Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 1. Учебная программа курса ... 641




ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ

 

 

модели коммуникации:

социологические

психологические

• семиотические

• виды коммуникации:

визуальные

вербальные

перфомансные

мифологические

• методы анализа массовой коммуникации

• кризисные коммуникации

• международные коммуникации

Рефл-бук Ваклер 2001

УДК 659.4 ББК 76.0 П 65 Серия основана в 1998 г. Ответственный редактор С.Л. Удовик Оформление обложки В.И. Половец Издание осуществлено при содействии ООО "Эльга" ISBN 966-543-048-3 (серия) © Г.Г Почепцов, 2001 ISBN 5-87983-101-9 ("Рефл-бук") © Из-во "Рефл-бук", ISBN 966-543-062-9 ("Ваклер") оформление, 2001 © Из-во "Ваклер", серия, 2001

 

Содержание

Введение.................................................................. 11

Глава первая

Коммуникация в структуре человеческой цивилизации.. 14

Коммуникация как процесс....................................... 14

Изменение роли коммуникации в информационном обществе...... 24

Общие характеристики коммуникации.................... 31

Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды....... 38

Социологические и психологические модели коммуникации............................. 44

Двухступенчатая модель коммуникации............................. 45

Спираль молчания.............................................................. 46

Диффузная теория.............................................................. 47

Модель привратника............................................................. 49

Структура новости.............................................................. 50

Метафора................................................................................ 53

Семиотические модели коммуникации..................... 54

Модель Якобсона................................................................... 54

Модель Лотмана..................................................................... 57

Модель Эко............................................................................ 63

Семиотические модели рекламы................................ 66

Модели психотерапевтической коммуникации........ 73

Нейролингвистическое программирование........................ 74

Психоанализ (модели Фрейда, Юнга, Лакана)................... 81

Групповая психотерапия (психодрама, группы встреч)..... 91

Модели мифологической коммуникации................. 95

Модель Леви-Строса............................................................ 100

Модель Барта........................................................................ 102

Модель Юнга........................................................................ 105

Модель Малиновского......................................................... 107

Модели аргументирующей коммуникации............. 112

Модели имиджевой коммуникации......................... 116

Модели пропагандистской коммуникации............. 127

Управление коммуникативными процессами........ 146

Литературные иллюстрации коммуникативных закономерностей........ 154

Повторяемость..................................................................... 154

Точка зрения........................................................................ 155

Зависимость объекта от его имени.................................... 156

Разрешенность/запрещенность тем................................... 157

Коммуникативность молчания.......................................... 158

Выводы.................................................................. 159

Глава 2.

Прикладные модели коммуникации......................... 160

Коммуникация в решении специальных задач...... 160

Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания.................................................. 171

Модель А. Грамши............................................................ 172

Модель В. Шкловского.................................................... 173

Модель Н. Евреинова...................................................... 175

Модель Г. Шпета.............................................................. 180

Модель В. Проппа............................................................ 187

Модель М. Бахтина........................................................... 189

Модель Ч. Морриса.......................................................... 191

Модель Ц. Тодорова......................................................... 192

Модель П. Бурдье............................................................. 193

Модель П. Грайса............................................................. 196

Модель П. Ершова............................................................ 197

Модель А. Пятигорского.................................................. 199

Модель М. Фуко................................................................ 204

Модель Й. Хейзинга......................................................... 208

Модель К. Леви-Строса.................................................... 211

Модель Ж. Бодрийяра....................................................... 214

Модель Ж. Деррида........................................................... 218

Модель Ж. Делеза............................................................. 221

Модель М. Мосса.............................................................. 224

Прикладные модели коммуникации......................... 228

Модель Клода Шеннона..................................................... 229

Модель Норберта Винера.................................................. 230

Модель Теодора Ньюкомба................................................. 231

Модель Оле Хольсти............................................................ 233

Модель Вашингтона Плэтта................................................ 234

Модель Уильяма Юри......................................................... 235

Модели массовой коммуникации............................ 237

Модели коммуникации в массовой культуре.......... 252

Психологические войны............................................. 273

Пропагандистские кампании.................................... 284

Выводы.................................................................. 292

Глава 3. Виды коммуникации.......................... 293

Коммуникативное пространство.............................. 293

Визуальная коммуникация....................................... 301

Вербальная коммуникация....................................... 319

Перформансная коммуникация............................... 330

Мифологическая коммуникация.............................. 339

Художественная коммуникация............................... 351

Взаимодействие мифологических, политических, литературных, культурных сообщений в рамках коммуникативного пространства....... 355

Масс-медиа.......................................................................... 356

Кино...................................................................................... 359

Телевидение.......................................................................... 363

Литература............................................................................ 366

Советский миф..................................................................... 370

Постсоветский миф............................................................. 374

Выводы.................................................................. 376

Глава 4. Методы анализа массовой коммуникации.............. 375

Контент-анализ.......................................................... 377

Пропагандистский анализ........................................ 384

Анализ слухов............................................................. 393

Выводы................................................................. 402

Глава 5......................................................... 402

Методы анализа текстов политических лидеров...... 403

Модели лидеров по Винтеру.................................... 403

Характеристики лидера....................................................... 404

Соответствие лидера и ситуации........................................ 405

Соответствия лидера и его сторонников........................... 406

Психологический анализ........................................... 407

Мотивационный анализ...................................................... 419

Когнитивное картирование и оперативное кодирование... 427

Нарративный анализ................................................. 434

Двухфакторный вариант контент-анализа.............. 438

Ролевой анализ.......................................................... 442

Выводы 446

Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз................. 447

Паблик рилейшнз как коммуникативная дисциплина..... 447

Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз... 460

Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации..... 470

Написание речей........................................................ 477

Выводы.................................................................. 484

Глава 7. Кризисные коммуникации................. 485

Кризисные коммуникации в паблик рилейшнз..... 485

Особенности кризисных коммуникаций................. 503

Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисной ситуации.... 512

Семиотические механизмы воздействия................. 515

Коммуникативные механизмы воздействия........... 519

Когнитивные механизмы воздействия.................... 521

Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации...... 523

Выводы....................................................... 532

Глава 8. Анализ коммуникации в других областях............... 533

Коммуникативный базис современных избирательных кампаний.......................................... 542

Мотивационный анализ в рекламе.......................... 547

Коммуникация в теории принятия решений......... 547

Коммуникация как составляющая национальной безопасности.............................................................. 556

Коммуникация в разведывательной деятельности.. 559

Выводы................................................................. 565

Глава 9. Международные коммуникации.............................. 567

Международные коммуникации как объект исследования.............................................................. 567

Международные коммуникативные потоки............ 571

Теория переговоров................................................... 575

Опыт ФБР в переговорах с террористами.............. 584

Принудительная дипломатия.................................... 595

Межкультурная коммуникация................................ 600

Выводы.................................................................. 605

Литература............................................................ 606

Приложение 1. Учебная программа курса... 641

Приложение 2. Тематика курсовых работ............... 646

Заключение............................................................ 648

Об авторе.............................................................. 650

Введение

В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только моноло­гическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях. Как и в Средние века, когда основным бы­ло цитатное слово (тогда — Библия, позже — марксист­ско-ленинское учение), главным становится приближен­ность к источнику правильной мысли. При распростра­нении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня на­чальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное пространство порождается равноцен­ными независимыми друг от друга участниками.

В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего зна­ния этих процессов зависят наши результаты. Перед об­ществом возникает новая задача — как объединить в еди­ные типы поведения социальные группы с автономным по­ведением, как достичь консенсуса (ведь не случайно данный термин стал излюбленным в речи политиков пос­тсоветского времени). Система иерархической коммуника­ции, где главным компонентом был приказ, стала менять­ся на систему демократической коммуникации, где осно­вой становится убеждение.

Это не только новые для нашего общества задачи, но и достаточно сложные. Они предполагают гораздо боль­ший интеллектуальный уровень в системе управления. В прошлом, когда система была репрессивно-коммуника­тивной, достаточно было опереться на внешнее принуж-

дение. Сегодня таким принуждением может быть только внутреннее желание, собственное решение данного инди­видуума. Система же призвана помочь ему обнаружить это желание. Без достаточно сильных научных оснований это невозможно сделать. Не только пропаганда, но и рек­лама, паблик рилейшнз, переговоры, "спичрайтерство" и множество других направлений внезапно ощутили от­сутствие "поддерживающей" их дисциплины. Такой объе­диняющей дисциплиной и является "теория коммуника­ция" [см. 116, 138, 268, 269,434, 471]. Каждое из направ­лений разрабатывает свои собственные прикладные аспекты; к примеру, для рекламы - это "медиапланирование". Однако жесткая замкнутость в своем собственном прикладном аспекте несет такую же опасность, как и от­сутствие внимания к этому аспекту вообще. В данной ра­боте мы попытались выделить некоторые срезы именно прикладной сферы.

Вступив в информационный век, мы по-иному смот­рим теперь на такую науку, как теория коммуникация. Падчерица советского периода сегодня становится прин­цессой. Это связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя ин­формации была резко заниженной, к новому, демократи­ческому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что чело­век хочет быть услышанным. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась в прошлом. Теория коммуникации и позволяет наладить эти связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обрат­ная, резко повышающая роль получателя информации.

Теория коммуникации в значительной степени фор­мируется разнообразными прикладными областями, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль. Только с помощью эффективно проведенной ком­муникации в современном обществе осуществляется все больше и больше событий. Общество стало более зависи-

мым от коммуникации. Ни в одном столетии не развива­лось столько разнообразных дисциплин, связанных с воз­действием человека на человека.

Теория коммуникации несомненно получит свое даль­нейшее развитие, и оно будет тем успешнее, чем большее число людей выберет эту сферу в качестве своей профес­сии. В настоящее время, когда в странах СНГ получает развитие множество новых областей прикладных комму­никаций, у этой науки появились хорошие перспективы.

Данная книга объединяет и дополняет ряд предыду­щих книг автора по проблемам теории коммуникации [267, 268, 269, 271], в которых расположен более базовый материал, предваряющий данную книгу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...