Кадры предприятий торговли: понятие, виды, показатели эффективности использования
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Применительно к торговле под «трудовыми ресурсами» понимается часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности, для выполнения возложенных на него социально-экономических функций по реализации товаров и обслуживанию населения. То есть трудовые ресурсы торговли представляют собой совокупность как занятых в ее отраслях, так и потенциальных работников [27]. Для характеристики трудовых ресурсов в торговле используется и категория «кадры торговли». Кадры торговли - это совокупность всех занятых в отрасли и на ее отдельных предприятиях работников в трудоспособном возрасте. Для правильной экономической характеристики анализа и планирования трудовых ресурсов торговли большое значение имеет научно-обоснованная их классификация (табл. 2). Таблица 2 – Классификация трудовых ресурсов торговли [27]
Особое внимание на предприятиях торговли в условиях рыночных отношений должно уделяться детальному анализу численности работников, цель которого - изучение состава работников предприятия, эффективности их использования (табл. 3).
От обеспеченности предприятия персоналом и эффективности его использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как результат — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Основными задачами анализа являются [30]: • изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений персоналом по количественным и качественным параметрам; • оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования персонала на предприятии; • выявление резервов более полного и эффективного использования работников предприятия. Источниками информации для анализа служат план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров. Таблица 3 – Показатели, характеризующие использование работников на предприятиях торговли [27]
В ходе анализа целесообразно также рассчитывать абсолютную иотносительную экономию численности работников предприятия:
1. Абсолютная экономия численности: а) за счет сокращения «неоправданных» потерь рабочего времени (Эвр): Эвр = (13) где Фрв0, Фрв1 - фонд рабочего времени одного работника до и после внедрения мероприятия по сокращению потерь времени, час; Ч - численность работников до внедрения мероприятия, чел.; t - период действия мероприятия, месяцев, б) за счет внедрения более совершенного нового оборудования (Эоб):
Эоб = (14) где Ч - численность работников, необходимая для выполнения оборота розничной торговли, чел.; d - условная экономия численности работников за счет внедрения более совершенного оборудования, чел.; Эу - условная экономия численности работников за счет внедрения более совершенного оборудования, чел. 2. Относительная экономия численности работников торговли: а) за счет сокращения потерь рабочего времени по временной нетрудоспособности в связи с улучшением условий труда (Эвт):
Эвт = (15) где По, П1 - потери рабочего времени до и после проведения мероприятий, час; Чпл - плановая численность работников, чел. б) за счет внедрения прогрессивных форм торговли (Эп): Эп (чел) = (16) где Ч - численность работников, необходимая для выполнения оборота исходя из производительности труда при индивидуальной форме продажи, чел.; ΔПТ - прирост производительности труда за счет внедрения прогрессивных форм торговли, %. [27]
Основные причины экономии или превышения численности работников предприятия приведены в табл. 4. Таблица 4 - Причины снижения (превышения) численности работников предприятий торговли [27]
В современных условиях хозяйствования происходящие изменения в экономике приводят к изменению состава и структуры работников торговли, что, в конечном счете, влияет на эффективность деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|