении динамизма и эффективности хозяйственных систем, в том числе транспортных;

– удовлетворении спроса на новую высококачественную продукцию и услуги;

– распространении новшеств в различные отрасли экономики;

– росте оборота и сбыта новой продукции предприятий и отраслей.

Необходимость инновационного развития производства предъявляет новые требования и к управленческой деятельности на предприятии, ее содержанию, организации, формам и методам. Формируется особый тип менеджмента, направленный на управление процессами обновления всех элементов производственных систем, – инновационный менеджмент. Особое значение инновационный менеджмент приобретает в кадровой работе. Формирование инновационной экономики выдвигает новые требования к управлению кадрами. Возрастает роль профессиональной подготовки работников, креативности и гибкости их мышления, способностей работника находить верные организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и разрабатывать алгоритмы их реализации.

Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и механизмов управления, направленных на практическое использование нововведений в целях обеспечения стабильности развития предприятия, эффективности его деятельности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Цель учебного курса «Инновационный менеджмент» – изучение особенностей и методов управления инновационной деятельностью в организациях для использования полученных знаний и закрепления навыков на практике.

 

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

– знать базовые понятия инновационного менеджмента;

– иметь представление о главных закономерностях, концепциях и основах инновационного управления организацией в условиях перевода экономики на инновационную модель развития;

– уметь использовать методы инновационного менеджмента в качестве инструментов повышения эффективности функционирования организации и ее кадрового потенциала;

– владеть основными методами управления инновационной деятельностью в организациях (особенности и приемы разработки стратегии, планирования, организации, стимулирования инновационной деятельности и др.);

– использовать навыки подбора и оценки деловых и личных качеств персонала с помощью SWOT-анализа, анализа резюме, проведения собеседований и тестирования.

Приобретение полученных знаний и навыков позволит повысить профессиональную компетентность студентов – будущих специалистов в сфере управления персоналом.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

 

№ темы Название тем рабочей программы   Объем учебных часов Рекомендуемая литература
всего том числе
лекции практ. занятия   СРС
  Роль инноваций в функционировании и развитии современной организации         Л1 Л4 Д1
  Инновационный менеджмент в кадровой работе как вид управленческой деятельности         Л1 Д2
  Роль руководителя в инновационном управлении         Л1 Л4 Д6 Д15
  Особенности креативного управления коллективом         Л1 Д9
  Современная кадровая политика как элемент государственной инновационной политики         Л2 Д7 Д16
  Управление кадрами в условиях реструктуризации предприятий         Л3 Д9
  Итого          

 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Сущность и особенности инновационного менеджмента
в кадровой работе

Тема 1. Роль инноваций в функционировании и развитии современной организации

Инновации как ключевой фактор современного социально-экономического развития. Актуальность инновационных преобразований в России.

Возрастание роли инноваций и инновационного менеджмента в рыночной экономике. Инновации как действенный фактор экономического развития, повышения конкурентоспособности продукции и роста благосостояния общества.

Особенности инновационного менеджмента как вида управленческой деятельности и его основные функции.

Й. Шумпетер о сущности и видах инноваций. Основные виды и признаки инноваций (нововведений). Понятия, характеризующие сущность инновационных процессов: инновация, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная инфраструктура, инновационная политика.

Экономическая и социальная эффективность инноваций.

Сущность государственной инновационной политики в РФ и ее основные уровни. Приоритетные направления и задачи государственной инновационной политики.

Понятие инновационной системы и ее основные элементы. Проблемы формирования инновационной системы в РФ.

Контрольные вопросы

1. Что такое «инновация»? Назовите основные отличия инновации от новшества.

2. Назовите основные причины возрастания роли инноваций в современном социально-экономическом развитии.

3. Какие виды инноваций выделял Й. Шумпетер?

4. В чем заключается экономическая и социальная эффективность инноваций?

5. Какие функции выполняет инновационный менеджмент?

6. Назовите основные уровни государственной инновационной политики.

7. Назовите цели, задачи и направления государственной региональной инновационной политики в РФ.

8. Охарактеризуйте основные элементы инновационной системы.

9. Какую роль играет инновационная политика в формировании инновационной системы?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...