Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классический логопедический массаж




Предисловие

Детский церебральный паралич характеризуется диффузным органическим нарушением центральной нервной системы с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата. Ведущим симптомом заболевания являются двигательные расстройства.

Речедвигательные нарушения проявляются в виде различных форм дизартрии. Они имеют единую патогенетическую основу с двигательными нарушениями, характеризуются многообразием и устойчивостью, как любой двигательный стереотип, закрепленный опытом и временем. Материалы данной брошюры представляют собой обобщенный опыт успешного использования логопедического массажа и логопедической лечебной физкультуры (ЛЛФК) с дошкольниками 3-5 лет в решении ряда практических задач:

§ коррекции речедвигательных нарушений;

§ улучшения гнозиса и динамического праксиса;

§ формирования комплекса сенсорных, двигательных и речевых функций;

§ развитии мелкой моторики руки;

§ коррекции личностных нарушений, характерных для детей с церебральными параличами (черты инфантилизма, негативизм).

Логопедический массаж и лечебная физкультура являются частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. Их постоянное взаимодействие, общие сферы приложения профессиональных интересов обеспечивают успешную реализацию практических задач по каждому разделу работы, способствуют оптимизации лечебного и обучающего процессов.

В комплекс мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:

§ Логопедический массаж.

§ Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.

§ Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА

Логопедический массаж и логопедическая лечебная физкультура проводятся, в несколько этапов.

I этап, на котором решаются следующие задачи:

§ гашение рефлексов орального автоматизма, тонических рефлексов, устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры;

§ активизация мимических мышц и последовательное формирование непроизвольных, а затем и произвольных мимических движений;

§ формирование артикуляционных укладов;

§ формирование артикуляционных движений;

§ развитие двигательных функций руки (опорность, захват, манипуляции);

§ проведение мероприятий, формирующих адекватные способы общения, стабилизирующих эмоциональную сферу (в частности, снижающих чувство страха, т. к. возникновение страхов сопровождается усилением спазмов и гиперкинезов).

II этап посвящен:

§ формированию устойчивых двигательных и речевых кинестезии (кинестетического контроля и следового образа движения артикуляционной мускулатуры);

§ выработке качественной характеристики мимической позы и артикуляционного уклада (произвольность, точность, дифференцированность, переключаемость),

§ выработке качественной характеристики мимического и артикуляционного движения (плавность, соразмерность, ритмичность, амплитуда, дифференцированность, переключаемость);

§ развитию моторики руки (ритма и дифференциации движений);

§ формированию мотивации деятельности и активных личностных установок.

III этап направлен на:

§ улучшение динамического праксиса;

§ развитие мелкой моторики руки (ритма и координации движений);

§ коррекцию звукопроизношения;

§ формирование навыков целенаправленной деятельности.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

В работе с детьми используют следующее виды массажа:

§ Классический.

§ По биологически активным точкам (БAT).

§ С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Классический логопедический массаж

Последовательность движений сверху вниз - ото лба к подбородку (на этапе подготовки мышц последовательность движений снизу вверх - от шеи ко лбу).

Направление движений: от центра к периферии по ходу мышцы, по месту прикрепления мышц.

Движения различаются по силе воздействия (глубокие и медленные - седативные, поверхностные и быстрые - тонизирующие), по типу (поглаживающие, разминающие, перетирающие, растягивающие, вибрационные, надавливающие, поколачивающие, похлопывающие).

Ниже предлагается универсальная схема массажа (без учета формы и степени выраженности дефекта). См. табл. №1.

Таблица №1

Часть лица Направление движения Тип движения
  - от подбородка к вискам; - от уголков рта к вискам; - от крыльев носа к вискам; - вдоль скуловой кости к вискам, - по надбровным дугам по направлению к вискам поглаживающие, растягивающие
Лоб - вдоль мышцы, сморщивающей лоб (от корня носа к волосистой части головы), - по надбровной дуге в направлении к вискам; - по краю лобной кости поглаживающие и разминающие, вибрационные (при спастичности мышцы, сморщивающей лоб) поглаживающие, разминающие
Глаза - в точке VB 1 к вискам; - в точке Taiyang к вискам; - в точке Е 1 в направлении сверху вниз; - вдоль глазничной части круговой мышцы глаза (верхнего края скуловой кости), в местах прикрепления малой скуловой, большой скуловой, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы, поднимающей верхнюю губу. растяжка поглаживающие и разминающие
Нос - от корня к кончику носа с фиксацией в точке VG 25 - вдоль крыльной части носовой мышцы поглаживающие и разминающие, разглаживающие, растирающие, вибрационные
Носогубная складка - вдоль "царской мышцы" с фиксацией и растяжкой в точке Е 4 (в стороны). растягивающие
Щеки - от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть; от угла рта к вискам по щечной мышце Растягивающие поглаживающие, разминающие, растягивающие перкуссионные, при наличии АШТР-растягивающие
Рот - от угла рта (в точке Е4): а) в стороны (в месте прикрепления мышцы, опускающей угол рта, щечной мышцы, малой и большой скуловых мышц, мышцы, поднимающей угол рта, мышцы смеха); б) вверх ("улыбка клоуна") - по краевой части круговой мышцы рта, образуемой мышечными пучками от мимических мышц (мышцы, поднимающей угол рта, мышц, поднимающей верхнюю губу, щечной и др.); - по верхней и нижней губе (с внешней и внутренней сторонам круговой мышцы; - по ротовой мышце двухсторонние растягивающие поглаживающие, надавливающие, разминающие круговые движения разминающие возвратные движения поколачивающие движения мягкой щетиной зубной щетки (направление движения по часовой стрелке)
Подбородок - от подбородка к углу рта (вдоль мышц: опускающей угол рта, нижнюю губу и подбородочной мышцы); - вдоль скуловой кости нижней челюсти (в местах прикрепления жевательной мышцы, мышцы опускающей угол рта, нижнюю губу); - вдоль мышц дна ротовой полости поглаживающие и разминающие, растягивающие вибрационные растягивающие
Шея - вдоль грудинно-ключично-соцевидной мышцы поглаживающие, растягивающие

Массаж предваряет проведение пассивно-активной гимнастической и артикуляционной мускулатуры. Пассивно-активная гимнастика мышц шеи является промежуточным звеном между любым видом массажа лицевой мускулатуры (точечным, классическим) и массажем языка. С ее помощью успешно снимается спастичность мышц корня языка, что способствует вынесению языка из полости рта. Гимнастика для мышц шеи проводится последовательно:

§ в три этапа: пассивно (руками логопеда), активно (выполняется ребенком по инструкции), с сопротивлением;

§ в трех положениях: лежа на животе (с целью гашения тонических рефлексов, устранения патологических синкинезий), на спине (предплечья на краю кушетки), в вертикальном положении;

§ с наращиванием нагрузки от 1-3 до 12-15 раз.

Исключение составляют круговые движения головой (не более 3 раз в каждую сторону). Повторяемость движений на пораженной и здоровой стороне тела находится в соотношении 3:1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...