Принцип дифференцированного подхода
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 С учетом принципа дифференцированного подхода, составляются индивидуальные микропрограммы для детей с различными формами церебрального паралича и дизартрии, их сочетанными и осложненными формами. Используя универсальные схемы (см. таблицы логопедического массажа и массажа по точкам), подбираются комплексные приемы и методы с учетом формы, степени выраженности дефекта, сопутствующих заболеваний. Ниже приведены примеры различных вариантов комплексных нагрузок. 1 вариант: а) сегментарный массаж шейно-плечевого отдела (массажист); б) логопедический массаж; в) пассивно-активная гимнастика; г) дыхательные упражнения. 2 вариант: а) плантарный (рук и кистей) массаж (массажист); б) ЛЛФК (пассивно-активная гимнастика дистальных отделов с использованием вспомогательных средств); в) задания, направленные на развитие фонематического слуха. 3 вариант: а) занятия в бассейне (инструктор ЛФК); б) логопедический массаж; в) пассивно-активная гимнастика; г) голосовые упражнения. Приложение 1. Как изготовить логопедическую щетку "Ёжик" 1. Возьмите (купите) массажную щетку для волос с деревянными зубьями; с условием, что она должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. 2. Выньте резиновую основу с зубьями, На обратную сторону резиновой основы приклейте кожу (от старой обуви, перчаток) или толстый войлок для придания "ежику" жесткой формы. 3. Возьмите резинку шириной 3,5 см и пришейте ее к "ежику", это способствует более плотному прилеганию щетки к ладонной поверхности руки (большой палец руки отведен). Приложение 2. Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"
1. Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б"). 1.1. Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик". 1.2. Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа
1.3. Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания). Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток па обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а"). 2. Упражнения па соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения. Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, отстукивая ритм обеими руками. Например: / / / / / / / / "Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу". С безречевыми детьми это упражнение выполняется способом совмещенных действий, когда логопед проговаривает текст, отхлопывая или отстукивая ритм руками ребенка. 3. Упражнения с использованием звукоподражаний голосам животных, птиц, бытовым шумам. тук, тук-тук, Тук-тук-тук. 3.1. Воспроизведение звукоподражаний с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием): а) с наращиванием ряда: хлоп - хлоп - хлоп, хлоп-хлоп, хлоп. б) с заданным количеством (один - много).
3.2. Со сменой темпа (быстро-медленно). 3.3. Со сменой ударения (громко - на ударных слогах, тихо – на безударных). 3.4. Со сменой звукоподражаний и соответствующих им движений:
3.5. С изменением громкости (от тихого полушепота к громкому голосу) и двигательных усилий (от легких касаний к интенсивному отстукиванию). 4. Упражнения с использованием слоговых рядов. 4.1. Проговаривание слоговых рядов с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога (рукавички на обеих руках): а) одинаковых - па-па-па, б) со сменой темпа (медленно - быстро) – па-па-па-па, па-па-па-па; па-па-па-па-па-па, па - па - папа - па - па-па-па - па. в) с наращиванием ряда – та, та-та, та-та-та, та-та-та-та. Целью подобных упражнений является достижение координации голосоподачи и движений. Учет количества слогов и движений не производится в упражнениях а), б). 4.2. Проговаривание слоговых рядов: а) со сменой согласных- па-па-та, па-та-ка, ка-та -па, та-па-ка; б) со сменой парных согласных – ба-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, та-да-да, та-та-да, да-та-та. 4.3. Слоговые ряды со сменой ударной позиции слога: а) произвольно выбранного слога (первого или последнего в слоговом ряду); б) со звонкими согласными в ударной позиции - ба-па-па. 4.4. Запоминание слогового ряда с отхлопыванием или отстукиванием каждого слога по речевому и двигательному образцу взрослого. 4.5. Проговаривание слоговых рядов со сменой движения: а) Слоговые ряды со сменой гласных: па-па-пу, па-пу-па, пу-па-па. Слоги со звуком "А " проговариваем, отхлопывая ладошками, слоги со звуком "У" - отстукивая по столу. б) Слоговые ряды с ритмичной сменой гласных: па-пу-па-пу, па-па-пу-па-па-пу 4.6.Воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения. Логопед показывает движение руками и артикуляцию слога (беззвучно), побуждая ребенка громко повторить заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы. 5. Упражнения с использованием слов. 5.1. Ритмическое проговаривание слова или звукокомплекса, контура слова (для безречевых детей) с одновременным движением обеих рук (отстукиванием, отхлопыванием):
а) с различной слоговой структурой, б) с ритмической сменой "длинных и коротких" слов: машина - дом - машина - дом; в) слов-паронимов: лак - лук, дом - дым, сова - сама. 5.2. Запоминание цепочки слов: а) с опорой на зрительный анализатор (игрушки, картинки); б) с наращиванием ряда слов (игрушек, картинок), 5.3. Соотнесение ритмической схемы с заданным словом (картинкой). Дети вместе с логопедом отхлопывают слова различной слоговой структуры. Затем взрослый последовательно дает образец ритмической схемы слов этого ряда, предлагая детям соотнести схему со словом (картинкой).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|