Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сомнения в христианстве. Христианская этика и подростки




Сомнения в христианстве

 

Нашим детям предстоит самостоятельно достичь степени взрослой убежденности в вере. Это не значит «в изоляции», но «из собственного опыта». Им надлежит стать православными взрослыми потому, что они удостоверятся, что истина в Православии, — т. е., что оно являет нам истину о Боге и о нас. Только такая вера будет достаточна для сохранения их в Православии в течение всей жизни, для некоторых детей переход из детской веры во взрослую совершается естественно, без травмы. Но не надо приходить в ужас от того, что для многих их рост включает в себя глубокое вопрошание и переоценку своей детской веры. Замечено, что многие очень глубоко верующие взрослые достигли своей твердости в Православии после определенного периода охлаждения, а то и вовсе отхода от Церкви. Это переосмысление может быть вполне здоровым шагом, даже если и сопряжено с некоторым временным удалением от Церкви. Человек может вернуться с более глубоким пониманием, или, по крайней мере, с лучшей подготовкой к отражению нападок, скрытых и явных, на веру и на тот образ жизни, которого она требует. Итак, родителям должно быть готовыми не только свободно обсуждать веру, но, возможно, и пережить тревожный момент молитвы, ожидания и внешне пассивного предоставления свободы. Трудно предположить, что те святые матери святых, которых так много в Святцах, всегда могли быть абсолютно спокойны относительно своих детей, — а о чем можно заключить по ним, так это о том, как сильна может быть материнская молитва.

Самая лучшая защита для детей — это испытать на себе теплую христианскую любовь дома и от других членов Церкви. «Пусть святой запечатлеет (твоего ребенка) своею печатью», — говорит Св. Иоанн Златоуст; и еще: «Вот еще способ сохранить его нравы (мы можем добавить: «и его веру»): пусть он часто видит священника и получает от него тысячи хвалебных слов, и пусть его отец гордится им». Добрые отношения с духовником дадут ребенку еще и то, что он, не колеблясь, выскажет ему свои сомнения и вопросы. Взрослые в Церкви вообще должны быть готовы с любовью выслушать и чужих детей.

Иногда сердце, отворачивающееся от Бога, проявляется не в сомнениях в метафизических вопросах, а в своеобразной холодности к религии; скучании в церкви, небрежении к молитве, внутреннем сопротивлении при упоминании хоть о чем–либо духовном и т. д. Это гораздо серьезнее, чем состояние ребенка, который любит ходить в церковь и ездить по монастырям, требуя, однако, большей свободы в одежде и развлечениях. В этом последнем случае можно многое разрешить ребенку с немногим риском — с меньшим, обычно, риском, чем не разрешить. Для первого случая готовых решений нет. Надо молиться, обсуждать с супругой (супругом), советоваться с духовным отцом. Является ли решением — найти способы дать ребенку больше развлечений и больше свободы? Или — поговорить с ним более открыто и проявить к нему больше любви; или дать ему побольше объяснений о том, что происходит в Церкви? (Подготовили ли мы себя к тому, чтобы дать ему достаточные объяснения? ). Или — поменьше объяснений? Или разрешить ему пореже ходить в храм? Или побудить его ходить туда чаще? Мы молимся Богу, Который знает сердца, и нужды, и судьбы каждого Своего чада.

Нужно научить детей молиться открыто и честно во время сомнения или недоумений: «Господи, открой мне истину! » Такая молитва действеннее христианских апологий; и правда, если кто не расположен искать истину, он не будет восприимчив к апологиям. Однако, разумные доводы в пользу христианства от того, кому ребенок доверяет, могут иметь большую ценность. Христиане, которым приходится иметь дело с молодежью, должны владеть некоторыми основными апологетическими знаниями. (Священник сможет рекомендовать, что почитать родителям о христианстве и о Православной Церкви в особенности).

Есть два рода сомнений, которые выражают дети о христианстве. Один спрашивает потому, что бросает вызов христианству, а другой — потому, что хотел бы прилепиться к нему, но что–то, что он услышал или подумал, смущает его. Такой вопрос, как: «Откуда мы знаем, что истина в Православии? », может быть задан и в том, и в другом духе. Но даже такого ребенка, который способен понять, что сомнения — это искушение и, также, как всякое иное, должно быть отвергаемо, следует поощрить глубже вникать в веру и узнавать больше о том, как Православие выдерживает испытание временем. В подобных случаях, как и во многих других в христианском воспитании детей, профилактика легче лечения.

 

Христианская этика и подростки

 

Нравственные вопросы вообще не должны быть понимаемы христианами как имеющие значение сами по себе. В Евангелии есть нравственное содержание, но нравственность не самодостаточна. Где есть «мораль», когда всесовершенный Бог Сам претерпевает распятие? Дети часто восстают против нравственных законов потому, что их духовный инстинкт заставляет их искать того, чтобы руководствоваться любовью в своем свободном личном отношении к Истине. Мы должны уметь так преподнести нравственные вопросы, чтобы развить, а не заглушить этот духовный инстинкт. «Добродетель существует для истины, а не истина для добродетели» (Св. Максим).

Мы сами должны давать пример христианской нравственной жизни во всех ее проявлениях: возможно, мы не прелюбодействуем, но есть ли в нас, например, милосердие к нуждающимся? Свободны ли мы от любостяжания? Стараемся ли мы во всем «ходить пред Богом»? В нашей жизни может оказаться что–либо в некотором смысле «безнравственное».

Обсуждая нравственные вопросы с детьми, мы должны выразить убеждение, что сами по себе этические нормы не имеют вечной непреходящей ценности и могут вести к фарисейству, хотя и оснащенному христианской терминологией. Конечно, в христианской жизни есть свои нормы поведения — мы узнаем их из Евангелия и Святоотеческого учения — но они не являются, в строгом смысле, нормами этики: это отражение божественной жизни в человеческом существовании. Христианство должно быть для нас не смирительной рубашкой, а опытом божественной жизни, любви и истины. К грехам против нравственности должно относиться со всей серьезностью, не преуменьшая духовной опасности, которую они несут, но нужно понимать нравственность не в смысле спокойствия совести в этом мире или сохранения доброй репутации, а в смысле СПАСЕНИЯ. («Цель всякой христианской жизни есть стяжание Духа Святаго» (Преп. Серафим)). Подростки очень близки к Евангелию в своем неприятии лицемерия и самодовольства. Христос, Которого они любят, это Христос, сказавший фарисеям: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); и о жене–грешнице: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 47). Они любят слушать о прощении Ап. Павла, Ап. Петра, Преп. Марии Египетской и других святых.

Нам следует понимать грех в подлинно православном смысле и соответственно учить своих детей. Мы судим о грехе по потере благодати, от источника которой мы отпадаем, когда хотим идти в чем–либо против Божией воли. Мы принимаем авторитет церковных канонов, но, когда мы видим, что уже почти взрослый ребенок отказывается принимать данные нам в руководства установления, мы можем быть вынуждены позволить ему вновь открыть для себя духовный авторитет Церкви на его собственном опыте; у нас часто не бывает другого выхода, хотя это может быть нам и больно.

Как Православная Церковь понимает правила? Правило или канон — это определенная мера. Критерием для применения правил является: «Приведет ли такое применение правил данного человека к лучшим отношениям со Христом, или ухудшит их? » Даже в том случае когда определенный образ действий явно греховен, тяжесть греха и последующая потеря благодати будет различаться в зависимости от обстоятельств, а также окружения, осведомленности, расположения согрешившего человека и мотива грехопадения. Священник совместит все это в своей молитве, применяя каноническое правило к согрешившему. Господь учит, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Грех ведет к смерти не потому, что существует как бы «смертная казнь» за определенные поступки, а потому, что, если мы отвернемся от Бога, мы отвернемся от самой жизни. О том, что делает отрок, нельзя судить так же, как если бы то же самое делал зрелый христианин, — все зависит от того направления, которое принимает сердце.

Для молодежи большим соблазном является распущенность нравов, принятая за норму в современном мире. Мы живем в условиях вседозволенности. Всякое извращение считается вполне допустимым; скорее «извращением» признают сохранение верности пути Божию. Мы помним об этом в своих молитвах и сердцах, но также и очевидно, что соблазн потерять христианскую веру сам по себе искушение сильнее и серьезнее, и требует от нас большей внимательности в наших отношениях с молодежью. К примеру, часто греховная связь возникает именно потому, что чье–то сердце стало уже почти безразлично к Божию призванию. Нужно смотреть в корень проблемы, если мы пытаемся исправить кого–либо; и нужно всегда помнить, что должно стоять на первом месте, сталкиваясь с вопросами, касающимися нравственности наших детей. От нас требуется тактичность и рассудительность, когда они, кажется, пытаются экспериментировать с новыми идеями, чтобы не наплодить больших проблем, увидев все со страху в ложной перспективе.

Поворот к наркотикам у молодых людей часто бывает протестом против обилия правил и обычаев, которым они не видят глубокого объяснения. Правительственные сообщения последних лет по наркомании утверждают, что наилучшей предосторожностью в борьбе с употреблением наркотиков являются хорошие отношения между родителями и детьми.

При необходимости сделать нравственный выбор детей нужно учить молиться и настойчиво пребывать в молитве, и как можно раньше искать совета духовного отца. Родителям также нужно молиться и слушаться совета духовника.

Многие из вопросов, которые задают о детях батюшкам и преподавателям, должны быть обсуждаемы с самими детьми. Если бы все эти проблемы естественным образом и достаточно рано были обсуждены дома, подрастающий ребенок был бы подготовлен к тому, чтобы учиться самостоятельно принимать правильные решения. К сожалению, вопросы всплывают обычно тогда, когда между поколениями уже утвердилось непонимание. Еще до вступления в переходный возраст дети должны начать обсуждать с родителями искушения, которые встретятся им позже.

Как взрослые христиане, мы должны показать любовь, подобную любви отца к блудному сыну; наши объятия должны быть раскрыты, чтобы принять своих детей с любовью, даже если они возьмут наследство и промотают его «в стране далече».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...