Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательное регулирование валютных операций в РФ

Основним документом действующего в РФ ва­лютного законодательства является Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый 9 ноября 1992 г. Он устанавли­вает принципы проведения операций с российской и иностранной валютой на территории Российской Федерации, полномочия и функции органов валют­ного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридически? и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями, ответственность за нарушение действующего законодательства

В целях оперативного решения возникающих при осуществлении валютных операций проблем и даль­нейшего совершенствования валютного законодате­льства Центральному банк; России предоставлено право на издание обязательных к исполнению но­рмативных актов: инструкции, писем, положении, телеграмм и т.п., которые уточняют и дополняют отдельные вопросы регулирования валютных отно­шений. Наиболее полным нормативным документом ЦБР является письмо Госбанка СССР от 24 мая 1991 г. № 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР» с соот­ветствующими изменениями и дополнениями, вне­сенными ЦЕР.

В ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены основные понятия, используемые в нормативные документах по валют­ному регулированию: валюта Российской Федерации, ценные бумаги в валюте Российской Федерации, ино­странная валюта, валютные ценности, резиденты, не­резиденты, 1алютные операции, текущие валютные операции, валютные операции, связанные движением капитала, уполномоченные банки,ценные бумаги виностранной валюте, драгоценные металлы, при­родные драгоценныекамни.

Важнейшей задачей валютного законодательства является защита российского рубля в условиях обращения свободно конвертируемой иностранной валюты. Согласно ст. 2 вышеуказанного закона расчеты между резидентами осуществляются в ва­люте Российской Федерации без ограничений. ЦБР оп­ределяет условия приобретения и использования нере­зидентами российских рублей. Нерезидентам разреше­но рассчитываться с резидентами как в валюте Россий­ской Федерации, так и в свободно конвертируемой ва­люте, если иное не предусмотрено в международных договорах с участием России. Нерезиденты могут от­крывать на свое имя счета в уполномоченных банках Российской Федерации по местоположению своего представительства либо (при отсутствии представи­тельства) осуществлять расчеты в рублях через рубле­вые корреспондентские счета банков-нерезидентов, от­крытых в уполномоченных банках. Резиденты не имеют права открывать рублевые счета в банках-нерезидентах и их филиалах на территории Российской Федерации. За их счет и по их поручению запрещено списывать сред­ства с рублевых корреспондентских счетов банков-нере­зидентов. Операции по рублевым счетам нерезидентов осуществляются в соответствии с их режимами, ого­воренными в инструкции ЦБР № 16 от 16 июня 1993 г.

Положение о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ от 6 октября 1993 г., утвержденное ЦБР (№ 02-29/36}, Министер­ством финансов РФ (№ 11-05-02) и ТТК РФ (№ 01-20/1007 5), запрещает ввоз, вывоз и пересылку за границу и из-за границы валюты РФ юридическими лицами, за исключением ЦБР, либо по его разреше­нию физические лица (резиденты и нерезиденты) могут ввозить в РФ и вывозить из РФ наличные рубли в пределах норм, устанавливаемых Центральным банком. Письмо ЦБР от 31 марта 1993 г. № 29-1/251 разрешает ввозить и вывозить до 500 тыс. руб. (для государств рублевой зоны) и до 100 тыс. руб. для других государств ближнего и даль­него зарубежья). Письмо ЦБР № 02-29-834 от 23 ап­реля 1993 г. устанавливает для граждан Украины нор­мы ввоза и В1воза наличных рублей, действующие для граждан рублевой зоны (до 500 тыс. руб.). Пересылка наличной валюты РФ за границу и из-за границы физическими лицами запрещена.

Государство гарантирует защиту права собствен­ности на валютные ценности резидентов и нерезиден­тов. Федеральные законы определяют виды обязатель­ных платеже в иностранной валюте в бюджеты всех уровней. Правительство Российской Федерации уста­навливает порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом.

Валютные операции могут осуществляться только через уполномоченные банки на основании оформленных надлежащим образом документов, содержащих информацию о валютной операции и подтверждающих ее соответствие действующему законодательству. Расчеты в иностранной валюте юридические лица-ре­зиденты могут делать только в пределах имеющихся в их распоряжении законных средств. Легальными ис­точниками иностранной валюты могут быть:

- средства федеральных, республиканских и местных бюджетов в иностранной валюте;

- взносы в уставный фонд (капитал);

- валютные кредиты от уполномоченных и иностран­ных банков и финансовых учреждений, других ино­странных юридических лиц на основании лицензии

ЦБР;

- покупка валюты на внутреннем валютном рынке за рубли через уполномоченные банки;

- благотворительные фонды.

Физические лица-резиденты могут иметь в со­бственности

· валютные ценности, введенные, переведенные или пересланных из-за границы в Россию с соблюдением таможенных правил и банковского законодательства;

· наличную иностранную валюту, купленную в уполномоченных банках;

· заработную плату и другие виды вознаграждения в иностранной валюте, полученные от юридических лиц-резидентов и за работу вне территории Российской Федерации от юридических лиц-нерезидентов.

Личные средства граждан подлежат свободному зачислению на текущие счета и во вклады в упол­номоченных банках. Режимы текущих счетов устанав­ливаются в зависимости от характера происхождения вносимой (зачисляемой) валюты.

Действующее законодательство устанавливает сле­дующие рамки на проведение резидентами валютных операций. Текущие валютные операции осуществляют­ся резидентами без ограничений. К текущим валют­ным операциям относятся:

1. переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты, связанные с экспор­том и импортом, без отсрочки платежа и кредитовани­ем на срок не более 180 дней;

2. получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в Российскую Федерацию и из неё доходов по вкладам, инвестициям, креди­там и прочим операциям, связанным с движением капитала;

3. переводы неторгового характера в Российскую Фе­дерацию и из Российской Федерации.

Операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России. К ним относятся:

- прямые инвестиции:

- портфельные инвестиции;

- покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- другие валютные операции,не являющиеся те­кущими.

В настоящий момент юридические лица-резиден­ты могут осуществлять взносы в уставный фонд ре­зидентов за счет собственных валютных средств; фи­зические лица могут приобретать валютные акции коммерческих банков при регистрации проспекта эмис­сии. В расчетах между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валюты допускается в следующих случаях:

- в расчетах между экспортерами транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями при включении стоимости их услуг в цену экспортируемого товара;

- в расчетах между импортерами транспортными, страховыми, экспедиторскими организациями при до­ставке грузов к границе Российской Федерации;

- при транзитных перевозках через территорию Рос­сии;

- за услуги по аренде международных каналов связи предприятиями связи;

- при оплате комиссионного вознаграждения посред­ником, осуществляющим по заказу экспортеров и импортеров операции с иностранными партнерами;

- при расчетах между поставщика» и субпоставщи­ками экспортной продукции в пределах выручки, оста­вшейся в распоряжении экспортеров;

- при оплате расходов и комиссий банковских учреж­дений и посреднических организаций, компенсирую­щих их расходы в иностранной валюте;

- при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческих и банковских кредитов в иностранной валюте;

- при покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Проведение иных расчетов допускается только при наличии специального разрешения Центрального бан­ка России. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров, в ко­торых должна быть ссылка на контракт с иностран­ным контрагентом. Расчеты осуществляются в валюте контракта с иностранным партнером. Уполномочен­ные банки могут предоставлять рублёвые кредиты под залог валютных ценностей. При неспособности долж­ника выполнить свои обязательства заложенные ва­лютные ценности реализуются на внутреннем валют­ном рынке. Требования кредитора покрываются за счет рублевой выручки. При этом уполномоченным банкам запрещено взыскивать с клиентов процент в иностранной валюте по ссудам предоставленным в рублях.

получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации доходов по вкладам, инвестициям, креди­там и прочим операциям, связанным с движением капитала;

 переводы неторгового характера в Российскую Фе­дерацию и из Российской Федерации.

Операции, связанные с движением капитала, осуще­ствляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России. К ним относятся:

· прямые инвестиции:

· портфельные инвестиции;

· покупка прав собственности и иных прав на здания, сооружения, землю, недра и иное имущество, включая недвижимость;

· предоставление и получение отсрочки платежа по экспорту и импорту на срок более 180 дней;

· предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

другие валютные операции,не являющиеся те­кущими.

В настоящий момент юридические лица-резиден­ты могут осуществлять взносы в уставный фонд ре­зидентов за счет собственных валютных средств; фи­зические лица могут приобретать валютные акции коммерческих банков при регистрации проспекта эмис­сии. В расчетах между юридическими лицами-резидентами использование иностранной валты допускается в следующих случаях:

- в расчетах между экспортерами транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями при включении стоимости их услуг в цену экспортируемого товара;

- в расчетах между импортерами транспортными, страховыми, экспедиторскими организациями при до­ставке грузов к границе Российской Федерации;

-  при транзитных перевозках через территорию Рос­сии;

за услуги по аренде международных каналов связи предприятиями связи;

- при оплате комиссионного вознаграждения посред­ником, осуществляющим по заказ экспортеров и импортеров операции с иностранными партнерами;

- при расчетах между поставщика» и субпоставщи­ками экспортной продукции в пределах выручки, оста­вшейся в распоряжении экспортеров;

- при оплате расходов и комиссий банковских учреж­дений и посреднических организаций, компенсирую­щих их расходы в иностранной валюте;

- при проведении расчетов, связанных с получением и погашением коммерческих и банковских кредитов в иностранной валюте;

- при покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Проведение иных расчетов допускается только при наличии специального разрешения Центрального Бан­ка России. Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров, в ко­торых должна быть ссылка на контракт с иностран­ным контрагентом. Расчеты осуществляются в валюте контракта с иностранным партнером. Уполномочен­ные банки могут предоставлять рублёвые кредиты под залог валютных ценностей. При неспособности долж­ника выполнить свои обязательства заложенные ва­лютные ценности реализуются на внутреннем валют­ном рынке. Требования кредитора покрываются за счет рублевой выручки. При этом уполномоченным банкам запрещено взыскивать с клиентов процент в иностранной валюте по ссудам, предоставленным в рублях.

Физические лица-резиденты имеют право:

1. переводить, вывозить или пересылать из Российс­кой Федерации без ограничений валютные ценности, переведенные или пересланные ранее на их бан­ковский счет или ввезенные ими при наличии тамо­женных или других подтверждающих документов;

2. вывозить или переводить за границу при выезде владельца счета валюту, купленную в уполномочен­ном банке в течение года со дня покупки при наличии разрешения либо снятую с текущего счета, на который она должна быть зачислена после покупки в упол­номоченном банке (письмо Госбанка СССР № 352 от 24 мая 1991 г., раздел VIII, пункты 6, 9; инструкция ЦБР № 21 от 25 января 1994 г. «Об утверждении порядка организации работы пунктов обмена иностран­ной валюты на территории Российской Федерации», пункт 6.1);

3. использовать валюту, зачисленную на текущие ва­лютные счета, без предъявления документов о легаль­ном происхождении валюты, только для расчетов на территории Российской Федерации (письмо Госбанка СССР № 352 от 24 мая 1991 г., пункт 7);

4. оплачивать по безналичному расчёту товары и услуги предпри­ятий, имеющих разрешение Центрального банка Рос­сии на розничную торговлю и оказание услуг населе­нию за иностранную валюту на территории Российс­кой Федерации в соответствии с инструкцией ЦБР № 11 от 20 января 1993 г.;

5. продавать валюту уполномоченному банку соглас­но письму Госбанка СССР № 352 от 24 мая 1991 г. (раздел VIII, пункт 15).

Сделки с валютными цен­ностями на территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки, между физическими лицами-резидентами, а также резидентами и нерезидентами допускаются в следующих случаях:

- передача в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;

-  дарение валютных ценно­стей супругу или близким родственникам;

- завещание или получение валютных ценностей по праву наследо­вания;

- приобретение, продажа и обмен единичных ино­странных денежных знаков (в том числе и из драгоцен­ных металлов) в целях коллекционирования.

Приоритетным направлением валютного регулиро­вания является внутренний валютный рынок. Его устойчивое функционирование при нестабильном состоянии экономики требует применения директивных ограничений на вывоз важных ценностей за границу. Юридическим лицам-резидентам запрещено откры­вать текущие валютные счета в иностранной валюте за границей без разрешения ЦБР. Заявления клиентов на открытие валютных счетов за границей рассматрива­ются ЦБР с учётом специфики проведения конкретных операций и невозможности открытия подобных счетов в российских уполномоченных банках.

Юридические лица-резиденты, получившие разре­шение на открытие валютных счетов за границей обязаны отчитываться по остаткам средств и процентам, полученным и помещённым в уполномоченные банки, по форме и в сроки, установленные ЦБР. Часть нахо­дящихся на счетах за границей средств, превышающая необходимые для осуществления операций текущие остатки, может быть переведена в уполномоченные банки по требованию Центрального банка России. Фи­зическим лицам-резидентам разрешено иметь валют­ные счета и вклады в зарубежных банках только на период их пребывания за границей либо по разреше­нию ЦБР. По окончанию срока пребывания остатки средств переводятся в уполномоченные банки либо ввозятся с соблюдением таможенных правил.

Иностранная валюта, полученная резидентами за рубежом, подлежит переводу в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу рези­дента банком плательщика-нерезидента либо другим банком по поручению плательщика.

Переводу не подлежат:

· средства, используемые для оплаты местных рас­ходов резидента из выручки от сооружения объектов на территории иностранного государства;

· поступления от участия в фондовых операциях, ис­пользуемые для дальнейшего участия в операциях и покрытия операционных расходов на период прове­дения операций;

· валютные поступления резидентов от выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за гра­ницей для покрытия рисков по их проведению.

Валютная выручка, переводимая в уполномочен­ный банк и поступавшая собственность резидента, может использоваться для осуществления перевода только для оплаты банковских и иных компенсаций, других расходов, связанных непосредственно с данной операцией. Остатки средств и прибыль от разрешен­ных операций и мероприятий за границей подлежат переводу в Российскую Федерацию в течение 30 дней от даты завершения операций.

При предварительной оплате (авансовых платежах) предприятий и организаций-резидентов в пользу нере­зидентов в уполномоченный банк плательщиком пред­ставляются копии контрактов, в которых должно со­держаться обязательство нерезидента по передаче то­варов (выполнению работ, оказанию услуг) в срок не позднее 180 дней от даты предварительного платежа. В случае осуществления предварительного платежа ре­зидент в течение 180 дней от даты перевода обязан представить в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации и других документов, подтве­рждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг резиденту), либо сообщить о причинах невыполнения обязательств нерезидентом.

Резидентам запрещено продлевать сроки оплаты требований к нерезидентам и их размер. Не допуска­ются также оказание услуг, передача имущества и иму­щественных прав в рублях с последующим получением эквивалента в иностранной валюте за границей.

На счета резидентов в уполномоченных банках под­лежат обязательному зачислению иностранная валю­та, полученная в качестве дара, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера.

Устойчивое предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке обеспечивается:

- обязательной продажей предприятиями-резидентами 50% валютной экспортной выручки через уполномо­ченные банки на межбанковских валютных биржах;

- добровольной продажей юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) собственных валютных средств по коммерческому курсу при посредничестве уполномоченных банков;

- валютными интервенциями Центрального банка России.

Спрос на валюту регулируется ограничениями на ее покупку для предприятий и уполномоченных банков. Предприятия могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для проведения текущих операций и выполнения платежей по задол­женности в иностранной валюте при представлении в уполномоченный банк соответствующих документов.

Уполномоченные банки имеют право приобретать иностранную валюту за счет собственных средств для последующей продажи на внутреннем валютном рын­ке в пределах лимита открытой валютной позиции.

Легализация части наличной валюты населения, снятие ограничений на ее покупку и продажу в упол­номоченных банках сделали необходимым регулирова­ние розничной торговли за иностранную валюту. Со­гласно инструкции ЦБР Л № 11 от 21 января 1993 г. указанной деятельностью могут заниматься юридичес­кие лица-резиденты, получившие специальную лицен­зию в территориальных главных управлениях ЦБР. Запрещается реализация за иностранную валюту това­ров, произведенных в РФ или купленных за рубли.

За иностранную валюту могут реализовываться в безналичном порядке товары, купленные:

1. у нерезидента непосредственно, по договорам ко­миссии или поручениям;

2. у российского посредника, закупившего товары у нерезидента;

3. услуги гостиниц, баров и ресторанов;

4. услуги по различным видам страхования, связан­ные с выездом граждан за рубеж и приобретением ими товаров зарубежного производства;

5. услуги по перевозке пассажиров и их багажа по территории Российской Федерации (для нерезидентов) и в международном сообщении;

6. услуги по международной связи;

7. услуги по международному туризму;

8. услуги по организации обучения (стажировке) рос­сийских граждан за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Реализация указанных товаров и услуг осуществля­ется одновременно за рубли и иностранную валюту по самостоятельно установленному коммерческому кур­су. Выручка в иностранной валюте зачисляется на текущие валютные счета и не подлежит обязательной продаже на внутреннем валютном рынке. С 1 января 1994 г. оплата перечисленных товаров и услуг возмож­на только в безналичном порядке, за исключением магазинов беспошлинной торговли, представительств иностранных транспортных компаний.

Магазинам беспошлинной торговли разрешено за­ниматься розничной торговлей за иностранную валю­ту под таможенным контролем на таможенной территории РФ при наличии разрешения территориаль­ных ГУ ЦБР и с применением зарегистрированных в Государственной налоговой инспекции контрольно-кассовых машин.

Без ограничений на текущие валютные счета пред­приятий, учреждений, организаций (резидентов и нерезидентов) в уполномоченных банках могут зачи­сляться следующие поступления в наличной иностранной валюте:

- неиспользованный остаток средств на командиро­вочные расходы, ранее полученные предприятием;

- таможенные платежи физических лиц согласно та­моженному законодательству;

- суммы в уплату физическими лицами подоходного налога в соответствии с налоговым законодатель­ством;

- конфискованные суммы в соответствии с законода­тельством РФ;

- выручка от реализации гражданам на территории РФ представительствами иностранных транспортных предприятий перевозочных документов

- суммы, ввезенные в Российскую Федерацию с со­блюдением таможенных правил по доверенности пред­приятий, учреждений и организаций-нерезидентов.

Предоставление в кредит наличной иностранной валюты и погашение кредита наличной иностранной валютой допускаются только по межбанковским до­говорам для обеспечения валютно-кассового обслужи­вания клиентов.

Консульские сборы в наличной иностранной валю­те запрещено зачислять на текущие валютные счета официальных представительств иностранных госу­дарств в уполномоченных банках в связи с возмож­ностью покупки валюты на внутреннем валютном рынке за счет сумм консульских сборов, зачисленных на их рублевые счета типа «Т».

Обязательной продаже не подлежат:

· платежи от резидентов за счет средств, зачисленных на текущие валютные счета после обязательной продажи части экспортной выручки;

· средства, купленные на внутрен­нем валютном рынке;

· экспортная выручка нерезиден­тов, зачисленная на транзитные счета посреднических организаций и перечисляемая по поручению посред­нических организаций на валютные счета нерезидентов за вычетом комиссионного вознаграждения.

С транзитных счетов можно оплачивать относимые на себестоимость расходы по транспортировке, стра­хованию и экспедированию грузов в пользу нерезиден­тов (с перечислением на их валютные или транзитные счета), таможенные процедуры, таможенные пошлины (по разрешению Минфина РФ). Вышеуказанные рас­ходы и комиссия посреднических организаций умень­шают объем экспортной выручки, подлежащий обяза­тельной продаже. Посреднические организации по по­ручению поставщиков экспортной продукции могут переводить экспортную выручку за вычетом комисси­онного вознаграждения в свою пользу на транзитные счета предприятий. Предприятия в этом случае само­стоятельно оплачивают расходы с транзитных счетов и осуществляют обязательную продажу.

Посреднические предприятия могут осуществлять по поручению предприятий -поставщиков экспорт­ной продукции обязательную продажу части экспорт­ной выручки за минусом расходов и комиссионного вознаграждения. Остаток экспортной выручки перево­дится на текущие валютные счета поставщиков экс­портной продукции либо по их поручению на текущие валютные счета посреднических организаций для опла­ты импорта в Российскую Федерацию на основании соответствующих контрактов. Суммы комиссионных вознаграждений посреднических организаций остают­ся на транзитных счетах и подлежат частичной обяза­тельной продаже.

ЦБР установил особый порядок обязательной про­дажи экспортной выручки российских транспортных, страховых, экспедиторских организаций, предприятии и учреждений, оказывающих услуги международной связи (письмо N5 03-113 от 12 ноября 1992 г., письмо № 72 от 24 января 1994 г., письмо N9 19-4-00711414 от 15 июля 1992 г.). Указанные предприятия ежекварталь­но в установленные сроки представляют в уполномо­ченные банки расчеты с указанием сумм, подлежащих обязательной продаже.

Предприятия и организации рыбного хозяйства направляют для обязательной продажи 10% экспортной выручки.

При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня депонирует средст­ва, подлежащие обязательной продаже, на специальном лицевом балансовом счете № 076. Средства с ука­занного счета в течение 7 рабочих дней от даты зачис­ления на него должны быть проданы на межбанковс­кой валютной бирже, в торгах которой принимает участие ЦБР. При условии предварительного согласо­вания с ЦБР допускается их продажа в валютный резерв ЦБР. Если остаток средств на указанном лице­вом счете не достигает минимальной суммы разовой биржевой сделки, банк покупает этот остаток от своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции. Одновременно с депонированием средств оставшаяся часть экспортной выручки зачисля­ется на текущий валютный счет.

При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих дней от даты зачисле­ния поступлений на транзитный счет уполномочен­ный банк в безакцептном порядке списывает с транзит­ного счета 50% всей валютной выручки с зачислением на счет № 076 и последующей продажей в течение 7 рабочих дней на торгах межбанковской валютной биржи.

Концентрация операций по покупке-продаже валю­ты на межбанковских биржах, отмена розничной тор­говли за наличную валюту направлены на сокращение разрыва между существующими курсами иностранной валюты к российскому рублю (текущий курс ЦБР, биржевой и внебиржевой, курсы покупки-продажи на­личной валюты в обменных пунктах).

При проведении валютных операций нерезидентов на территории Российской Федерации необходимо учи­тывать следующие особенности их регулирования. Со­гласно ст. 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валют­ные ценности в Российскую Федерацию при соблюде­нии таможенных правил. Разрешено открытие нерези­дентам счетов в иностранной валюте в уполномочен­ных банках, на которые могут зачисляться наряду с указанными поступлениями в пользу нерезидентов из-за границы следующие средства:

- платежи от резидентов и нерезидентов за реализу­емые товары и услуги на территории Российской Феде­рации;

- погашение обязательств перед владельцами счетов;

- проценты, уплаченные уполномоченными банкам;

- поступления со счетов других нерезидентов в упол­номоченных банках;

- поступления от инвестиций на территории Российс­кой Федерации.

Средства с указанных счетов могут использоваться для торговых платежей на территории Российской Фе­дерации, оплаты обязательств перед резидентами и не­резидентами, размещения в срочные вклады, для ин­вестиционной деятельности. Они могут переводиться за границу и быть проданы уполномоченному банку за рубли.

Закон Российской Федерации «Об иностранных ин­вестициях в РСФСР» от 4 июня 1991 г. определяет правовые и экономические основы инвестиционной де­ятельности нерезидентов. Согласно ст. 1 закона ино­странными инвесторами могут быть только иностран­ные юридические лица, физические лица-нерезиденты, зарегистрированные за границей в качестве предприни­мателей, иностранные государства и международные организации. Инвестирование может осуществляться в прямой и портфельной формах, посредством приоб­ретения имущества, земельных участков и иных при­родных ресурсов в соответствии с действующим зако­нодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением валютного законода­тельства при проведении валютных операций осуще­ствляется органами и агентами валютного контроля. Основными направлениями валютного контроля являются:

1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

2. проверка выполнения резидентами обязательства по продаже валюты на внутреннем валютном рынке и перед государством;

3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

4. проверка полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям и операциям нерезиде­нтов в российских рублях.

Органами валютного контроля являют­ся Центральный банк России и Правитель­ство Российской Федерации. ЦБР как основ­ной орган валютного контроля выполняет следующие функции в рамках действующего законодательства:

· определяет порядок и сферу обращения иностран­ной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте на территории Российской Федерации;

· издает нормативные акты, обязательные к исполне­нию в Российской Федерации резидентами и нерезиде­нтами;

· проводит все виды валютных операций;

· устанавливает правила проведения резидента­ми и нерезидентами операций с валютными ценнос­тями в Российской Федерации, а также правила про­ведения нерезидентами операций с российскими руб­лями и ценными бумагами в валюте Российской Феде­рации;

· утверждает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, при­надлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

· устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам на осуществление валютных операций и выда­ет такие лицензии;

· вводит единые формы отчетности, документации и статистики валютных операций, порядок и сроки их представления;

· готовит и публикует статистику валютных опера­ций Российской Федерации по принятым международ­ным стандартам.

Функции валютного контроля осуществляют аге­нты валютного контроля, например упол­номоченные банки, подотчетные ЦБР. Го­сударственный таможенный комитет и его структурные подразделения выполняют функции контроля при пересечении това­ров, валютных и рублевых ценностей че­рез границу Российской Федерации. В целях усиления контроля за внешнеэкономической деятель­ностью, координации деятельности агентов валют­ного и экспортного контроля создана Федераль­ная служба России по валютному и экс­портному контролю. До завершения формирова­ния ее органов проверку соблюдения требований ва­лютного законодательства выполняет Государст­венная налоговая служба Российской Фе­дерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...