Приложение 1. Учебная программа курса ... 641
Стр 1 из 50Следующая ⇒ ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ
модели коммуникации: • социологические • психологические • семиотические • виды коммуникации: • визуальные • вербальные • перфомансные • мифологические • методы анализа массовой коммуникации • кризисные коммуникации • международные коммуникации Рефл-бук Ваклер 2001 УДК 659.4 ББК 76.0 П 65 Серия основана в 1998 г. Ответственный редактор С.Л. Удовик Оформление обложки В.И. Половец Издание осуществлено при содействии ООО "Эльга" ISBN 966-543-048-3 (серия) © Г.Г Почепцов, 2001 ISBN 5-87983-101-9 ("Рефл-бук") © Из-во "Рефл-бук", ISBN 966-543-062-9 ("Ваклер") оформление, 2001 © Из-во "Ваклер", серия, 2001
Содержание Введение.................................................................. 11 Глава первая Коммуникация в структуре человеческой цивилизации.. 14 Коммуникация как процесс....................................... 14 Изменение роли коммуникации в информационном обществе...... 24 Общие характеристики коммуникации.................... 31 Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды....... 38 Социологические и психологические модели коммуникации............................. 44 Двухступенчатая модель коммуникации............................. 45 Спираль молчания.............................................................. 46 Диффузная теория.............................................................. 47 Модель привратника............................................................. 49 Структура новости.............................................................. 50 Метафора................................................................................ 53 Семиотические модели коммуникации..................... 54 Модель Якобсона................................................................... 54 Модель Лотмана..................................................................... 57 Модель Эко............................................................................ 63
Семиотические модели рекламы................................ 66 Модели психотерапевтической коммуникации........ 73 Нейролингвистическое программирование........................ 74 Психоанализ (модели Фрейда, Юнга, Лакана)................... 81 Групповая психотерапия (психодрама, группы встреч)..... 91 Модели мифологической коммуникации................. 95 Модель Леви-Строса............................................................ 100 Модель Барта........................................................................ 102 Модель Юнга........................................................................ 105 Модель Малиновского......................................................... 107 Модели аргументирующей коммуникации............. 112 Модели имиджевой коммуникации......................... 116 Модели пропагандистской коммуникации............. 127 Управление коммуникативными процессами........ 146 Литературные иллюстрации коммуникативных закономерностей........ 154 Повторяемость..................................................................... 154 Точка зрения........................................................................ 155 Зависимость объекта от его имени.................................... 156 Разрешенность/запрещенность тем................................... 157 Коммуникативность молчания.......................................... 158 Выводы.................................................................. 159 Глава 2. Прикладные модели коммуникации......................... 160 Коммуникация в решении специальных задач...... 160 Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания.................................................. 171 Модель А. Грамши............................................................ 172 Модель В. Шкловского.................................................... 173 Модель Н. Евреинова...................................................... 175 Модель Г. Шпета.............................................................. 180 Модель В. Проппа............................................................ 187 Модель М. Бахтина........................................................... 189 Модель Ч. Морриса.......................................................... 191 Модель Ц. Тодорова......................................................... 192 Модель П. Бурдье............................................................. 193 Модель П. Грайса............................................................. 196
Модель П. Ершова............................................................ 197 Модель А. Пятигорского.................................................. 199 Модель М. Фуко................................................................ 204 Модель Й. Хейзинга......................................................... 208 Модель К. Леви-Строса.................................................... 211 Модель Ж. Бодрийяра....................................................... 214 Модель Ж. Деррида........................................................... 218 Модель Ж. Делеза............................................................. 221 Модель М. Мосса.............................................................. 224 Прикладные модели коммуникации......................... 228 Модель Клода Шеннона..................................................... 229 Модель Норберта Винера.................................................. 230 Модель Теодора Ньюкомба................................................. 231 Модель Оле Хольсти............................................................ 233 Модель Вашингтона Плэтта................................................ 234 Модель Уильяма Юри......................................................... 235 Модели массовой коммуникации............................ 237 Модели коммуникации в массовой культуре.......... 252 Психологические войны............................................. 273 Пропагандистские кампании.................................... 284 Выводы.................................................................. 292 Глава 3. Виды коммуникации.......................... 293 Коммуникативное пространство.............................. 293 Визуальная коммуникация....................................... 301 Вербальная коммуникация....................................... 319 Перформансная коммуникация............................... 330 Мифологическая коммуникация.............................. 339 Художественная коммуникация............................... 351 Взаимодействие мифологических, политических, литературных, культурных сообщений в рамках коммуникативного пространства....... 355 Масс-медиа.......................................................................... 356 Кино...................................................................................... 359 Телевидение.......................................................................... 363 Литература............................................................................ 366 Советский миф..................................................................... 370 Постсоветский миф............................................................. 374 Выводы.................................................................. 376 Глава 4. Методы анализа массовой коммуникации.............. 375 Контент-анализ.......................................................... 377 Пропагандистский анализ........................................ 384 Анализ слухов............................................................. 393
Выводы................................................................. 402 Глава 5......................................................... 402 Методы анализа текстов политических лидеров...... 403 Модели лидеров по Винтеру.................................... 403 Характеристики лидера....................................................... 404 Соответствие лидера и ситуации........................................ 405 Соответствия лидера и его сторонников........................... 406 Психологический анализ........................................... 407 Мотивационный анализ...................................................... 419 Когнитивное картирование и оперативное кодирование... 427 Нарративный анализ................................................. 434 Двухфакторный вариант контент-анализа.............. 438 Ролевой анализ.......................................................... 442 Выводы 446 Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз................. 447 Паблик рилейшнз как коммуникативная дисциплина..... 447 Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз... 460 Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации..... 470 Написание речей........................................................ 477 Выводы.................................................................. 484 Глава 7. Кризисные коммуникации................. 485 Кризисные коммуникации в паблик рилейшнз..... 485 Особенности кризисных коммуникаций................. 503 Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.... 512 Семиотические механизмы воздействия................. 515 Коммуникативные механизмы воздействия........... 519 Когнитивные механизмы воздействия.................... 521 Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации...... 523 Выводы....................................................... 532 Глава 8. Анализ коммуникации в других областях............... 533 Коммуникативный базис современных избирательных кампаний.......................................... 542 Мотивационный анализ в рекламе.......................... 547 Коммуникация в теории принятия решений......... 547 Коммуникация как составляющая национальной безопасности.............................................................. 556 Коммуникация в разведывательной деятельности.. 559 Выводы................................................................. 565 Глава 9. Международные коммуникации.............................. 567 Международные коммуникации как объект исследования.............................................................. 567
Международные коммуникативные потоки............ 571 Теория переговоров................................................... 575 Опыт ФБР в переговорах с террористами.............. 584 Принудительная дипломатия.................................... 595 Межкультурная коммуникация................................ 600 Выводы.................................................................. 605 Литература............................................................ 606 Приложение 1. Учебная программа курса... 641 Приложение 2. Тематика курсовых работ............... 646 Заключение............................................................ 648 Об авторе.............................................................. 650 Введение В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях. Как и в Средние века, когда основным было цитатное слово (тогда — Библия, позже — марксистско-ленинское учение), главным становится приближенность к источнику правильной мысли. При распространении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня начальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное пространство порождается равноценными независимыми друг от друга участниками. В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Перед обществом возникает новая задача — как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса (ведь не случайно данный термин стал излюбленным в речи политиков постсоветского времени). Система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение. Это не только новые для нашего общества задачи, но и достаточно сложные. Они предполагают гораздо больший интеллектуальный уровень в системе управления. В прошлом, когда система была репрессивно-коммуникативной, достаточно было опереться на внешнее принуж- дение. Сегодня таким принуждением может быть только внутреннее желание, собственное решение данного индивидуума. Система же призвана помочь ему обнаружить это желание. Без достаточно сильных научных оснований это невозможно сделать. Не только пропаганда, но и реклама, паблик рилейшнз, переговоры, "спичрайтерство" и множество других направлений внезапно ощутили отсутствие "поддерживающей" их дисциплины. Такой объединяющей дисциплиной и является "теория коммуникация" [см. 116, 138, 268, 269,434, 471]. Каждое из направлений разрабатывает свои собственные прикладные аспекты; к примеру, для рекламы - это "медиапланирование". Однако жесткая замкнутость в своем собственном прикладном аспекте несет такую же опасность, как и отсутствие внимания к этому аспекту вообще. В данной работе мы попытались выделить некоторые срезы именно прикладной сферы.
Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникация. Падчерица советского периода сегодня становится принцессой. Это связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была резко заниженной, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что человек хочет быть услышанным. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась в прошлом. Теория коммуникации и позволяет наладить эти связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации. Теория коммуникации в значительной степени формируется разнообразными прикладными областями, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль. Только с помощью эффективно проведенной коммуникации в современном обществе осуществляется все больше и больше событий. Общество стало более зависи- мым от коммуникации. Ни в одном столетии не развивалось столько разнообразных дисциплин, связанных с воздействием человека на человека. Теория коммуникации несомненно получит свое дальнейшее развитие, и оно будет тем успешнее, чем большее число людей выберет эту сферу в качестве своей профессии. В настоящее время, когда в странах СНГ получает развитие множество новых областей прикладных коммуникаций, у этой науки появились хорошие перспективы. Данная книга объединяет и дополняет ряд предыдущих книг автора по проблемам теории коммуникации [267, 268, 269, 271], в которых расположен более базовый материал, предваряющий данную книгу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|